Сотрудничество и конфликт как формы коммуникативной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Современное общество, т.е. общество высоких технологий, невозможно представить себе без общения. Но, к сожалению, не все люди занимают одинаковые позиции в коммуникации: кто – то ищет взаимовыгодное общение, а кто – то никогда и ни за что не пойдет на компромисс. Именно поэтому в нашем исследовании мы хотим разобраться, что представляют собой конфликтные и сотруднические формы общения.
Объектом данной работы является – коммуникативная деятельность. Предметом – особенности сотрудничества и конфликта как форм коммуникативной деятельности.
Цель контрольно – курсовой работы – исследовать такие формы коммуникативной деятельности как сотрудничество и конфликт. Для достижения желаемого результата мы поставили следующие задачи: 1)проанализировать понятие «коммуникативная деятельность»; 2) выявить специфику понятий сотрудничества и конфликта в социальных науках; 3) выявить роль сотрудничества и конфликта в коммуникативной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Коммуникативная деятельность: понятие, формы, виды……………..4
Понятия «сотрудничество» и «конфликт» в социальных науках……11
Сотрудничество и конфликт в коммуникативной деятельности…...15
Заключение..……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Приложения………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.44 Кб (Скачать)

      Коммуникационные  действия есть элементарные акты, можно  сказать, атомы коммуникационной деятельности, но используются они и в некоммуникационной деятельности (познание, труд). Практически  во всех видах коммуникационной деятельности обнаруживаются формы, рассмотренные  нами, но преобладает одна из форм.

      Это позволяет коммуникационную деятельность в целом на различных ее уровнях  представить в виде диалогической, управленческой, подражательной, т. е. отождествить формы коммуникационной деятельности и формы элементарных коммуникационных актов.

      В качестве коммуникантов и реципиентов  могут выступать три субъекта, относящиеся к разным уровням  социальной структуры: индивидуальная личность (И), социальная группа (Г), массовая совокупность (М). Они могут взаимодействовать друг с другом, например И — , Г — Г, М — М. или между собой, например И — Г, И — М, Г — М и т. д. Абстрактно говоря, получается 9 видов социальных коммуникаций. Но этого мало.

      Как было сказано выше, коммуникационные действия могут осуществляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог есть взаимодействие равноправных партнеров, которое возможно между субъектами одинакового социального уровня, а не разных уровней, ибо разноуровневые субъекты, например, И и М, не являются равноправными.

      Между разноуровневыми субъектами может  быть подражание или управление, но не диалог равных участников.

     Те  виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного  субъекта выступает И, либо Г, либо М, можно называть соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где И, либо Г, либо М выступают в роли объекта воздействия можно соответственно межличностной, групповой и массовой коммуникацией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций.

      Двумерная классификация видов и уровней  коммуникационной деятельности представлена следующим образом.

      Можно выделить 7 форм микрокоммуникации, 5 форм мидикоммуникации и 3 формы макрокоммуникации.

      Условные  обозначения: И — индивид; Г —  группа; М — массовая совокупность; Р — реципиент; К — коммуникант; п — подражание; д — диалог; у — управление3.

      Систематизировав  и обозначив получившиеся 15 форм коммуникационной деятельности, получим  Таблицы 1, представленную в Приложении 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Понятия «сотрудничество» и  «конфликт» в социальных науках 

     Слово «конфликт» (лат. сonflictus – столкновение; столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор) имеет много разных значений. Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в попытке проанализировать его через противоречие как более общее понятие, и, прежде всего, - через социальное противоречие.

     Проблематика  конфликта разрабатывается в  социологии как на макроуровне (в  контексте глобальных социокультурных  изменений в обществе), так и  на микроуровне (для решения прикладных задач по смягчению конфликтных  ситуаций в практике организаций  современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и др., где наблюдается непосредственное столкновение интересов противоборствующих сторон).

     Социология  исходит из того, что конфликт есть естественное явление общественной жизни, на которое нельзя закрывать  глаза или пытаться отрицать его  наличие.

     К числу крупных теоретиков конфликта  относят Г. Спенсера, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Л. Козера, Р. Дарендорфа, Н. Смелзера, К. Боулдинга и др.4 .

     Конфликт  – это проявление объективных  или субъективных противоречий, которое  выражается в противоборстве сторон, индивидов, групп, социальных слоев, политических партий, государств.

