Сотрудничество и конфликт как формы коммуникативной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Современное общество, т.е. общество высоких технологий, невозможно представить себе без общения. Но, к сожалению, не все люди занимают одинаковые позиции в коммуникации: кто – то ищет взаимовыгодное общение, а кто – то никогда и ни за что не пойдет на компромисс. Именно поэтому в нашем исследовании мы хотим разобраться, что представляют собой конфликтные и сотруднические формы общения.
Объектом данной работы является – коммуникативная деятельность. Предметом – особенности сотрудничества и конфликта как форм коммуникативной деятельности.
Цель контрольно – курсовой работы – исследовать такие формы коммуникативной деятельности как сотрудничество и конфликт. Для достижения желаемого результата мы поставили следующие задачи: 1)проанализировать понятие «коммуникативная деятельность»; 2) выявить специфику понятий сотрудничества и конфликта в социальных науках; 3) выявить роль сотрудничества и конфликта в коммуникативной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Коммуникативная деятельность: понятие, формы, виды……………..4
Понятия «сотрудничество» и «конфликт» в социальных науках……11
Сотрудничество и конфликт в коммуникативной деятельности…...15
Заключение..……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Приложения………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.44 Кб (Скачать)

      Диалоговая  коммуникация в наибольшей степени  соответствует социально-психологической  природе людей и поэтому она  приносит наибольшее удовлетворение участникам. Именно диалог, образуя общность «МЫ», создает почву для совместной творческой деятельности, для дружеского общения, для раскрытия и развития личностного потенциала партнеров. Диалог на уровне микрокоммуникации  становится формой душевной дружбы и  эффективного делового сотрудничества, что не отрицает принципиальных споров и расхождения во мнениях. На уровне мидикоммуникации возможно диалогическое  сотрудничество между различными социальными  группами, в том числе — диалог с властью, что опять-таки не отменяет соперничества и полемических дискуссий  между оппонентами. Для достижения национального согласия и международного сотрудничества решающее значение имеет  макрокоммуникационный диалог, участниками  которого становятся народы, государства, цивилизации11.

      Обращаясь к работам исследователей данной проблемы, нельзя не упомянуть израильского философа Мартина Бубера (1878—1965). Он, акцентируя различия между диалогом (субъект — субъектное отношение) и управлением (субъект-объектное отношение), постулирует два типа отношения человека к окружающей действительности:

        а) отношение «Я—ТЫ», предполагающее  «перетекание из Я в ТЫ»,  подлинное понимание и взаимность  общающихся людей; 

      б) отношение «Я—ОНО», когда человек, будучи субъектом сознания и действия, воспринимает окружающие его предметы и других людей в качестве безличных  объектов, служащих для утилитарного использования, эксплуатации, манипулирования.

      Бытие людей делится таким образом  на диалогическое существование, когда  развертывается диалог между личностью  и окружающим миром, между личностью  и Богом, и монологическое (эгоцентрическое) существование.     Полноценная реализация личности, — утверждает М. Бубер в своем учении, именуемом «диалогическим персонализмом», — возможна лишь в первом случае. Таким образом, формы коммуникационной деятельности приобретает мировоззренческое звучание12.

      Небезынтересно  обратить внимание на то, что разные литературные стили занимают разные места в Таблице 2 (Приложения), переходя от подражания к управлению и далее  к диалогу. Древнерусские житийные писания (жития святых отцов), так  же как романтические (Дж.Байрон, А.Бестужев-Марлинский, М. Лермонтов) и утопическо-публицистические произведения (Н. Чернышевский, П. Лавров, Н. Островский) предлагали своим читателям  образцы для подражания, референтную  группу, тем самым управляя их поведением посредством формулы И п Г.

