Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:56, контрольная работа
Современное общество, т.е. общество высоких технологий, невозможно представить себе без общения. Но, к сожалению, не все люди занимают одинаковые позиции в коммуникации: кто – то ищет взаимовыгодное общение, а кто – то никогда и ни за что не пойдет на компромисс. Именно поэтому в нашем исследовании мы хотим разобраться, что представляют собой конфликтные и сотруднические формы общения.
Объектом данной работы является – коммуникативная деятельность. Предметом – особенности сотрудничества и конфликта как форм коммуникативной деятельности.
Цель контрольно – курсовой работы – исследовать такие формы коммуникативной деятельности как сотрудничество и конфликт. Для достижения желаемого результата мы поставили следующие задачи: 1)проанализировать понятие «коммуникативная деятельность»; 2) выявить специфику понятий сотрудничества и конфликта в социальных науках; 3) выявить роль сотрудничества и конфликта в коммуникативной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Коммуникативная деятельность: понятие, формы, виды……………..4
Понятия «сотрудничество» и «конфликт» в социальных науках……11
Сотрудничество и конфликт в коммуникативной деятельности…...15
Заключение..……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Приложения………………………………………………………………………23
Диалоговая
коммуникация в наибольшей степени
соответствует социально-
Обращаясь к работам исследователей данной проблемы, нельзя не упомянуть израильского философа Мартина Бубера (1878—1965). Он, акцентируя различия между диалогом (субъект — субъектное отношение) и управлением (субъект-объектное отношение), постулирует два типа отношения человека к окружающей действительности:
а) отношение «Я—ТЫ», предполагающее
«перетекание из Я в ТЫ»,
подлинное понимание и
б) отношение «Я—ОНО», когда человек, будучи субъектом сознания и действия, воспринимает окружающие его предметы и других людей в качестве безличных объектов, служащих для утилитарного использования, эксплуатации, манипулирования.
Бытие людей делится таким образом на диалогическое существование, когда развертывается диалог между личностью и окружающим миром, между личностью и Богом, и монологическое (эгоцентрическое) существование. Полноценная реализация личности, — утверждает М. Бубер в своем учении, именуемом «диалогическим персонализмом», — возможна лишь в первом случае. Таким образом, формы коммуникационной деятельности приобретает мировоззренческое звучание12.
Небезынтересно обратить внимание на то, что разные литературные стили занимают разные места в Таблице 2 (Приложения), переходя от подражания к управлению и далее к диалогу. Древнерусские житийные писания (жития святых отцов), так же как романтические (Дж.Байрон, А.Бестужев-Марлинский, М. Лермонтов) и утопическо-публицистические произведения (Н. Чернышевский, П. Лавров, Н. Островский) предлагали своим читателям образцы для подражания, референтную группу, тем самым управляя их поведением посредством формулы И п Г.
Просветительская
и критико-реалистическая литература,
начиная с Н.М. Карамзина и заканчивая
М. Горьким, культивировала субъект-объектные
отношения с «другом-читателем»
Социалистический реализм, пропагандировавший партийные доктрины, относится к формуле Г у М, как и все средства пропаганды, стремящиеся наладить сотрудничество с реципиентами.
В
отличие от предыдущих эстетических
стилей, где автор неизменно считал
себя пророком, учителем жизни, «гением»
(модернизм), в современном русском
постмодернизме автор воздерживается
от управленческого монолога, а приглашает
читателя участвовать в интеллектуальной
игре с текстами. При этом в качестве
обязательного условия
Надо признать, что проблемы сотрудничества и конфликтности до последнего времени не были предметом пристального внимания наших ученых. Правда, нельзя не вспомнить этические идеи замечательного теоретика анархизма Петра Алексеевича Кропоткина (1842—1921). В противовес социал-дарвинизму, сводившему закон борьбы за существование к безнравственной войне «всех против всех», Кропоткин отстаивал принцип универсальной кооперации в природе и обществе, взаимопомощь как фактор эволюции. Ссылаясь на институт общительности, т. е. врожденную потребность в общении, Кропоткин объяснял происхождение родовых общин, трудовой кооперации, культурного прогресса и будущее коммунистическое общество.
