Выбор и методика использования дидактических средств обучения на занятиях по технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определение оптимального подхода к выбору дидактических средств обучения на уроках технологии.

Задачи исследования:

- определить совокупность дидактических средств обучения, используемые на занятиях по технологии;

- выявить цели и задачи использования дидактических средств обучения;

-выработать рекомендации по оптимальному выбору дидактических средств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Использование дидактических средств обучения на занятиях Технологии…………………………………………………………………….....5

1.1. Понятие и функции дидактических средств …………………….....5

1.2. Классификация дидактических средств ………………………........7

1.2.1. Визуальные средства …………………………………………...…..10

1.2.2. Аудиальные средства ……………………………………………...12

1.3. Аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства и дидактические машины…………………………………………………………13

Глава 2. Разработка урока по технологии с использованием дидактических средств обучения…………………………………………………….……………….…..14

2.1 Краткий план-конспект уроков с использованием дидактических средств……………………………………………………………………………14

План-конспект урока по технологии………………………...…………15

2.2 Методические рекомендации………………………………….…….22

Заключение…………………………………………………………….…24

Литература……………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

КурсяК.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

ИЗЛОЖЕНИЕМ  УЧИТЕЛЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

РАЗМЕТКА ДРЕВЕСИНЫ.

Столярные изделия  изготовляют по чертежам. Каждая деталь изделия своими размерами и формой должна полностью отвечать чертежу. Назначение разметки — способствовать получению деталей с точными, соответственно чертежу, размерами  и формой и в то же время обеспечивать наиболее выгодное использование древесины.

Разметка досок  перед раскроем на заготовки называется предварительной. При предварительной  разметке заготовкам обязательно дается припуск на последующую обработку, усушку и коробление. Припуском называется превышение размеров заготовки против размеров окончательно обработанной детали, или, как говорят, против размеров детали в чистоте. Припуск на обработку по длине дают величиной 20—40 мм, по ширине и толщине — величиной 5 мм.

При разметке применяются  разнообразные разметочные инструменты. Некоторые из них одновременно являются инструментами измерительными и  проверочными; ими пользуются при  обработке деталей и сборке изделий. Ниже перечисляются наиболее употребительные  разметочные инструменты столяра.

Разметка является работой трудоемкой, на ее выполнение требуется много времени. Рабочее  время можно экономить и вместе с тем улучшить качество разметки, если пользоваться шаблонами и различными приспособлениями.

Линейка. Служит для проведения прямых линий, имеет  сантиметровые и миллиметровые  деления. При проведении длинных  прямых линий линейку обычно заменяют точно отфугованной длинной планкой. Метр складной. Раньше в столярном  деле применялись только деревянные складные метры, в настоящее время  их почти совсем вытеснили метры  металлические, более прочные, занимающие в сложенном виде меньший объем.

Шило тонкое стальное. Применяется при разметке для прочерчивания рисок, наколки  центров, мест для шурупов.

ПИЛЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ. 

Пиление древесины  вручную производится пилами разной конструкции, величины н формы.

В столярном  деле применяются главным образом  лучковые пилы и ножовки.

Основной рабочей  частью каждой пиль служит тонкая стальная лента, вдоль одного продольного  края которой высечены зубы той или  иной формы. Эти зубья разводят —  отгибают попеременно в разные стороны  — и затачивают. Благодаря разводу  в  процессе пиления ширина пропила  получается немного больше толщины  полотна пилы и пила свободно перемещается.

По размерам зубьев столярные пилы подразделяют на мелкозубки (высота зубьев до 3 мм), нормальные, или средние (высота зубьев 4—5 мм), и  крупнозубки (высота зубьев 6—8мм). Мелкозубые пилы применяют для мелкой и точной работы (например, для запиливания шипов и проушин) и распиловки сухой и плотной древесины.

Поперечные пилы, зубья которых имеют форму  равнобедренных треугольников и  затачиваются с двух сторон, используются для распиловки досок, брусков и  реек поперек волокон. Такие пилы одинаково хорошо пилят при движении в обе стороны — от себя и  на себя.