      Просветительская  и критико-реалистическая литература, начиная с Н.М. Карамзина и заканчивая М. Горьким, культивировала субъект-объектные  отношения с «другом-читателем», что соответствует формуле сотрудничество Г у М или Г у Г. В модернизме, эпатирующем читающую публику (вспомним «Пощечину общественному вкусу») и исповедующим самоочарованный  эгоцентризм, действует схема управления Г у Г, но с конфликтующим содержанием.

      Социалистический  реализм, пропагандировавший партийные  доктрины, относится к формуле  Г у М, как и все средства пропаганды, стремящиеся наладить сотрудничество с реципиентами.

      В отличие от предыдущих эстетических стилей, где автор неизменно считал себя пророком, учителем жизни, «гением» (модернизм), в современном русском  постмодернизме автор воздерживается от управленческого монолога, а приглашает читателя участвовать в интеллектуальной игре с текстами. При этом в качестве обязательного условия подразумевается  знание читателями тех «первичных текстов», тех «цитат», из которых постмодернист  конструирует свое «вторичное» произведение. Например, обращаются к классической литературе XIX века («Пушкинский дом» А.Битова, «Душа патриота или различные  послания к Ферфичкину» Евг. Попова) или к советской культуре (направление  соц-арт-искусство, работающее с образами, символами, идеологемами советского времени, — «Полисандрия» Саши Соколова, «Кенгуру» Юза Алешковского). Постмодернизм  оказывается в классе Г и Г, где реализуется диалоговое сотрудничество элитарных писателей и элитарных читателей13.

      Надо  признать, что проблемы сотрудничества и конфликтности до последнего времени  не были предметом пристального внимания наших ученых. Правда, нельзя не вспомнить  этические идеи замечательного теоретика  анархизма Петра Алексеевича  Кропоткина (1842—1921). В противовес социал-дарвинизму, сводившему закон борьбы за существование к безнравственной войне «всех против всех», Кропоткин отстаивал принцип универсальной кооперации в природе и обществе, взаимопомощь как фактор эволюции. Ссылаясь на институт общительности, т. е. врожденную потребность в общении, Кропоткин объяснял происхождение родовых общин, трудовой кооперации, культурного прогресса и будущее коммунистическое общество.

      В первые годы Советской власти Алексей  Капитонович Гастев (1882—1938 или 1941), русский ученый и поэт, выступил в качестве основателя Центрального института труда (1920), где развивалась методология научной организации и культуры труда, уделявшая немалое внимание коммуникации между сотрудниками . Идеи этой методологии получили развитие в эргономике — науке, изучающей взаимоотношение «человек — орудие труда», и в современной теории менеджмента.

      В 90-е годы приобрели актуальность не проблемы творческой кооперации, а  проблемы урегулирования конфликтов. Оказалось, что конфликты — неизбежный спутник общественной жизни, представленный на всех уровнях социальной коммуникации — межличностном, групповом, массовом. Сформировалась конфликтология, представляющая собой одну из прикладных социально-коммуникационных дисциплин. Предметом конфликтологии являются супружеские конфликты, трудовые конфликты, межэтнические и политические конфликты и другие конфликтные ситуации, упомянутые в Таблице 2 (Приложения) Теоретическим и методологическим фундаментом при изучении как сотрудничества, так и конфликтности является социальная психология, где проблема общения всегда занимала центральное место14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что сотрудничество и конфликт – это действительно формы коммуникативной деятельности, без которых невозможен процесс коммуникации. Люди в большинстве своем существа экспрессивные (а некоторые еще и нервные). Именно поэтому, от того, способен человек находить подход к другим людям или нет, и зависит эффективность взаимоотношений.

     Проведя исследование по данной теме, мы убедились, что изучать  такие формы коммуникативной  деятельности как сотрудничество и  конфликт, нужно именно в социальном аспекте теории коммуникации.

