Выбор и методика использования дидактических средств обучения на занятиях по технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определение оптимального подхода к выбору дидактических средств обучения на уроках технологии.

Задачи исследования:

- определить совокупность дидактических средств обучения, используемые на занятиях по технологии;

- выявить цели и задачи использования дидактических средств обучения;

-выработать рекомендации по оптимальному выбору дидактических средств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Использование дидактических средств обучения на занятиях Технологии…………………………………………………………………….....5

1.1. Понятие и функции дидактических средств …………………….....5

1.2. Классификация дидактических средств ………………………........7

1.2.1. Визуальные средства …………………………………………...…..10

1.2.2. Аудиальные средства ……………………………………………...12

1.3. Аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства и дидактические машины…………………………………………………………13

Глава 2. Разработка урока по технологии с использованием дидактических средств обучения…………………………………………………….……………….…..14

2.1 Краткий план-конспект уроков с использованием дидактических средств……………………………………………………………………………14

План-конспект урока по технологии………………………...…………15

2.2 Методические рекомендации………………………………….…….22

Заключение…………………………………………………………….…24

Литература……………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

КурсяК.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Воронежский государственный педагогический институт »

    Кафедра прикладной физики, астрономии и технологий 

    Курсовая  работа 

    Выбор и методика использования дидактических  средств обучения на занятиях по технологии 

    Дисциплина  «Теория и методика обучению технологии и предпринимательству» 
 

                                                            Разработал:

                                                           студент 4 курса

                                                           физико-математического        факультета

                                                           отделения «технологии и                    

                                                           предпринимательство»

                                                           Семёнов А.С.

                                                           Научный руководитель:

                                                           доцент кафедры Бабина Н.Ф.

                                                            кандидат педагогических наук

Воронеж  2010

    Содержание

       Введение…………………………………………………………………..3

      Глава 1. Использование дидактических  средств обучения на занятиях  Технологии…………………………………………………………………….....5

     1.1.  Понятие и функции дидактических  средств …………………….....5

     1.2.  Классификация дидактических  средств ………………………........7

     1.2.1. Визуальные средства …………………………………………...…..10

     1.2.2.  Аудиальные средства ……………………………………………...12

      1.3. Аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства и  дидактические машины…………………………………………………………13

    Глава 2. Разработка урока по технологии с  использованием дидактических средств  обучения…………………………………………………….……………….…..14

      2.1 Краткий план-конспект уроков с использованием дидактических средств……………………………………………………………………………14

        План-конспект урока по технологии………………………...…………15

      2.2 Методические рекомендации………………………………….…….22

       Заключение…………………………………………………………….…24

       Литература……………………………………………………………….25

       Приложение……………………………………………………………..27 
 
 
 
 

    Введение

    Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются дидактические  средства. Как подчеркивает В. Оконь, хотя дидактические средства не оказывают  решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, тем  не менее, обогащая используемые методы обучения, они содействуют росту  их эффективности. Правильно подобранные  и умело включенные в систему  используемых учителем методов и  организационных форм обучения, дидактические  средства облегчают реализацию принципа наглядности. Благодаря этому они  не только улучшают условия непосредственного  познания действительности учащимися, но и дают материал в форме впечатлений  и наблюдений, на который опираются  косвенное познание, мыслительная деятельность, а также различные виды практической деятельности.

    При  этом  важна   методика выбора дидактических средств, которая  способствует наиболее эффективной  организации процесса обучения на уроках технологии.

    Поэтому данная проблема является актуальной для усвоения знаний и практической  самореализации учащихся на уроках технологии.

    Тема  нашего исследования:    выбор и методика использования дидактических средств обучения на занятиях по технологии

    Объект  нашего исследования:  учебно- воспитательный процесс на занятиях по технологии.

    Предмет нашего исследования: методика выбора дидактических средств на уроках технологии.

    Цель  нашего исследования:  определение оптимального подхода к выбору дидактических средств обучения на уроках технологии.

    Задачи  исследования:

    - определить совокупность дидактических  средств обучения, используемые  на занятиях по технологии;

    - выявить  цели и задачи использования  дидактических средств обучения;

    -выработать  рекомендации по оптимальному  выбору дидактических средств.

    Методы, применяемые в  ходе нашего исследования:

    Практические:

    изучение  литературы и документации.

    Теоретические:

    анализ  литературы;

    мысленное моделирование.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Использование  дидактических средств  обучения на занятиях технологии

    1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

       Дидактическими средствами являются предметы, которые, предоставляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, слух, осязание и т. д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности. Слово «предмет» в приведенном определении относится как к предметам реальной действительности, так и к их модельным, образным, словесным или символическим заменителям.

