Выбор и методика использования дидактических средств обучения на занятиях по технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определение оптимального подхода к выбору дидактических средств обучения на уроках технологии.

Задачи исследования:

- определить совокупность дидактических средств обучения, используемые на занятиях по технологии;

- выявить цели и задачи использования дидактических средств обучения;

-выработать рекомендации по оптимальному выбору дидактических средств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Использование дидактических средств обучения на занятиях Технологии…………………………………………………………………….....5

1.1. Понятие и функции дидактических средств …………………….....5

1.2. Классификация дидактических средств ………………………........7

1.2.1. Визуальные средства …………………………………………...…..10

1.2.2. Аудиальные средства ……………………………………………...12

1.3. Аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства и дидактические машины…………………………………………………………13

Глава 2. Разработка урока по технологии с использованием дидактических средств обучения…………………………………………………….……………….…..14

2.1 Краткий план-конспект уроков с использованием дидактических средств……………………………………………………………………………14

План-конспект урока по технологии………………………...…………15

2.2 Методические рекомендации………………………………….…….22

Заключение…………………………………………………………….…24

Литература……………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

КурсяК.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

    6) устройства для воспроизводства  текстов и образов — множительный  аппарат клише, ротапринты, ксерографы, фотокопирующие устройства;

    7) средства массовой информации  — радио, телевидение;

    8) электронные цифровые машины  — ЭЦМ общего назначения, ЭЦВМ  дидактические;

    9) техника научной информации —  устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные  картотеки;

    10) комплексные учебники и программированные  тексты— для обучения традиционными  методами, для программированного  обучения, для изучения иностранных  языков;

    11) аппаратура объемного изображения  — стереопроекторы, стереокинопроекторы,  голография.

    Обобщая результаты рассмотрения различных  классификаций дидактических средств, можно сказать, что и классификация  функций, и классификация средств  не отвечают жестким требованиям  разделения. Отдавая себе отчет в  том, что этот недостаток действительно  есть, мы выбираем классификацию, предложенную в начале данного параграфа, дополнив ее компонентом, охватывающим различные  устройства, предназначенные для  частичной автоматизации учебной  работы.

    В соответствии с этой классификацией дидактические средства делятся  на:

    • визуальные (зрительные), к которым  относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные  и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

    • аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с  устройствами, облегчающими пользование  ими, радиоаппаратуру, музыкальные  инструменты и т. д.;

    • аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы;

    • частично автоматизирующие процесс  обучения — программированные учебники, дидактические машины, лаборатория  для изучения языка, так называемые автоматизированные классы и т. д.

    Проблемный  блок

    В приведенной выше классификации  дидактических средств помещены, в частности, программированные  учебники и дидактические машины. Достаточно подробная характеристика этих средств была дана в главе  «Программированное обучение» в  связи с описанием определенного  метода дидактической работы. Почему это было сделано? При затруднении  с ответом на этот вопрос прочтите заново введение в настоящую главу.

    На  какие группы мы разделили дидактические  машины в 8-й главе? Какие типы программированных  учебников Вы знаете? Что представляют собой «адаптационные» машины?

    Если  не сможете ответить на какой-либо из этих вопросов, перечитайте соответствующий  фрагмент восьмой главы. 
 
 
 

    1.2.1ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 

    В процессе обучения важную роль выполняют  визуальные средства, облегчая взаимодействие сигнальных систем, выделенных И. П. Павловым: первой, основу которой образуют сигналы, непосредственно отображающие действительность, и второй, основывающейся на сигналах словесных. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами непосредственных воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализации о явлениях действительности. Этим, в частности, объясняется и такой пример: звук звонка, точно так же как и слово  «звонок» (высказанное или написанное), вызывает у человека одну и ту же реакцию.

    Как мы уже упоминали, в процессе обучения явления действительности можно  демонстрировать с помощью естественных образцов, но можно воспользоваться  и моделями, картами и другими  «визуальными средствами обобщающего  характера».

    Естественные  образцы можно демонстрировать  в их естественной среде (например, звери, живущие на свободе), в искусственных  условиях (например, звери в зоопарке) или в препарированном виде (чучела животных).

    Перечисленные способы использования визуальных средств обучения имеют много  достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют  учащимся приобрести представления, соответствующие  действительности, что не может не оказать положительного влияния  на процесс формирования понятий. Однако далеко не всегда учитель располагает  естественными образцами или  их препаратами. В таких случаях, как правило, используются средства, их заменяющие, т. е. модели, изображения, карты, схемы, графики и диаграммы. Эти средства позволяют представить  объект в уменьшенном или увеличенном  виде, в разрезе и т. п. (модели), подчеркнуть причинно-следственные, функциональные и другие зависимости (графики и схемы), продемонстрировать действительность с помощью условных визуальных знаков (карты).

    Целый ряд визуальных средств обучения испытывает все большее влияние  новейших достижений техники. Даже доска, этот «наиболее традиционный предмет реквизита коллективного обучения, — пишет В. Оконь, — начала подвергаться стремительным преобразованиям. Сначала появились фланелевые доски, позволяющие свободно прикреплять и и перемещать соответственно подготовленные элементы. Затем были введены магнитные доски, на которых можно свободно размещать визуальные элементы с встроенными в них плитками из стали. В последние годы начали выпускать графоскопы, называемые также световыми досками или проекторами письма, которые позволяют лектору писать или рисовать на обычной бумаге, не отходя от кафедры или стола, а учащимся все это видеть на экране с соответствующим увеличением» [Okon W. 1971. S. 253]. 