Для пиления  древесины вдоль волокон используют продольные пилы, у которых зубья  имеют форму косоугольных или, реже, прямоугольных треугольничков. Продольные пилы пилят древесину лишь в одном  направлении — от работающего. При  движении на себя зубья такой пилы лишь скользят по основанию пропила.

Материал при  распиловке рекомендуется располагать  так, чтобы полотно пилы двигалось  в вертикальной плоскости, а линия  реза проходила по правому краю разметочной  линии. Свет при этом должен падать на материал так, чтобы работающему  была хорошо видна разметка.

Рабочая поза при  пилении должна быть свободной и  устойчивой. Для этого работающий выставляет левую ногу вперед, а  ступню правой ноги располагает под  углом примерно в 70° к ступне левой.

Прежде чем  начать пилить, полотно пилы устанавливают  на ребре доски или бруска соответственно с разметочной линией, нанесенной на поверхности материала. Материал придерживают левой рукой, при этом ноготь отставленного вправо большого пальца должен касаться полотна пилы и в момент запиливания служить  ориентиром для правильного направления  этого полотна. Осторожно, не нажимая  пилой на материал, пилу протягивают  на себя и, после того как правильно  наметится линия пропила, начинают пилить.

При поперечной распиловке пилу необходимо двигать  в обе стороны свободно, с легким нажимом. При продольной распиловке обратный ход (движение пилы на себя) проводится совсем без нажима.

Пиление фанеры, для того чтобы не было так называемых отщепов, следует производить мелкозубыми  пилами. С этой же целью полотно  пилы должно располагаться острым углом  к плоскости листа фанеры. Выпиливание  из фанеры сложных по к фигурации  и рисунку деталей производится при помощи ручного или механического  лобзика. 

СТРОГАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ:

Из различных  строгальных инструментов, применяемых  для строгания древесины в  домашних условиях, используют шерхебели, рубанки и фуганки.

Основная рабочая  часть шерхебеля, рубанка и фуганка  — резец, или железка, стальная пластинка,  остро  заточенная на одну фаску  с нижней стороны.

Шерхебель применяется  для грубой строжки, когда требуется  быстро снять сравнительно толстый  поверхностный слой древесины. Общий  вид шерхебеля и его основные части показаны на рисунке 8. Железка  шерхебеля сравнительно узкая. Нижняя, режущая сторона ее имеет закругленную форму, благодаря которой выструганная поверхность получается неровной, желобчатой.

При строгании  работающий становится у верстака, широко расставив ноги. Ступня правой ноги располагается почти перпендикулярно  передней кромке верстака, а ступня левой — почти параллельно  этой кромке. Во время строгания  работающий с нажимом проводит рубанком по поверхности детали параллельно  кромке верстака. При этом корпус работающего  подается вперед и тяжесть его  тела с правой ноги передается на левую.

Строгание ведется  по направлению волокон древесины. В тех случаях, когда плоскость  строгания пересекает волокна древесины  под острым углом и необходимо избегать задиров, строгать нужно по слою, а не в задор, то-есть в направлении  волокон, выклинивающихся на обрабатываемую поверхость .

При строгании  сучковатой и свилеватой древесины, для того чтобы получить чистую, без задиров, поверхность, нужно  снимать совсем тонкую стружку. Рубанок  в этих случаях держат таким образом, что его продольная ось составляет с направлением строгания небольшой угол (примерно 30°).

Если при работе необходимо переставить железку  рубанка или извлечь ее для  точки и правки, клин, зажимающий железку, ослабляют легкими ударами  киянки по тыльной (задней) части рубаночной колодки вдоль ее оси.

Если железку  необходимо извлечь или переставить  в фуганке, то киянкой ударяют  по небольшому цилиндрику, или брусочку, из плотной древесины, вставленному в колодку сверху. 

Строгание торцовых поверхностей деталей из древесины, при котором волокна последней  перерезаются под углом, близким  к прямому, называется торцеванием. Торцевание проводят осторожно остро  заточенным рубанком, снимая совсем тонкую стружку.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ:

  1. Что такое предварительная разметка?
  2. Какие инструменты используются при разметке?
  3. Какие виды пил используются при пилении?
  4. Каковы правильные приёмы при пилении ?
  5. Что называется строганием древесины?
  6. Какие инструменты и приемы используется при строгании?

