Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:56, контрольная работа
Современное общество, т.е. общество высоких технологий, невозможно представить себе без общения. Но, к сожалению, не все люди занимают одинаковые позиции в коммуникации: кто – то ищет взаимовыгодное общение, а кто – то никогда и ни за что не пойдет на компромисс. Именно поэтому в нашем исследовании мы хотим разобраться, что представляют собой конфликтные и сотруднические формы общения.
Объектом данной работы является – коммуникативная деятельность. Предметом – особенности сотрудничества и конфликта как форм коммуникативной деятельности.
Цель контрольно – курсовой работы – исследовать такие формы коммуникативной деятельности как сотрудничество и конфликт. Для достижения желаемого результата мы поставили следующие задачи: 1)проанализировать понятие «коммуникативная деятельность»; 2) выявить специфику понятий сотрудничества и конфликта в социальных науках; 3) выявить роль сотрудничества и конфликта в коммуникативной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Коммуникативная деятельность: понятие, формы, виды……………..4
Понятия «сотрудничество» и «конфликт» в социальных науках……11
Сотрудничество и конфликт в коммуникативной деятельности…...15
Заключение..……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Приложения………………………………………………………………………23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение..………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..22
Приложения……………………………………………………
Введение
Человеческое общение играет очень важную роль в нашей жизни. И то, каким образом мы взаимодействуем друг с другом, всегда интересовало, интересует и будет интересовать социологов (и не только их).
Современное
общество, т.е. общество высоких технологий,
невозможно представить себе без
общения. Но, к сожалению, не все люди
занимают одинаковые позиции в коммуникации:
кто – то ищет взаимовыгодное общение,
а кто – то никогда и ни за
что не пойдет на компромисс. Именно
поэтому в нашем исследовании
мы хотим разобраться, что представляют
собой конфликтные и
Объектом данной работы является – коммуникативная деятельность. Предметом – особенности сотрудничества и конфликта как форм коммуникативной деятельности.
Цель
контрольно – курсовой работы –
исследовать такие формы
Следует отметить, что данная тема достаточно изучена. Проблемам коммуникативной деятельности посвящены работы таких исследователей как А. Войскунский, С. Поздеева, А. Соколов др. Именно их выводы мы использовали в качестве теоретико – методологической базы данной работы.
В
представленной работе используются следующие
методы: логический, сравнительный, исторический.
Коммуникативная
деятельность: понятия,
формы, виды
В современном обществе актуализируется интерес к такому многомерному понятию как коммуникация. Коммуникация становится не только способом человеческого существования, но и средством достижения личностных целей: профессиональных, научных, карьерных и др. Что же такое коммуникация? В широком смысле — это все, что связывает человека с окружающей средой, приносит ему информацию об объективной реальности, в узком смысле — передача (распространение, сообщение) какого-либо опыта от человека к человеку. При этом выделяют психологический аспект коммуникации (обмен мыслями, чувствами между участниками) и семиотический аспект — обмен значениями. Слово «обмен» в отличие от слова «передача» подчеркивает двухсторонний, межличностный характер коммуникации: обмен — это не потеря собственных слов, мыслей, это взаимное обогащение мыслями, эмоциями, значениями.
Коммуникацию можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, коммуникация — это деятельность. В этом смысле говорят о речевой деятельности или вербальной коммуникации, которая может быть устной (говорение, слушание) и письменной (письмо, чтение). При этом говорение и письмо является более активными видами речевой деятельности, т.к. это процесс создания высказываний, а слушание и чтение — менее активными видами, т.к. это процесс восприятия высказываний. Поскольку речевая деятельность направлена на высказывание (текст), ее можно определить как текстовую деятельность: текстовоспринимающую, текстовоспроизводящую, текстообразующую.
Если понимать коммуникацию как деятельность, то важным аспектом становится модель коммуникативного деятеля как субъекта этой деятельности (коммуникативной личности). В этой модели можно выделить следующие компоненты: а) мотивационный — потребность (установка, интенция) в общении: коммуникативный деятель должен не только хотеть вступить в общение, но и демонстрировать это желание в явном виде; при отсутствии данного компонента говорят о псевдокоммуникации или видимости общения; б) когнитивный компонент: это познавательный и социальный опыт личности, образованность, общая и речевая культура; в) функционально-технологический — практическое владение средствами общения, умение варьировать коммуникативные средства построения дискурса в соответствии с нормами, ситуацией, особенностями собеседника (аудитории); а также речевой самоконтроль.
Важно
подчеркнуть, что речевая деятельность
пронизывает все другие виды человеческой
деятельности: чем более активную
(субъектную) позицию занимает человек
в деятельности (трудовой, исследовательской,
художественной, игровой и т.д.), тем
активнее он проявляет себя и как
коммуникативный деятель. В этом
смысле можно перефразировать
Коммуникационную деятельность можно определить как движение смыслов в социальном пространстве. Элементарная схема коммуникации соответствует коммуникационной деятельности, точнее — не деятельности в целом, а элементарной ее части — коммуникационному действию. Коммуникационное действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.
Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.
1. Подражание. Подражание — одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством.
Непроизвольное подражание — главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.
В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных инноваций, популярных идей и веяний. Можно сказать, что подражание — один из способов существования живой социальной памяти.
Э.Фромм среди специфически человеческих социально-культурных потребностей отмечал стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии — литературным героям, спортсменам, артистам, воинам.
Не следует думать, что подражание не соответствует элементарной схеме коммуникационного действия, ибо не обнаруживается явного смыслового сообщения, адресованного реципиенту. На самом деле такое сообщение, обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Реципиент целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его в качестве источника смыслов, которые он хотел бы усвоить. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего участия в коммуникационном действии. Подражание — это такое объект—субъектное отношение, где активную роль играет реципиент, а коммуникант — пассивный объект для подражания.
2. Диалог — форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект — субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «МЫ».
Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Высказывание — это не слово, не предложение, не абзац, а единица смысла, дающая возможность ответить на него. Участники диалога совместно создают драматургический текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. Литература, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедленного действия. Незавершенный диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий множество субъектов и продолжающийся бесконечно. Короче говоря, дискурс — это мультисубъектный бесконечный диалог.
3. Управление — такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.
Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счет многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.
Особой
формой управленческого
Диалог близок к поведению по схеме «стимул—реакция», он не требует такого уровня программирования и организации, как монологическое выступление. Поэтому именно диалог считается первоначальной формой речи, возникшей еще у питекантропов (1500—200 тыс. лет назад), а монологическая речь — более поздним коммуникационным достижением, требующим более высокой культуры речи и некоторых ораторских навыков.
Нужно сказать, что рассматриваются формы коммуникативных действий, которые систематизированы по сходству и различию. Следует обратить внимание на то, что формы коммуникационных действий могут включать различное содержание и вместе с тем один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем диалогического объяснения2.
Не
следует абсолютизировать границы
между разными
Информация о работе Сотрудничество и конфликт как формы коммуникативной деятельности