1.2.2      АУДИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 

    Доля  аудиальных средств в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники  и связанному с ним развитию стереофонии, позволяющему использовать как в  классной, так и во внеклассной  работе с учащимися проигрыватели, радио и магнитофоны, т. е. средства, которые имеют безусловные дидактические  достоинства.

    Эти средства оказывают учителю неоценимую помощь на уроках по различным предметам. Например, можно ли сегодня считать  проведенным правильно с учебно-воспитательной точки зрения урок польского языка, посвященный рассмотрению начального периода польской литературы без  прослушивания на нем пластинки  или магнитофонной записи старинного песнопения? Не является ли бесполезной  тратой времени учителя и учеников изучение иностранных языков без  помощи магнитофона и даже специальных  языковых лабораторий? Наконец, не содействует  ли улучшению процесса обучения в  основных автомобильных школах знакомство учащихся с записанной на ленте «мелодией» работы исправного двигателя и двигателя, работающего плохо из-за появления  определенных неисправностей?

    Еще более важные дидактические функции  выполняют аудиальные средства на занятиях по музыкальному воспитанию. Они становятся одним из главных средств формирования музыкальной культуры учащихся, содействуют  развитию интереса к музыке и пению, углублению чувства прекрасного, вырабатывают умение слушать музыку и подготавливают к занятиям ею. 

1.3   АУДИАЛЬНЫЕ, ВИЗУАЛЬНЫЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ  СРЕДСТВА  И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ 

    Являются  ли дидактические машины вариантом  визуальных, аудиальных и аудиовизуальных  средств или они принципиально  отличны от последних?

    Чтобы ответить на этот вопрос, сравним характерные  особенности дидактических машин  с особенностями, например, учебного звукового фильма как типичного  представителя аудиовизуальных  средств.

    Так, дидактические машины, которые мы подробно рассматривали в восьмой  главе, выполняют следующие общие  функции:

    • передают информацию и требуют от учащегося ответов на задаваемые ему вопросы;

    • обеспечивают учеников обратной связью, информируя его немедленно, правилен ли его ответ;

    • создают учащемуся условия для  индивидуальной работы, предоставляя ему возможность выбора темпа  усвоения знаний в соответствии с  его потребностями и способностями.

    Информацию  дает ученикам и кинофильм, однако последний  не требует от ученика ответов  ни на какие вопросы, а следовательно, и не оценивает этих ответов. Кроме, того, фильм не дифференцирует темпа  обучения.

    Таким образом, чтобы удовлетворить требованиям, которым отвечают дидактические  машины, фильм, как, впрочем, и другие аудиовизуальные, визуальные и аудиальные средства, должен был бы:

    • сначала передавать учащимся информацию, а потом, спустя какое-то время, требовать  от них ответа на задаваемые вопросы;

    • автоматически выключаться после  постановки каждого вопроса, чтобы  предоставить ученикам возможность  ответа, а затем повторно включаться для проверки последнего;

    • информировать ученика о правильности каждого ответа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Разработка урока  по технологии с использованием дидактических средств  обучения 

    2.1  КРАТКИЙ ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКОВ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ

    Данный  конспект урока я посвятил изучению темы «Разметка заготовок из древесины. Пиление и строгание древесины», целью которого является: научить  учащихся  приемам разметки деталей  из древесины и приемам работы с ножовкой; воспитать бережливости и аккуратности. В моём уроке я  выбрал следующие дидактические  средства, которые являются наиболее целесообразными для достижения желаемого результата,: плакаты по данной теме, чертежами для работы учащихся 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 

    Воронежский  государственный  педагогический  университет

    Кафедра прикладной физики, астрономии и технологий 
 
 

    План-конспект урока

    На  тему: « Разметка заготовок из древесины. Пиление и строгание древесины» 
 
 
 

                                                                      Разработал:

                Студент

                                                                  физико-математического факультета

                                                                  отделения ТП 3 курса 2 группы

                                                                  Семёнов Александр Сергеевич

                                                                   Проверил:

                                                                   Доцент кафедры ПФиТ,

                                                                   кандидат педагогических наук

                                                                   Бабина Наталия Федотовна 

    Воронеж 2010

ТЕМА: Разметка заготовок из древесины. Пиление и строгание древесины

ЦЕЛЬ: Научить приемам разметки деталей из древесины и приемам работы с нажевкой. Воспитание бережливости и аккуратности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

Используется  кабинет трудового обучения (мастерская).

Используются  верстак; заготовка, линейка, карандаш,

ножовка, рубанок.

Материал для  заготовок лучше брать берёзу, липу, ясень.

В кабинете должны находиться плакаты, ученики должны быть обеспечены чертежами.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

Приветствие, проверка  явки учащихся, заполнение учителем классного  журнала, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся плана урока. Проверка  выполнения учащимися  домашнего задания.

ХОД УРОКА:

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  1. Что такое пиломатериалы?
  2. Как получают пиломатериалы?
  3. Что такое фанера? Способы её получения.
  4. Какие основные  этапы получения изделий из древесины?
  5. Что такое разметка?

Информация о работе Выбор и методика использования дидактических средств обучения на занятиях по технологии