Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:36, курсовая работа
Цель нашего исследования: определение оптимального подхода к выбору дидактических средств обучения на уроках технологии.
Задачи исследования:
- определить совокупность дидактических средств обучения, используемые на занятиях по технологии;
- выявить цели и задачи использования дидактических средств обучения;
-выработать рекомендации по оптимальному выбору дидактических средств.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Использование дидактических средств обучения на занятиях Технологии…………………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и функции дидактических средств …………………….....5
1.2. Классификация дидактических средств ………………………........7
1.2.1. Визуальные средства …………………………………………...…..10
1.2.2. Аудиальные средства ……………………………………………...12
1.3. Аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства и дидактические машины…………………………………………………………13
Глава 2. Разработка урока по технологии с использованием дидактических средств обучения…………………………………………………….……………….…..14
2.1 Краткий план-конспект уроков с использованием дидактических средств……………………………………………………………………………14
План-конспект урока по технологии………………………...…………15
2.2 Методические рекомендации………………………………….…….22
Заключение…………………………………………………………….…24
Литература……………………………………………………………….25
6)
устройства для
7) средства массовой информации — радио, телевидение;
8) электронные цифровые машины — ЭЦМ общего назначения, ЭЦВМ дидактические;
9)
техника научной информации —
устройства для чтения
10)
комплексные учебники и
11)
аппаратура объемного
Обобщая
результаты рассмотрения различных
классификаций дидактических
В соответствии с этой классификацией дидактические средства делятся на:
• визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;
• аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.;
• аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы;
• частично автоматизирующие процесс обучения — программированные учебники, дидактические машины, лаборатория для изучения языка, так называемые автоматизированные классы и т. д.
Проблемный блок
В
приведенной выше классификации
дидактических средств
На какие группы мы разделили дидактические машины в 8-й главе? Какие типы программированных учебников Вы знаете? Что представляют собой «адаптационные» машины?
Если
не сможете ответить на какой-либо из
этих вопросов, перечитайте соответствующий
фрагмент восьмой главы.
1.2.1ВИЗУАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
В процессе обучения важную роль выполняют визуальные средства, облегчая взаимодействие сигнальных систем, выделенных И. П. Павловым: первой, основу которой образуют сигналы, непосредственно отображающие действительность, и второй, основывающейся на сигналах словесных. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами непосредственных воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализации о явлениях действительности. Этим, в частности, объясняется и такой пример: звук звонка, точно так же как и слово «звонок» (высказанное или написанное), вызывает у человека одну и ту же реакцию.
Как
мы уже упоминали, в процессе обучения
явления действительности можно
демонстрировать с помощью
Естественные образцы можно демонстрировать в их естественной среде (например, звери, живущие на свободе), в искусственных условиях (например, звери в зоопарке) или в препарированном виде (чучела животных).
Перечисленные
способы использования
Целый
ряд визуальных средств обучения
испытывает все большее влияние
новейших достижений техники. Даже доска,
этот «наиболее традиционный предмет
реквизита коллективного обучения, —
пишет В. Оконь, — начала подвергаться
стремительным преобразованиям. Сначала
появились фланелевые доски, позволяющие
свободно прикреплять и и перемещать соответственно
подготовленные элементы. Затем были введены
магнитные доски, на которых можно свободно
размещать визуальные элементы с встроенными
в них плитками из стали. В последние годы
начали выпускать графоскопы, называемые
также световыми досками или проекторами
письма, которые позволяют лектору писать
или рисовать на обычной бумаге, не отходя
от кафедры или стола, а учащимся все это
видеть на экране с соответствующим увеличением»
[Okon W. 1971. S. 253].
1.2.2
АУДИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Доля
аудиальных средств в процессе обучения
все время увеличивается. Происходит
это благодаря прогрессу
Эти
средства оказывают учителю неоценимую
помощь на уроках по различным предметам.
Например, можно ли сегодня считать
проведенным правильно с
Еще
более важные дидактические функции
выполняют аудиальные средства на занятиях
по музыкальному воспитанию. Они становятся
одним из главных средств формирования
музыкальной культуры учащихся, содействуют
развитию интереса к музыке и пению,
углублению чувства прекрасного, вырабатывают
умение слушать музыку и подготавливают
к занятиям ею.
1.3
АУДИАЛЬНЫЕ, ВИЗУАЛЬНЫЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Являются ли дидактические машины вариантом визуальных, аудиальных и аудиовизуальных средств или они принципиально отличны от последних?
Чтобы
ответить на этот вопрос, сравним характерные
особенности дидактических
Так, дидактические машины, которые мы подробно рассматривали в восьмой главе, выполняют следующие общие функции:
• передают информацию и требуют от учащегося ответов на задаваемые ему вопросы;
• обеспечивают учеников обратной связью, информируя его немедленно, правилен ли его ответ;
•
создают учащемуся условия для
индивидуальной работы, предоставляя
ему возможность выбора темпа
усвоения знаний в соответствии с
его потребностями и
Информацию дает ученикам и кинофильм, однако последний не требует от ученика ответов ни на какие вопросы, а следовательно, и не оценивает этих ответов. Кроме, того, фильм не дифференцирует темпа обучения.
Таким
образом, чтобы удовлетворить
• сначала передавать учащимся информацию, а потом, спустя какое-то время, требовать от них ответа на задаваемые вопросы;
•
автоматически выключаться
•
информировать ученика о
Глава
2. Разработка урока
по технологии с использованием
дидактических средств
обучения
2.1
КРАТКИЙ ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
Данный
конспект урока я посвятил изучению
темы «Разметка заготовок из древесины.
Пиление и строгание древесины»
Воронежский государственный педагогический университет
Кафедра
прикладной физики, астрономии и технологий
План-конспект урока
На
тему: « Разметка заготовок из древесины.
Пиление и строгание древесины»
Студент
Воронеж 2010
ТЕМА: Разметка заготовок из древесины. Пиление и строгание древесины
ЦЕЛЬ: Научить приемам разметки деталей из древесины и приемам работы с нажевкой. Воспитание бережливости и аккуратности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Используется кабинет трудового обучения (мастерская).
Используются верстак; заготовка, линейка, карандаш,
ножовка, рубанок.
Материал для заготовок лучше брать берёзу, липу, ясень.
В кабинете должны находиться плакаты, ученики должны быть обеспечены чертежами.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Приветствие, проверка явки учащихся, заполнение учителем классного журнала, настрой учащихся на работу, доведение до учащихся плана урока. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
ХОД УРОКА:
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