В первые годы Советской власти Алексей Капитонович Гастев (1882—1938 или 1941), русский ученый и поэт, выступил в качестве основателя Центрального института труда (1920), где развивалась методология научной организации и культуры труда, уделявшая немалое внимание коммуникации между сотрудниками . Идеи этой методологии получили развитие в эргономике — науке, изучающей взаимоотношение «человек — орудие труда», и в современной теории менеджмента.
В
90-е годы приобрели актуальность
не проблемы творческой кооперации, а
проблемы урегулирования конфликтов.
Оказалось, что конфликты — неизбежный
спутник общественной жизни, представленный
на всех уровнях социальной коммуникации
— межличностном, групповом, массовом.
Сформировалась конфликтология, представляющая
собой одну из прикладных социально-коммуникационных
дисциплин. Предметом конфликтологии
являются супружеские конфликты, трудовые
конфликты, межэтнические и политические
конфликты и другие конфликтные ситуации,
упомянутые в Таблице 2 (Приложения) Теоретическим
и методологическим фундаментом при изучении
как сотрудничества, так и конфликтности
является социальная
психология, где проблема общения всегда
занимала центральное место14.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что сотрудничество и конфликт – это действительно формы коммуникативной деятельности, без которых невозможен процесс коммуникации. Люди в большинстве своем существа экспрессивные (а некоторые еще и нервные). Именно поэтому, от того, способен человек находить подход к другим людям или нет, и зависит эффективность взаимоотношений.
Проведя исследование по данной теме, мы убедились, что изучать такие формы коммуникативной деятельности как сотрудничество и конфликт, нужно именно в социальном аспекте теории коммуникации.
Несомненно, наиболее благоприятной
формой коммуникации является
сотрудничество (по сравнению с
конфликтом). Ведь опыт показывает,
что даже маленькие
Список использованной литературы
Приложения
№№ п/п | Вид коммуник. | Уровень коммуник. | Условные обозначения | Наименование |
1. | микро | межлич. | И п И | Копирование
Образца |
2. | микро | межлич. | И д И |
Беседа |
3. | микро | межлич. | И у И | Команда |
4. | микро | групп. | И п Г | Референция (референтная группа) |
5. | микро | групп. | И у Г | Руководство коллективом |
6. | микро | масс. | И п М | Социализация |
7. | микро | масс. | И у М | Авторитаризм |
8. | миди | групп. | Г п Г | Мода |
9. | миди | групп. | Г д Г | Переговоры |
10. | миди | групп. | Г у Г | Групповая иерархия |
11. | миди | масс. | Г п М | Адаптация к среде |
12. | миди | масс. | Г у М | Руководство обществом |
13. | макро | масс | М п М | Заимствование достижений |
14. | макро | масс. | М д М | Взаимодействие культур |
15. | макро | масс. | М у М | Информационная агрессия |
Таблица
2
СОТРУДНИЧЕСТВО
И КОНФЛИКТЫ В
ФОРМАХ КОММУНИКАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид | Микрокоммуникация | Мидикоммуникация | Макрокоммуникация | |||
Форма коммуникационной деятельности | сотрудничество | конфликт | сотрудничество | конфликт | Сотрудничество | конфликт |
ПОДРАЖАНИЕ | И п И И п Г И п М Г п Г Г п М - обучение ремеслу, искусству, языку, профессионализация, социализация — мода, адаптация, ассимиляция, М п М - модернизация, вестернизация, заимствование достижений | |||||
УПРАВЛЕНИЕ | И у И И у Г И у М И у И И у Г И у М Г у Г Г у М Г у Г Г у М - внушение, убеждение, лидерство в группе, просвещение, пророчество, харизма, приказ, авторитаризм, диктатура, школьное образование, реклама, паблик рилейшенз, пропаганда, бюрократия, цензура, засекречивание, контрпропаганда, М у М - традиции, гуманитарная помощь информационная война, культурный империализм | |||||
ДИАЛОГ | И д И -
дружба, деловое общение, консультация,
И д И - полемика, спор, ссора, Г
д Г – деловые переговоры, конференции,
Г д Г - соперничество полит. партий,
научных школ, трудовой конфликт, М
д М – международное |
Информация о работе Сотрудничество и конфликт как формы коммуникативной деятельности