Экономические задачи таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономии государства.
В связи с поставленной целью, вы работе выдвигаются следующие задачи:
- дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;
- определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;
- выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;
- показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед государством;
- осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;
- выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в РФ.
Объектом исследования является механизм таможенного дела в России. Предметом исследования в работе является ролевая деятельность таможенных органов РФ в деле осуществления вклада в развитие экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК РЕГУЛЯТОРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие, сущность и цели таможенного дела
2. Таможенная политика как основа таможенного дела
2 ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
2.1 Основные экономические задачи и функции таможенных органов
2.2 Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны
2.3 Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экономические задачи таможенного дела.docx

— 54.25 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим элементом системы  государственного управления внешнеполитическими  связями является таможенная структура, и в первую очередь – таможенно-тарифный механизм, без которого невозможно наладить здоровую экономическую политику в государстве.

Таможенное дело - это  порядок и условия перемещения  через таможенную границу товаров  и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление  таможенного контроля.

Таможенное дело составляют таможенная политика государств, а  также порядок и условия перемещения  через таможенную границу товаров  и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится  к ведению высших органов законодательной  и исполнительной власти государств.

В современный период, в  условиях развития рыночных отношений  в России, восстановления функций  таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает роль таможенных органов, их место в государственном устройстве.

Значительный интерес  в этом плане представляют вопросы  обновления таможенной системы, перехода на международные правила таможенного  контроля с учетом особенностей страны на основе взаимного сотрудничества с таможенными службами стран  Запада и Востока.

Поиски путей более  рациональной организации таможенного  контроля требуют научного предвидения  и прогнозирования, разработки теории таможенного дела. Государства стремятся  к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в государствах развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

В этой связи возрастает научный и практический интерес  к познанию роли и функций таможенных органов, их места в государственном  устройстве. Этим обусловлена актуальность данной темы курсовой работы.

Цель работы состоит в  том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в  развитии экономии государства.

В связи с поставленной целью, вы работе выдвигаются следующие  задачи:

- дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;

- определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;

- выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;

- показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед государством;

- осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;

- выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в РФ.

Объектом исследования является механизм таможенного дела в России. Предметом исследования в работе является ролевая деятельность таможенных органов РФ в деле осуществления вклада в развитие экономики.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК РЕГУЛЯТОРА  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГОСУДАРСТВА

 

    1. Понятие, сущность и цели таможенного дела

 

В современном понимании "таможенное дело" - это сложное  комплексное понятие, непосредственно  связанное с внешней и внутренней политикой российского государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов  и потребностей.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового  обмена (объема, структуры и условий  экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Одной из главных целей  таможенной политики является стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие  таможенного дела должна входить  не только таможенная политика, но и  средства ее реализации: порядок и  условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания "таможенное дело" следует, что  оно в собственном смысле слова  означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому  и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Структуру современного таможенного  дела в общем виде можно представить  следующим образом:

- принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- таможенные режимы;

- таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

- таможенное оформление;

- таможенный контроль;

- предоставление таможенных льгот;

- ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

- правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного  дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного  дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем  взимания таможенных платежей при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов - за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение  и других платежей, взимание которых  возложено на таможенные органы Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного  дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через  таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз  товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в  защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных  устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении  интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу  Российской Федерации наркотических  средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного  дела - гармонизация и унификация с  общепринятыми международными нормами  и практикой.

Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела выражается в том, что Таможенный кодекс допускает  в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с  другими государствами, зон свободной  торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

Интеграционный процесс  сегодня идет практически на всех странах и континентах и охватывает. В этот процесс включатся различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.

Специфика внутригосударственного таможенного регулирования проявляется  среди прочего также и в  его тесной взаимосвязи с международным  правом. В сферу международно-правового  таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки  находящихся под таможенным контролем  грузов, способы оценки товаров для  таможенных целей и др.

Итак, таможенное дело в современном  понимании охватывает довольно сложный  комплекс отношений, непосредственно  связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной  политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных  интересов и потребностей современного российского общества.

 

 

    1. Таможенная политика как основа таможенного дела

 

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового  обмена (объема, структуры и условий  экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность ее выражается в выработке  единой системы согласованных экономических, политических, организационных и  правовых мер по развитию внешнеэкономических  связей страны. По своему содержанию она  представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования  внешнеторгового обмена (объема, структуры  и условий экспорта и импорта). Основным средством осуществления  таможенной политики являются: установление таможенного режима перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов. Совокупность государственных органов, участвующих  в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств  ее реализации, порядок использования  компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования  в целом образуют механизм таможенной политики государства.

Основные цели таможенной политики:

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации,

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка,

- стимулирование развития национальной экономики,

- содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Российской Федерации,

- иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Направленность целей  таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать национальную экономику от развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Важнейшие качественные характеристики таможенной политики непосредственно  связаны с принципом регулирования  внешнеторговой деятельности.

Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:

- единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

- единство политики экспортного контроля;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства.

Информация о работе Экономические задачи таможенного дела