       Несомненно, наиболее благоприятной  формой коммуникации является  сотрудничество (по сравнению с  конфликтом). Ведь опыт показывает, что даже маленькие конфликтные  ситуации могут приводить к  очень большим проблемам и  нежелательным последствиям на  всех уровнях общественной жизни.  Поэтому очень хочется сказать  словами одного из героев произведения  Аркадия Хайта: «Ребята, давайте  жить дружно!».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1. Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия [Текст]/ А. Ауэрбах,  Р. Корсини. – М., 2003. – 625 с.
    2. Вердербер К  Психология общения [Текст] / К.  Вердербер, Р. Вердербер. – СПб., 2003. – 540 с.
    3. Войскунский А. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении [Текст]/ А. Войкунский. — М.: Знание, 2000. — 239 с.
    4. Голубева Г.А.  Социология: учеб. пособие [Текст]/ Г.А. Голубева, А.В. Дмитриев. – М.: Собрание, 2000. – 304 с.
    5. Каменская Е.Н. Социология: учеб. пособие [Текст] / Е.Н. Каменская. – М.: Дашков и К, 2005. – 288 с.
    6. Кашапов М. Теория и практика решения  конфликтных ситуаций. Краткий словарь [Текст]/ М. Кашапов. – М., 2003. – 213 с.
    7. Мацумото Д. Психолгия и культура [Текст]/  Д. Мацумото. – М., 2000. – с. 143.
    8. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие [Текст] / А.В. Соколов. - СПб., 2002. – 460 с.
    9. Деловое общение и управление им [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib-reklama.narod.ru/lib/ctati/delovoe_obshenie_upravltnie.htm
    10. Поздеева С.И.  Томский государственный педагогический университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pr.tsu.ru/articles/97/
 
 
 
 

Приложения

      Таблица 1

      Формы коммуникационной деятельности

 
№№  п/п Вид коммуник. Уровень коммуник. Условные обозначения Наименование
1. микро межлич. И п И Копирование

Образца

2. микро межлич.

И д  И

Беседа
3. микро межлич. И у И Команда
4. микро групп. И п Г Референция (референтная группа)
5. микро групп. И у Г Руководство коллективом 
6. микро масс. И п М Социализация 
7. микро масс. И у М Авторитаризм 
8. миди групп. Г п Г Мода 
9. миди групп. Г д Г Переговоры 
10. миди групп. Г у Г Групповая иерархия
11. миди масс. Г п М Адаптация к среде
12. миди масс. Г у М Руководство обществом
13. макро масс М п М Заимствование достижений
14. макро масс. М д М Взаимодействие  культур
15. макро масс. М у М Информационная  агрессия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2 

      СОТРУДНИЧЕСТВО  И КОНФЛИКТЫ В  ФОРМАХ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Вид Микрокоммуникация Мидикоммуникация  Макрокоммуникация
Форма коммуникационной деятельности сотрудничество конфликт сотрудничество конфликт Сотрудничество конфликт
ПОДРАЖАНИЕ И п И  И п Г И п М Г п Г  Г п М - обучение ремеслу, искусству, языку, профессионализация, социализация — мода, адаптация, ассимиляция, М  п М - модернизация, вестернизация, заимствование  достижений
УПРАВЛЕНИЕ И у И  И у Г И у М И у И  И у Г И у М Г у Г  Г у М Г у Г Г у М - внушение, убеждение, лидерство в  группе, просвещение, пророчество, харизма, приказ, авторитаризм, диктатура, школьное образование, реклама, паблик рилейшенз, пропаганда, бюрократия, цензура, засекречивание, контрпропаганда, М у М -  традиции, гуманитарная помощь информационная война, культурный империализм
ДИАЛОГ И д И - дружба, деловое общение, консультация, И д И - полемика, спор, ссора, Г  д Г – деловые переговоры, конференции, Г д Г - соперничество полит. партий, научных школ, трудовой конфликт, М  д М – международное сотрудничество, диалог культур межэтнические конфликты, конфронтация

Информация о работе Сотрудничество и конфликт как формы коммуникативной деятельности