Экономические задачи таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономии государства.
В связи с поставленной целью, вы работе выдвигаются следующие задачи:
- дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;
- определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;
- выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;
- показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед государством;
- осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;
- выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в РФ.
Объектом исследования является механизм таможенного дела в России. Предметом исследования в работе является ролевая деятельность таможенных органов РФ в деле осуществления вклада в развитие экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК РЕГУЛЯТОРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие, сущность и цели таможенного дела
2. Таможенная политика как основа таможенного дела
2 ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
2.1 Основные экономические задачи и функции таможенных органов
2.2 Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны
2.3 Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экономические задачи таможенного дела.docx

— 54.25 Кб (Скачать)

Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических  целей таможенного дела.

Стабилизация положения  в стране зависит от фискальных доходов, взимаемых таможенными органами с участников ВЭД.

 

2.3 Существующие проблемы  и перспективы развития таможенного  дела в области решения экономических  задач

 

На современном этапе  можно выделить три финансово-экономические  проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

- формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

- защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

- обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит  проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство  должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется  за счет двух источников:

- отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

- импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.

Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения  страны, а поэтому федеральные  и региональные власти должны уделять  приоритетное внимание составу и  товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре  ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых  и розничных цен на потребительские  товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего  рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о котором было сказано  выше.

Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых было сказано выше.

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок  России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция  импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как  это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной  промышленности.

И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с  помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и  структурой товарного импорта, чтобы  вовремя пересматривать отдельные  номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные  таможенные пошлины. Например, рынок  России перенасыщен по алкогольным  напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной  одежде и др. По этим позициям следует  увеличивать таможенные пошлины. Это  будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных  товаров.

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных  сегментов, что является главной  экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно  взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным  в таможенной политике является:

- установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

- своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

- определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

- более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения задач и  проблем, стоящих перед таможенными  органами страны, необходимо:

- постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

- увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

- усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.

Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями  таможни - фискальной, регулирующей и  защитной.

Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефицит каких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенных отраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашу отечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции.

Внешняя торговля традиционно  играет важную роль в развитии экономики  любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство  влияет на внешнюю торговлю, это  таможенная политика. Ограничивая или  стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

Действующее российское законодательство позволяет применять практически  все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит  от целей, которые ставит государство  перед таможенной службой.

Вопрос правильного определения  целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется  и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где  принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных  республик и областей.

У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для  экономики. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. По сути дела, в последние годы таможня  рассматривается почти исключительно  как фискальный инструмент, а вся  таможенная политика строится на ужесточении  таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

Таким образом, фискальный перекос  приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня  непосредственно заинтересована в  росте импорта, как главного источника  налогообложения. Следствием такой  политики может стать полное прекращение  производства многих товаров отечественных производителей и превращение страны исключительно в производителя энергоресурсов.

Основная задача государства  заключается в разработке программы  постепенного импортного замещения  путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются  не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных  промышленников что-либо производить.

Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые  могут широко использоваться для  развития различных отраслей промышленности.

Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.

Мировой опыт показывает, что  применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда государство  вводит жесткий протекционистский  режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого  нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.

Итак, в последние годы ФТС регулярно перевыполняет  плановые задания по таможенным выплатам в Федеральный бюджет РФ. Это свидетельствует  о правильном курсе проводимых таможенных реформ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня проблемы таможенного  дела и таможенной службы стоят особенно остро в связи с социальными  проблемами общества, связанными с  нарушениями в таможенном режиме РФ.

Приоритетными направлениями  деятельности таможенной службы России были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование  технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение  экономической безопасности государства  и защита его экономических интересов.

Главное назначение и роль таможенных органов по обеспечению  экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии  на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать  установленные таможенные правила  и нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические  интересы и их защита имеют различные  аспекты: существуют, например, внутри - и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием  промышленного и агропромышленного  комплекса, транспорта и связи и  т.п. Понятно, что таможенные органы призваны имеющимися средствами, и  присущими им методами, защищать и  охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в целом, регионов, предприятий  и хозяйственных организаций.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую  безопасность и защиту экономических  интересов государства, можно разделить  на две группы:

1. Средства правового  регулирования и методы правоохранительной  деятельности. В данном случае  таможенные органы используют  правовое принуждение, санкции,  меры защиты, в соответствии с  действующим законодательством,  пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.

2. Средства и методы  экономического регулирования внешнеторговых  отношений. 

К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения  товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений  на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью развития экономики страны и обеспечения ее экономической  безопасности, включает в себя целый  комплекс правовых, экономических, организационных  и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов  государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности  торгово-экономических отношений, стимулировать  развитие отечественной экономики  и оградить эту экономику от проникновения  извне разрушающих ее деструктивных элементов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Таможенный кодекс таможенного союза. Новосибирск: Сиб.унив.изд., 2010г.

2.  Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза (электронный ресурс) http://www.tsouz.ru/

3. Астапов А. Формирование  единого экономического пространства  стран СНГ // Мировая экономика  и международные отношения. - 2005 - №1 - С.95 - 99.

4. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное  регулирование ВЭД. - М.: Март, 2007. - 240 с. 

5. Драчка О. Куда идет Россия // Мировая экономика и международные отношения - 2005 - №8 - С.58-63.

6. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле. - М.: Бизнес-Пресса, 2004. - 253 с.

7. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008 - 192 с.

8. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - М.: Социум, 2005. - 410 с.

9. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 265 с.

Информация о работе Экономические задачи таможенного дела