Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции таможенного дела в развитии экономии государства.
В связи с поставленной целью, вы работе выдвигаются следующие задачи:
- дать понятие таможенного дела и таможенного механизма;
- определить сущность таможенной политики государства, как основы таможенного дела;
- выявить роль таможенных органов в деле обеспечения экономической безопасности страны;
- показать инструменты, с помощью которых таможенные структуры способны регулировать ряд внутренних и внешних экономических проблем, стоящих перед государством;
- осветить современное состояние таможенной службы в деле решения стоящих перед ней экономических задач;
- выявить современные проблемы и определить перспективы развития таможенного дела в РФ.
Объектом исследования является механизм таможенного дела в России. Предметом исследования в работе является ролевая деятельность таможенных органов РФ в деле осуществления вклада в развитие экономики.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК РЕГУЛЯТОРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие, сущность и цели таможенного дела
2. Таможенная политика как основа таможенного дела
2 ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
2.1 Основные экономические задачи и функции таможенных органов
2.2 Тарифное регулирование как основной инструмент таможенного дела в обеспечении экономического развития страны
2.3 Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская и политика свободной торговли.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д.
Таможенный протекционизм
впервые стал применяться в XVI веке
в Англии во время промышленного
переворота. Для защиты создаваемых
в стране промышленных предприятий
от конкуренции иностранных
Благодаря протекционизму, Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции - самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.
Протекционизм и фритредерствоимеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.
Таким образом, как развитые
капиталистические страны, так и
Россия в ее далеком прошлом проходили
этапы, условно говоря "закрытого
общественного развития", когда
становление промышленности происходило
в условиях внутригосударственной
конкуренции. И лишь по мере развития
национальной промышленности, формирования
конкурентноспособностипродукци
К сожалению, этот опыт слабо
применяется к современной
Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.
С целью проведения активной
таможенной политики, содействующей
повышению эффективности и
Административные инструменты
регулирования внешней торговли
просто необходимы на современном этапе.
С их помощью государство в
условиях самостоятельного осуществления
большим числом компаний коммерческих
операций может остановить рост внешнеторгового
дефицита и выровнять торговый и
платежный балансы, более рационально
распорядиться иностранной
Итак, таможенная политика - основа таможенного дела. Цели таможенной политики - защита российского рынка товаров и стимулирование развития национальной экономики. Осуществление поставленных целей возможно финансовых и административных инструментов таможенного дела.
2 ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
2.1 Основные экономические задачи и функции таможенных органов
Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой РФ непосредственно связаны с выполняемыми ими функциями. Такими задачами являются:
- участие в разработке таможенной политики РФ и ее реализация;
- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
- защита экономических интересов РФ;
- взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
- участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;
- ведение борьбы с контрабандой;
- ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;
- ведение ТНВЭД;
- содействие развитию внешнеэкономических связей;
- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
Это далеко не полный перечень задач, выполняемых таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен. Кратко прокомментируем основные экономические задачи.
Государственный таможенный
комитет (ГТК) России вместе с региональными
таможенными управлениями, таможнями,
другими таможенными
В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей компетенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др.
Экономические интересы государства
и их защита имеют различные аспекты:
существуют, например, внутриэкономические
интересы и внешнеэкономические. При
этом внутриэкономические задачи могут
быть связаны с развитием
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что,привсе большем развитии мирового разделения труда, России привязывается роль сырьевой страны. Наряду с тем, что многие виды отечественной продукции подвергаются дискриминации на зарубежных рынках и еще большая часть их не может поставляться из-за низкого качества. Выходов из данной кризисной ситуации несколько, остановимся на одном из них.
Для повышения
Помимо прямых инвестиций по классической теории Ф. Котлера существует еще два способа проникновения на зарубежные рынки - это экспорт и совместная предпринимательская деятельность. При выборе модели проникновения на зарубежный рынок важнейшее значение имеют два фактора: степень риска, связанная с той или иной моделью, и степень контроля над ходом процесса международного развития, которая может быть достигнута при использовании данной модели.
Такая форма международной
деятельности, как экспорт, связана
с низким риском, так как не требует
больших инвестиций. Каждая последующая
модель проникновения предполагает
более значительные инвестиции и, следовательно,
сопряжена с большим риском. Параллельно
с увеличением степени риска
возрастает и степень контроля над
зарубежным рынком, которая может
быть достигнута в рамках конкретной
формы международной
Многие российские фирмы избегают заниматься внешнеторговыми сделками, предпочитая продажи на внутреннем рынке, тем более, что внутренний рынок довольно обширен и лишь немногие разработки не находят применения из-за отсутствия спроса. К выходу на внешние рынки могут подтолкнуть два фактора.
Во-первых, это ослабление
маркетинговых возможностей или
изменение конъюнктуры
Во-вторых, фирмы могут быть привлечены ростом возможностей, открывающихся на внешнем рынке для их товаров.
В связи с этим таможенные
органы России совместно с Правительством
с помощью осуществления ряда
мер таможенной и внутренней политики
могут способствовать проникновению
отечественных производителей на зарубежные
рынки. Введение налога, подталкивающего
выход на внешний рынок
Другой мерой, которую могли бы взять на себя таможенные органы является публикация переработанных данных таможенной статистики и информации о намечающихся мировых тенденций, возможностях и перспективных рынков.
Таким образом, должно осуществляться практическое применение пассивной статистической информации. Заинтересованные предприятия увидят потенциальные возможности не уходя с внутреннего рынка, получить для себя и привлекательные внешние рынки, несмотря на все издержи и дополнительные затраты в связи с операциями за рубежом.
Таможенные органы в деле
обеспечения экономической
К мерам экономической политики относятся установление запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, минимальных и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.
В ТК ТС приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.
Наряду с полным запретом
в отношении ввоза в РФ и
вывоза из РФ товаров и транспортных
средств допускается применение
таких мер экономической