Телевидение и его роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Ушедший XX век подарил человечеству множество научно-технических достижений. Среди них немаловажное место занимает телевидение как разновидность средств массовой информации (СМИ). Одно из известных определений СМИ гласит: "СМИ - самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения". Значит, институт СМИ в общем и телевидения в частности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное средство общения, а во-вторых, как бизнес, живущий по специфическим законам, но по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.

Оглавление

Оглавление:
стр.
Введение
3
Глава 1. История возникновения телевидения
6
Глава 2. Значение телевидения
17
Глава 3. Влияние телевидения на общество
21
3.1. Положительные моменты
21
3.2. Отрицательные моменты
23
Глава 4. Перспективы развития телевидения
27
Заключение

Файлы: 1 файл

Телевидение и его роль в жизни общества.docx

— 60.78 Кб (Скачать)

Сенатор Маккарти пытался сделать то же самое  в США, и в те же 60-е годы его победа обернулась угрозой тотального поражения, из которой, правда, капиталистическая система вышла окрепшей, а советская — еще более уязвимой.

По сути же своей речь шла о встречных процессах, в совокупности приводящих к ощущению своеобразного единства мира, вне зависимости от социального происхождения людей, от их пола, возраста, сферы занятий. С помощью телевидения массовая культура стала всеобъемлющим общемировым явлением, по отношению к которому могли теперь самоопределяться самые различные общественные и художественные течения.

Этот  «переворот в мозгах» имел далеко идущие последствия и с точки зрения форм художественного мышления, и с позиций глобального соотношения сил.

Телевидение постепенно, на протяжении 50 — 60-х годов, превращалось в общий фон всего того, что происходило. Хотел ты этого или не хотел, ты соотносил свои непосредственные жизненные ощущения с телевизионной картиной мира. В силу этого и художественные направления стали самоопределяться по отношению к этой картинке. Кинематограф частично был ассимилирован телевидением, а частично пытался оттолкнуться от него, уходя в зрелищность сначала, в 50-е годы, неудачно, затем в 70 — 80-е — с триумфом или в интеллектуализм, обращаясь к молодежи и интеллигенции, к той самой читающей и пишущей публике, которая демонстративно презирала малый экран.

Эстетские и художественные авангардистские  направления, начиная с поп-арта, подражали формам популярной культуры, а в конце 60-х — начале 70-х  годов и вовсе растворились в постмодернистском море, образцом для которого, естественно, стало телевизионное вещание. Хочется подчеркнуть, что все эти процессы проходили как бы вне собственно телевидения. Само по себе оно воспринималось как средство массовой информации и пропаганды, политическое оружие («четвертая власть») или же просто как источник сведений об окружающем мире. Реально наличие экрана - зеркала стремительно меняло многие ориентиры, причем происходило это вне, помимо и даже против воли корпорации вещателей. Существовавшая в те годы в большинстве стран мира, за исключением США, государственная монополия на телевизионное вещание, казалось бы, должна была свести на нет подрывной эффект малоуважаемого «ящика». Однако сегодня очевидно, что именно он стал катализатором стремительной трансформации множества взаимосвязанных социальных, культурных и художественных процессов, которые привели к принципиально новому соотношению сил в мировой культуре. Одним из признаков этих изменений стал кризис чтения, когда письменное слово впервые за несколько веков уступило часть своих функций звукозрительному ряду. То, что лишь намечалось в кинематографе, оказалось возможным с пришествием телевидения, поставившего коммуникативный процесс с головы на ноги. Если в кино возобладал игровой полнометражный фильм  как форма вымысла и преимущественно художественное явление, то на телевидении во главу угла стала коммуникация как таковая, допускающая и художественные формы, но отнюдь не сводимая к ним. И нынешняя структура телевизионных программ в многоголосии экранов свидетельствует о том, что расширение функций звукозрительного ряда идет стремительными темпами, буквально в геометрической прогрессии, «заглатывая» все  новые и новые сферы действия естественного языка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Влияние телевидения на общество

Как яркое  и непревзойденное явление культурной и духовной жизни современного общества телевидение несет человечеству великие блага свободы, просвещения, возможности  обмена информацией, мнениями, сближает народы. Благодаря  земным и неземным - в буквальном смысле слова – возможностям телевидение  доставляет на дом информацию с другого  конца света, от близких и дальних  соседей. Рождается новая эпоха  общения между людьми.

О благах телевидения написано и сказано  немало, но необходимо видеть в его  развитии и социальные опасности, недооценка которых может нанести, и уже  наносит, заметный вред обществу.

3.1. Положительные моменты

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах  и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств  массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось  опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

На телевидении  возможна организация оперативных  передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

На телевидении  “аудио” и “видео” могут  выступать и на равных, но в необходимых  случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Со СМИ  и телевидением в частности давно  уже считаются как с серьезной  силой в обществе. Эта тема не выходит из «моды». Однако, несмотря на то, что телевидение – явление  комплексное, многомерное, работ, которые  учитывали бы  комплексность проблемы влияния СМИ на культуру общества не так уж и много. Чаще ученые исследуют  ту или иную сторону явления, не ставя  задачу  дойти до осознания проблемы как целого, как системы. Это –  один из самых экономичных способов работы, когда сужение круга исследовательских  интересов способствует выявлению  наиболее действенных связей и устойчивых тенденций. Однако, ознакомившись с  литературой по данному вопросу, мы столкнулись с нехваткой ясных  подходов к изучению телевидения.

