Экономика в таможенном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 14:58, реферат

Краткое описание

Таможенное дело - это порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля.
Таможенное дело составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ………….4
1.1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО……………………………….4
1.2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА………………………..8
1.3. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВА…………………..10
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ………………………………………………………………………………………...14
2.1. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………….14
2.2. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ…………………............................................19
2.3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ…………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Файлы: 1 файл

экономика1.docx

— 70.47 Кб (Скачать)

Итак, таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики.

Таможенное дело снижает внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасности страны и т.д.

Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны применяют различные меры экономической политики.

 

 

 

 

2.2. Таможенно-тарифное регулирование  внешнеэкономической деятельности  как основной инструмент в  обеспечении экономического развития  страны

 

В современной экономике таможенное регулирование ВЭД традиционно рассматривается как основной инструмент внешней торговой политики, посредством которой государство имеет возможность не только регулировать свои экономические отношения с внешним миром, но и корректировать состояние внутреннего рынка.

Таможенное регулирование ВЭД представляет собой комплекс мер связанных с ведением, изменением и прекращением действия различных видов таможенных пошлин, взимаемых с ввозимых в страну товаров и вывозимой из страны продукции.

Соответственно в роли непосредственного инструмента таможенно-торгового регулирования выступает таможенная пошлина.

Применение мер таможенно-торгового регулирования по сути означает установление определенных ограничений (варьирование их уровня) на ввоз зарубежной продукции или вывоз отечественной продукции.

Существует два концептуальных противоположных подхода к управлению использования таможенных тарифов в системе государственного регулирования: протекционизм и фритрейдерство.

Протекционизм – это политика использования ограничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления иностранной конкуренции.

Фритрейдерство (политика свободной торговли) – это политика устранения ограничений международной торговли, а также в международном обмене, факторов производства с целью активизации международных экспортных отношений.

Согласно протекционистской концепции, применение таможенно-торгового регулирования необходимо для стимулирования национальной экономики посредством поддержки местной промышленности.

При этом в качестве основных причин, обуславливающих использование таможенных тарифов называются следующие:

1) Тариф необходим для поддержки всех отечественных производств, которые не в состоянии конкурировать  с более дешевым иностранным товаром, производимым с помощью более современных технологий. Тарифная защита дает возможность местным предприятиям находить финансовые ресурсы для технологической организации производства, осуществление которой позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

2) Тариф необходим для поддержки молодых отраслей промышленности, которые еще только формируются в данной стране, в то время как в других странах они уже достаточно сильно развиты. Без тарифной защиты, по крайней мере, на период становления и импорт дешевой зарубежной продукции способен погубить данную отрасль, не дав ей развиться.

3) Тариф стимулирует иностранные инвестиции. В целях доступа на защищаемый таможенной пошлиной рынок, зарубежный производитель может пойти на организацию производства на территории данной страны.

4) Тариф является средством поддержания национальной безопасности, обеспечивая защиту от иностранной конкуренции, стратегически важных для безопасности государства, которое работает на оборону страны. Кроме того подчеркивается, что таможенная пошлина является важным источником дохода для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

С другой стороны, в соответствии с фритрейдерской концепцией использования тарифов, ограничений, оказывается негативное влияние на национальную экономику, вследствие чего необходимо отказаться от ее применения. Данная концепция основывается на следующих положениях:

1. Тарифы снижают аллокативную эффективность (эффективность распределения ресурсов), стимулируя их в перелив ресурсов в пользу низкоэффективных, но защищенных отраслей. Следовательно, замедляется экономическое благосостояние, использующей импортный тариф страны.

2. Введение тарифов может привести к торговым войнам, которые способны оказать крайне негативное влияние на экономику страны – инициатора введения тарифов.

3. Тариф увеличивает расходы потребителей, так как из-за тарифа они вынуждены покупать и импортные, и аналогичные отечественные товары по более высоким ценам, следовательно, снижается доход потребителей. Наряду с этим, общее повышение уровня цен, вызванных тарифом, ведет к увеличению стоимости жизни  страны.

4. Тариф на импортные товары косвенно подрывает позиции местных экспортеров, использующих в качестве сырья и материалов как импортную, так и аналогичную ей отечественную продукцию.

5. Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости, способствуя сохранению или увеличению рабочих мест на импортозамещающих производствах; импортный тариф приводит к более значительному сокращению занятости в экспортном и другим, связанных с ним, секторах.

Каждый из приведенных доводов, как в поддержку, так и против применения тарифных ограничений, не является бесспорным и с разной степенью обоснованности оспаривается сторонниками противоположенных концепций.

Проблема тарифного ограничения (тарифного протекционизма) не редко рассматривается в контексте более широкой задачи формирования внешнеторгового режима страны. Выбор импортозамещающего основанного на тарифном протекционизме, либо экспортоориентированного (предусматривающего либеральные условия доступа на внутренний рынок зарубежной продукции) торгового режима сопряжен с определением парадигмы экономического развития государства.

Эмпирические данные последней трети 20-го века показали, что экономическая политика, основанная на импортозамещении, всегда оказывалась менее плодотворной, нежели экспортоориентированная. Вместе с тем импортозамещающий режим, не смотря на признаваемую сегодня их меньшую эффективность в сравнении с экспортоориентированием, все же давал толчок к промышленному развитию.