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА:

ПИЛЕНИЕ.

Работают ножовкой так. Размеченную заготовку кладут на доску на столярном верстаке, имеющую упор. Левой рукой прижимают  заготовку к упору, а правой делают запил. При этом ножовку прижимают  к упору и делают несколько  коротких плавных движений к себе. После запиливания ножовку двигают  на себя во всю её длину.

Заготовки из фанеры легче пилить с помощью различных  приспособлений. Вы будете в своей  в своей работе использовать стусло -  распиловочную коробку с  пропилами в боковых стенках, сделанных под определенными  углами.

Перед распиливанием заготовки  следует правильно  установить ее на верстаке.

Работать  пилой или ножовкой надо без рывков и  изгибов полотна.

Нельзя  направлять полотно  пилы пальцем. Используйте  для этих целей  деревянные бруски, специальные упоры.

Нельзя  держать левую  руку близко к полотну  пилы.

Стружки со столярного полотна  надо убирать щеткой-сметкой. 
 
 
 

СТРОГАНИЕ.

При строгании  надо соблюдать правильную хватку инструмента  и рабочую позу. Строгать следует  на весь размах рук, с силой посылая  рубанок вперед. В начале  движения рубанок сильнее прижимают левой  рукой, в конце – правой.

Контроль за качеством строганных поверхностей осуществляют с помощью линейки  или угольника на просвет.

При работе рубанком его леток надо периодически очищать  от стружки, проталкивая ее тонкой щепкой со стороны клина или вытягивая  вверх.

Во  время работы надо очищать строгальные  инструменты от стружки  при помощи деревянного  клина.

Во  время работы необходимо следить за тем, чтобы  обработанная поверхность  не опускалась ниже разметочной линии.

Нельзя  руками  проверять  качество обработанной поверхности и  остроту лезвия.

В перерывах в работе строгальные инструменты  надо класть на бок  лезвиями резца от себя.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ:

Повторение прошедшего материала.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ:

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает лучшие работы.

Выставка работ  учащихся. Обсуждение ошибок допускаемых  учащимися.

Итоговые вопросы:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. С какими понятиями мы познакомились?
  3. Какую технологию работы с древесиной мы сегодня изучили?
  4. Какие материалы и инструменты мы использовали?
  5. С какими трудностями столкнулись в ходе практической работы?
  6. В какой области мы можем применить полученные на данном уроке знания
  7. Ваше мнение о пройденном уроке

    УБОРКА  РАБОЧИХ  МЕСТ. 

2.3  МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ 

    Дидактические средства могут стать ценным элементом  процесса обучения, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит  не только от материальной оснащенности школы учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов  учебной работы, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.

    Например, использование дидактических средств  при ознакомлении учеников с новым  материалом будет отличаться от использования  их при закреплении уже проработанного материала или в ходе контроля и оценки приобретенных знаний и  умений. Использование лекции как  основного метода на данном уроке  обусловливает применение дидактических  средств, отличное от того, которое  будет иметь место на уроке, предполагающем использование лабораторного метода. Наконец, возраст учащихся и характерные  особенности отдельных учебных  предметов также определяют как  вид дидактических средств, так  и способ их использования на уроке. Так, одни средства будут использованы на уроке по математике на пропедевтическом уровне, а другие — в лицее; одними учебными пособиями будет пользоваться учитель польского языка, и совсем другими — преподающий в том  же классе физик или географ.

    Таким образом, выбор дидактических средств  и методов обучения зависит не только от той или иной оснащенности школы оборудованием или учебными пособиями, но и от многих других факторов. На эффективность использования  этих средств немалое влияние  оказывает их тесная связь с остальными компонентами процесса обучения, их трактовка  учителем как интегрального компонента этого процесса.

Информация о работе Выбор и методика использования дидактических средств обучения на занятиях по технологии