Экономика в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 14:58, реферат

Краткое описание

Таможенное дело - это порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля.
Таможенное дело составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ………….4
1.1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО……………………………….4
1.2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА………………………..8
1.3. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВА…………………..10
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ………………………………………………………………………………………...14
2.1. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………….14
2.2. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ…………………............................................19
2.3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ…………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Файлы: 1 файл

экономика1.docx

— 70.47 Кб (Скачать)

 

Значительно увеличился товарооборот с Соединенным Королевством (на 1,1 млрд. долл. США), Польшей (на 149,7 млн. долл. США), Италией (на 111,7 млн. долл. США).

Снизился товарооборот с Нидерландами (на 1,3 млрд. долл. США), Россией (на 855,9 млн. долл. США), Украиной (на 259,9 млн. долл. США), Германией (на 159,6 млн. долл. США), Китаем (на 114,7 млн. долл. США).

Товарооборот с Российской Федерацией по сравнению с январем-апрелем 2013 года уменьшился на 6,7% и составил 12,0 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось отрицательное, величиной 2,2 млрд. долл. США. Экспорт снизился на 6,2%, импорт - на 7,0%.

Товарооборот с Украиной уменьшился на 12,7% и составил 1,8 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 766,3 млн. долл. США. Экспорт снизился на 4,5%, импорт - на 28,3%.

Товарооборот с Казахстаном по сравнению с январем-апрелем 2013 года увеличился на 14,7% или на 36,9 млн. долл. США и составил 287,7 млн. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 218,0 млн. долл. США. Экспорт возрос на 12,9%, импорт - на 30,0%.

В торговле со странами СНГ увеличился товарооборот с Туркменией (на 8,6 млн. долл. США, составив 77 млн. долл. США), Таджикистаном (на 6,0 млн. долл. США, составив  19,6 млн. долл. США), Арменией (на 1,2 млн. долл. США, составив 11,1 млн. долл. США). Снизился товарооборот с Молдовой (на 27,6 млн. долл. США, составив 98,6 млн. долл. США), Узбекистаном (на 9,3 млн. долл. США, составив 29,9 млн. долл. США), Киргизией (на 1,3 млн. долл. США, составив 34,3 млн. долл. США), Азербайджаном (на 0,1 млн. долл. США, составив 61,8 млн. долл. США).

Товарооборот со странами Таможенного союза по сравнению с январем-апрелем 2013 года снизился на 6,3% и составил 12,3 млрд. долл. США - 49,6% общего товарооборота Республики Беларусь. Экспорт уменьшился на 5,4% и составил 5,1 млрд. долл. США, импорт - на 6,9% и составил 7,1 млрд. долл. США. Отрицательное сальдо составило 2,0 млрд. долл. США.

Товарооборот со странами вне СНГ составил 41,9% общего товарооборота Республики Беларусь.

Товарооборот со странами ЕС по сравнению с январем-апрелем 2013 года уменьшился на 3,2% и составил 7,1 млрд. долл. США - 28,7% общего товарооборота Республики Беларусь. Экспорт незначительно увеличился (на 0,2%) и составил 4,1 млрд. долл. США, импорт снизился на 7,5% и составил 3,0 млрд. долл. США. Положительное сальдо составило 1,1 млрд. долл. США.

Товарооборот со странами, входящими в ВТО, по сравнению с январем-апрелем 2013 года уменьшился на 6,0% и составил 24,0 млрд. долл. США - 96,9% общего товарооборота Республики Беларусь. Экспорт уменьшился на 3,1% и составил 11,6 млрд. долл. США. Импорт сократился на 8,6% и составил 12,4 млрд. долл. США. Отрицательное сальдо составило 751,7 млн. долл. США.

Основные торговые партнеры среди стран вне СНГ – Соединенное Королевство, Германия, Китай, Польша, Италия, Нидерланды, Литва.

На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

Первая. Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка Республики Беларусь и создание конкурентной среды.

Вторая. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на белорусский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

Третья. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть государственного бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

1. отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

2. импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому государственные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

Основным инструментом государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано выше.

Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых было сказано выше.

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок Республики Беларусь был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах. [13, с.44]

В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок Беларуси перенасыщен по определенным позициям. Поэтому следует ограничить импорт зарубежной продукции по этим товарам. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Республики Беларусь и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

-установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

-своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

-определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

-более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:

    • постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза;
    • увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;
    • усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета Республики Беларусь с Минфином, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами. [14, с.167]

Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефицит каких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашу отечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции.

Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны. [15, с.391]

Однако в ближайшем будущем предстоит решить множество проблем стоящих в настоящий момент перед таможенной службой страны и ее руководством. В число внутренних проблем входит слабый профессионализм большинства служащих таможенного дела, коррупция и взяточничество в таможенных органах. Главной внешней проблемой остается рост потоков контрабандной продукции из-за рубежа, что медленно, но верно подрывает экономику нашей страны. В таких условиях навести порядок в таможенных органах будет непросто, но необходимо.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В укреплении экономической безопасности Республики Беларусь принимают участие все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность страны в пределах своей компетенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой,  незаконными валютными операциями и др.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы Республики Беларусь были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов.

Главное назначение и роль таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенные правила и нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри - и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны имеющимися средствами, и присущими им методами, защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, регионов, предприятий и хозяйственных организаций.

Таможенное дело снижает внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасности страны и т.д.

Таможенное дело в современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного белорусского общества.

В ближайшем будущем предстоит решить множество проблем стоящих в настоящий момент перед таможенной службой страны и ее руководством. В число внутренних проблем входит слабый профессионализм большинства служащих таможенного дела, коррупция и взяточничество в таможенных органах. Главной внешней проблемой остается рост потоков контрабандной продукции из-за рубежа, что медленно, но верно подрывает экономику нашей страны.

Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза
  2. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
  3. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - М.: Социум, 2005. - 410 с.
  4. Свинухов В.Г. Таможенное дело. - М.: Экономист, 2005. - 297 с.
  5. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008 - 192 с.
  6. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2005. - 479 с.
  7. Основы таможенного дела: учебник / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2004. - 687 с.
  8. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. - М.: Март, 2003. - 208 с
  9. 13. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело. - Ростов на Дону: Феникс, 2007 - 318 с.
  10. Жуковская В., Трофимова И., Чертко Н. Что отражает таможенная статистика // Международная экономика и международные отношения. - 2004. - №12. - С.13 - 24.
  11. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист, 2008. - 624 с.
  12. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле. - М.: Бизнес-Пресса, 2004. - 253 с.
  13. Парасочка В.Т. Таможенные механизмы регулирования параметров потребительского рынка // Законодательство и экономика - 2001 - №8 - С.44 - 48.
  14. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2003 - 304 с.
  15. Кухаренко В. Современная культура таможни: проблемы развития // Безопасность Евразии. - 2000. - №2. - С.391 - 401.
  16. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 265 с.
  17. Романова Е.В. Таможенные платежи. - Спб.: Питер, 2005. - 232 с.
  18. Трошкина Т.Н. Таможенные платежи: учебно-практическое пособие. - Нижний Новгород: Городец, 2007. - 128 с.
  19. Электронный ресурс http://www.gtk.gov.by

Информация о работе Экономика в таможенном деле