Экспортные отрасли промышленности практически всегда и везде формировались на базисе секторов, ориентированных вначале на внутренний рынок. Наиболее известные исключения из этого правила только Швейцария и Гонконг, которые использовали свободную торговлю в качестве наверстывания. Следовательно, использование тарифного протекционизма также может способствовать укреплению национальной промышленности, а сам он может являться фактором экономического развития, однако гарантированная причинно-следственная связь между установлением тарифных ограничений и положительным изменениям в экономике все же отсутствует. Принимая во внимание также меньшую эффективность импортозамещающую стратегию в сравнении с экспортоориентированием отметим, что использование тарифного протекционизма в качестве фактора экономического развития может быть целесообразным лишь как временная тактическая мера перед либерализацией внешней торговли.

 

2.3. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач

 

Центральным таможенным органом является ГТК. Он направляет, координирует и контролирует деятельность всех таможенных органов республики. В структуру ГТК входят 10 управлений и 2 самостоятельных отдела; Первые четыре управления и отдел таможенной инспекции непосредственно реализуют функции таможенного регулирования. Остальные структурные подразделения обеспечивают деятельность таможенных органов.

ГТК подчинены таможни, которые непосредственно осуществляют государственный таможенный контроль на территории закрепленных за ними зон оперативной деятельности. В республике имеется 10 таможен, которые выполняют свои функции в 185 пунктах таможенного оформления, из которых 47 пограничных и 138 внутренних. Брестская таможня; Витебская таможня; Гомельская таможня; Гродненская региональная таможня; Минская региональная таможня; Минская центральная таможня; Таможня «Минск - 2»; Могилевская таможня; Мозырская таможня; Ошмянская таможня.

По данным таможенной статистики в Республике Беларусь объем внешней торговли товарами (внешнеторговый оборот) в январе-апреле 2014 года составил 24,7 млрд. долл. США, что на 6,1% меньше, чем в январе-апреле 2013 года. Товарооборот со странами СНГ составил 14,4 млрд. долл. США (58,1% общего товарооборота) и по сравнению с январем-апрелем 2013 года уменьшился на 7,1%. Товарооборот со странами вне СНГ снизился на 4,5% и составил 10,4 млрд. долл. США.

 

Таблица 1

Месяц

Экспорт

Импорт

млн. долл. США

в % к соответствующему периоду 2013 года

млн. долл. США

в % к соответствующему периоду 2013 года

Январь

2 734,4

92,9

2 792,7

88,8

Февраль

2 915,4

92,5

3 091,6

90,9

Март

3 416,2

103,8

3 365,8

94,0

Апрель

3 088,6

98,4

3 342,1

90,7

Итого за январь-апрель 2014 года

12 154,6

97,0

12 592,1

91,1


Сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное в размере 437,5 млн. долл. США (в январе-апреле 2013 года – отрицательное в размере 1,3 млрд. долл. США). Со странами СНГ сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное и составило 992,0 млн. долл. США (в январе-апреле 2013 года – отрицательное в размере 1,3 млрд. долл. США). Со странами вне СНГ сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 554,5 млн. долл. США (в январе-апреле 2013 года – положительное в размере 52,5 млн. долл. США).

Экспорт Республики Беларусь составил 12,2 млрд. долл. США и снизился по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 3,0%.

Экспорт в страны СНГ снизился на 5,3%, составив 6,7 млрд. долл. США.

Экспорт в страны вне СНГ увеличился на 0,1%, составив 5,5 млрд. долл. США.

Импорт Республики Беларусь в рассматриваемом периоде снизился на 8,9% и составил 12,6 млрд. долл. США.

Импорт из стран СНГ снизился на 8,6%, составив 7,7 млрд. долл. США.

Импорт из стран вне СНГ уменьшился на 9,2%, составив 4,9 млрд. долл. США.

Итоги внешней торговли с отдельными странами:

В таблице приведены данные об общем товарообороте, экспорте и импорте Республики Беларусь со всеми странами СНГ и основными торговыми партнерами среди стран вне СНГ (более 1% общего товарооборота Республики Беларусь).

   Таблица 2

СТРАНА

Доля  в общем товарообо-роте Республики Беларусь

Экспорт, млн. долл. США

Январь-апрель   2014 г. к январю-апрелю 2013 г.

Импорт, млн. долл. США

Январь-апрель    2014 г. к январю- апрелю 2013 г.

РОССИЯ

48,4

4888,3

93,8

1094,0

93,0

УКРАИНА

7,2

1272,6

95,5

506,3

71,7

СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО

5,6

1325,5

501,6

66,0

88,1

ГЕРМАНИЯ

5,5

593,3

103,7

773,8

81,1

КИТАЙ

3,9

227,8

85,4

746,9

90,8

ПОЛЬША

3,6

334,8

131,1

558,5

114,4

ИТАЛИЯ

3,2

452,1

120,6

333,9

111,5

НИДЕРЛАНДЫ

2,7

567,5

30,9

104,9

83,1

ЛИТВА

2,0

371,5

128,9

135,2

76,2

БРАЗИЛИЯ

1,5

310,9

153,6

60,7

71,0

КАЗАХСТАН

1,2

252,8

112,9

34,8

130,0

МОЛДОВА

0,4

69,6

70,9

29,0

103,5

ТУРКМЕНИЯ

0,3

76,2

113,6

0,7

59,7

АЗЕЙРБАДЖАН

0,2

58,6

101,0

3,3

83,2

КИРГИЗИЯ

0,1

31,9

102,3

2,4

54,4

УЗБЕКИСТАН

0,1

17,5

61,7

12,3

115,0

ТАДЖИКИСТАН

0,1

18,1

156,2

1,5

73,2

АРМЕНИЯ

0,04

8,8

104,3

2,2

160,0

Информация о работе Экономика в таможенном деле