    Понимаемые  таким образом дидактические  средства выполняют в процессе обучения следующие функции:

    • служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция);

    • являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и  воли учащихся (формирующая функция);

    • представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и  т. п. (дидактическая функция) [см: Zborowski J., Czosnowska А.].

    Перечисленные функции дидактических средств  пересекаются между собой и дополняют  друг друга. Так, например, в процессе ознакомления учащихся с новым материалом познавательная функция выступает  наряду с дидактической и формирующей  функциями. Аналогичным образом  формирующая функция связывается  как с познавательной, так и  с дидактической функцией, так  как, чтобы развивать у учащихся, например, прочность запоминания  или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала  создать для этого соответствующие  условия, т. е. определить предмет, с  которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению  проблем и т. п. (дидактическая  функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических  средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали  бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и  доминирующие моменты.

    Западногерманские специалисты в области аудиовизуальных  дидактических средств Р. Фуш  и К. Кроль приписывают этим средствам  следующие функции: мотивационную, информационную (точнее, они служат для передачи информации, Jnformationsvermittlungsfunktion) функцию, управления процессом обучения, и оптимизационную, которая делает возможным достижение лучших дидактических  результатов с меньшей затратой сил и времени. Функции эти  чаще всего выступают вместе, образуя  структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из слагаемых (как правило, это  информационная функция) тогда выполняет  роль доминирующего.

    Дидактические средства включают как учебные пособия (предметы, которыми пользуется учитель  для более эффективной реализации целей и задач образования), так  и индивидуальные средства учащихся (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). Учебные пособия, служащие прежде всего для осуществления  принципа наглядности обучения, являются орудиями деятельности учителя. Учебники, тетради и другие предметы, входящие в состав индивидуального оснащения  учащихся, относятся к средствам  их труда. В число дидактических  средств включаются также спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки и т. п., с чем связана  работа и учителей, и учащихся. 

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
 

    Существует  множество различных классификаций  дидактических средств. Чаще всего  используются классификации, основания  которых связаны с характером воздействия этих средств, а именно визуальным, аудиальным и аудиовизуальным. В соответствии с этим критерием  дидактические средства также подразделяются на визуальные (оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т. п.), аудиальные (радио, магнитофон и т. п.) и аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение).

    Кроме того, известна классификация, основанная на своеобразно понимаемом принципе: «от простого и конкретного к  сложному и абстрактному».

    Авторы  этой классификации выделяют следующие  виды дидактических средств:

    • оригиналы, демонстрируемые в естественных условиях;

    • оригиналы, помещенные в искусственные  условия;

    • модельные эквиваленты оригиналов;

    • символы;

    • программированные учебники и дидактические;

    Наконец, существует классификация дидактических  средств с точки зрения их степени  сложности. В соответствии с таким  делением различают дидактические  средства простые и сложные. К  числу простых относятся естественные образцы в естественных условиях, естественные образцы, демонстрируемые  в искусственных условиях, препарированные  образцы, модели, картины, карты, диаграммы  и т. д. Сложными средствами являются разнообразные механические и электрические  устройства: кинопроекторы, телевизионная  аппаратура, устройства, автоматизирующие процесс учения, и т. п. При таком  делении виды чувственных воздействий  оказались подчиненными критерию сложности  самих средств. Поэтому как среди  простых, так и среди сложных  средств можно выделить визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства, а также не входящие в эти группы программированные учебники и дидактические  машины.

    Еще одну классификацию дидактических  средств предложил М. Годлевский, который разделил их на:

    1) доски — для написания мелом,  фланелевые, магнитные, специальные  (перфорированные), монтажные и др.

    2) устройства для светопроекции  — проекторы неподвижных изображений,  проекторы немого фильма, оптические  скамьи и лампы для теневой  проекции, устройства для освещения  поля наблюдения, специальные устройства (стробоскопы, эластооптические  устройства и др.), вспомогательные  устройства, каковыми являются разнообразные  экраны, затемнения и т. п.;

    3) устройства для усиления записи  и воспроизведения звука —  устройства для озвучивания учебных  помещений, магнитофоны, адаптеры  и проигрыватели, совмещенные  устройства (радиолы и др.);

    4) аудиовизуальные средства — видеофоны,  проекторы звукового фильма, совмещенные  устройства диафильмо-магнитофоны,  школьное телевидение в замкнутой  системе, видеомагнитофоны;

    5) дидактические машины — устройства  для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и  другие машины), устройства для  быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы и др.), тренинговые   устройства и симуляторы, полифункциональные  устройства, специальные устройства, например лаборатория для изучения  иностранных языков, и др.;

Информация о работе Выбор и методика использования дидактических средств обучения на занятиях по технологии