Телевидение как СМИ существует чуть более  полувека, однако, даже за такой небольшой  по историческим меркам промежуток времени  оно стало одной из важных социальных потребностей человека. Однозначно, что  ни одно из ныне действующих средств  массовой коммуникации не может соревноваться  с телевидением по величине и силе влияния на общественные процессы. И чем больше вес данного института  в социальной общности, тем лучше  прослеживаются основные функции телевидения:

1. развлекательная;

2. информативная (сообщения о фактах, значимых для данной общности);

3. передача  духовного наследия, трансляция  ценностей культуры;

4. воспитательная, основанная на принятых установках;

5. рекреационная,  и т.д. 

На индивидуальном уровне зритель может и не ощущать, что его информируют, обучают  или воспитывают. Крайне редко человек  включает телевизор для этих целей. Телепередатчик включается потому, что  по нему передают «перемены». Это является основным стержнем любой передачи. И все многообразие телепередач можно свести к двум типам:

1. телепередачи  с сюжетом;

2. телепередачи  с личностью. 

С сюжетом  все выглядит достаточно ясно. Так  или иначе, даже репортажи в информационных программах сами журналисты называют «сюжетами». То же самое происходит и в популярных телеиграх и, безусловно, в телефильмах и сериалах.

С личностью  все выглядит немного сложнее. Возьмем  слово «личность». Чаще всего мы используем со словом личность прилагательное «сильная». А сила, как известно, производит изменения. Таким образом, личность на экране интересна, прежде всего, тем, что она меняет или  уже изменила что-то в себе, в своей  отрасли или в обществе в целом.

3.2 Отрицательные моменты

В наше время  человек отдает много сил работе, переполненный городской транспорт  изнуряет его, поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии  человек усаживается перед телевизором. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые  были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность  жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в  домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время, как сидя перед телевизором, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

Таким образом, человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха. В  зависимости от физического состояния, психика, т.е. душа человека находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система.

Огромное  желание общения притягивает  человека к своему домашнему другу-вампиру. Человек, слушая и смотря его, "раскрывает" ему свою душу, а тот внушает  ему в состоянии гипноза определенные мысли и идеи.

Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей. В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром  через телевизор, он находит для  себя будто бы нечто ценное, в  том числе и идеал своего существования. У одних это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам.

Теперь  перейдем к анализу специальных  телевизионных методов введения человека в состояние внушаемости.

1. Чтобы  заинтересовать человека и обратить  его внимание на экран, используются  следующие эффекты: 

а) создание яркого видеоряда с целью образования  определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее  к нему приковывается и внимание, а за вниманием и душа человека;

б) то же со звуковыми эффектами;

в) новизна  и необычность также привлекают к экрану человека;

г) показ крупным планом лица человека - смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением (что мы и замечаем в повседневном человеческом общении), и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.

2. Для  быстрого введения в состояние  внушаемости внимание человека  кратковременно останавливают на  одной точке, картинке, неподвижном  объекте. Например, часы перед  программой "Время", различные  фотографии с пейзажами, показываемые  между передачами, неподвижный человек  — комментатор, диктор или  ведущий передачи.

3. В медицинской  практике гипнотизирования применяют  эффекты быстрой вспышки, громкого  звука, после которых резкое  возбуждение нервной системы  быстро сменяется торможением.  Этот метод можно наблюдать  в различных рекламных и программных  заставках, а также в теле- и  кинофильмах. 

4. Прерывание  фильмов на самом трагическом  месте побуждает телезрителей  с нетерпением ждать следующей  серии, что делает человека  заинтересованным и, вследствие  этого, открытым для нового  сеанса внушения.

5. Видео-  и компьютерные спецэффекты влекут  к себе непросвещенного обывателя  своей фантастической гармонией  образов и звуков. 

6. В 70-х  годах в советском обществе  проводился следующий эксперимент:  некоторой группе из 6 человек  был показан телефильм. После  просмотра было организовано  обсуждение, на котором все участники  просмотра высказали общую идею, которая не совпадала с идеей  фильма. Оказалось, что между кадрами  этого фильма были вмонтированы  другие (о высказанной идее) кадры,  столь редко, что не улавливались  зрителями, но откладывались в  их сознании. Не исключено, что  это воздействие над сознанием  масс происходило и происходит  у нас. На этом методе построена  нашумевшая система изучения  английского языка Илоны Давыдовой. 

7. Еще в начале этого века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. Следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти. А после - снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации. После этого открытия у нас в стране проводились эксперименты с помощью радио и результаты вполне удовлетворили экспериментаторов.

8. Несомненная  роль в телевизионном внушении  принадлежит тщательному планированию  передач. Наша душа не может  постоянно быть напряженной или  заторможенной, обязательно в  ближайшем времени происходит  изменение состояния. Так и  передачи, следующие одна за другой, не могут быть одинаковыми  по идее и настроению. Обязательно  одна будет серьезная, а затем  - легкая и веселая. 

9. Телевизионная  съемка и последующий искусный  монтаж могут создать идеальное  событие, идеального человека, идеальное  государство, и наоборот, т.е. можно  обратить правду в ложь, ложь  в правду.

Перечисленные методы внушающего воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень  важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы  являются дети. Хотелось бы отметить, что  дети из-за отсутствия у них полного  осознания границ реальности, все  события, которые происходят перед  их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у  них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны.

Плодами использования телевнушения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире. В итоге мы видим, что масса народа слепо подвергается телевизионному внушению.

Информация о работе Телевидение и его роль в обществе