     Социальный  конфликт есть процесс, в котором  два (или более) индивида или группы индивидов ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника, изменить его взгляды и социальные позиции. Разумеется, термин «конфликт» может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (борьба за существование, например). Особенность же социального конфликта состоит в том, что в нем все стороны представлены людьми. Социальный конфликт – это такой вид противостояния людей, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают  оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что их борьба принимает формы атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям, группам. Еще одна характерная особенность конфликта состоит в том, что люди используют ссоры, дебаты, торги, соперничество, сражения, косвенное или прямое насилие5.

     Что же касается сотрудничества, то нужно  сказать, что данное понятие изначально было введено в оборот в психологии. В настоящее время наиболее оно  часто употребляется даже не  в социологии, а скорее в политологии (международное сотрудничество, например). Тем не менее многие ученые-социологи  часто прибегают к данной категории, характеризуя человеческие взаимоотношения.

      Несмотря  на то, что философы и теологи давно интересовались факторами, которые питают сотрудничество, рассматривая его как социальную добродетель,   представители социальных наук начали обнаруживать серьезный интерес к эмпирическому изучению этих понятий лишь в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Он возник, когда исследователи конфликта стали рассматривать в качестве основного источника более серьезных форм конфликта различие интересов, а не гнев или предубеждение. Сходная перемена во взглядах произошла и у исследователей социальной интеракции, обратившихся от представлений, акцентировавших центральную роль аттитюдов и убеждений людей, вовлеченных в процесс взаимодействия, к теориям, опирающимся на значение тех вознаграждений и наказаний, которые может применять к другим каждый из участников взаимодействия. Термин "сотрудничество" относится по существу к совместным усилиям, возникающим в отношении обоюдно желаемых целей. В случае чистого сотрудничества, в его специальном значении, описанном Мортоном Дойчем, цель одного человека может быть достигнута только при условии достижения своих целей другими участниками. Однако этот крайний случай чистого сотрудничества встречается редко; большинство жизненных ситуаций представляют собой смесь сотрудничества и соперничества.

     Психологи, интересовавшиеся проблемами социального взаимодействия и эффектами участия группы, проводили эмпирические исследования сотрудничества и соперничества. Классическим исследованием в этой области явился полевой эксперимент "Разбойничья пещера", проведенный Музафером Шерифом и его сотрудниками. В ходе этого эксперимента мальчиков в летнем лагере разбивали на две группы, которые затем проживали изолированно друг от друга. В ходе первой фазы исследования каждая из групп периодически оказывалась в ситуациях, способствовавших выработке групповой солидарности и групповой идентичности. В ходе второй фазы обе группы принимали участие в серии соревнований и конкурсов, имевших целью выработку соперничества и укрепление внутригрупповой солидарности. Это привело к возникновению выраженной конкуренции и даже вражды между группами. Последняя фаза исследования адресовалась к вопросу о том, каким образом можно примирить эти две враждебно настроенные друг к другу группы. Простое объединение обеих групп в рамках каких-либо общественных мероприятий лишь усиливало враждебность. Однако, когда экспериментаторы разработали серию "насущных" проблем, требовавших для своего решения совместных усилий обеих групп - например, нарушение обеспечения лагеря водой, - вражда между группами постепенно уменьшилась, возникли новые дружеские связи между членами различных групп, что в конечном счете способствовало возникновению духа сотрудничества.

     В целом психологические исследования показали, что сотрудничество чаще всего возникает в условиях, когда участники взаимодействия имеют общую цель и общие средства достижения этой цели, в то время как соперничество чаще имеет место в тех случаях, когда участвующие стороны либо преследуют индивидуальные цели, либо расходятся в средствах их достижения6.

     В настоящее время существует множество  определений термина «сотрудничества». Наиболее кратко сотрудничество определяет Д. Мацумото, говоря, что это способность  людей вместе работать для достижения общих целей7. Тем самым автор сводит данное понятие к общенаучному.

     Похожее определение дают в своей работе «Психология общения» Р. Вердербер и К. Вердербер. Они говорят, что сотрудничество – это разрешение проблем, при котором учитываются потребности и интересы каждой из сторон и находится взаимно удовлетворяющее решение8.

     Более развернутую трактовку термина  «сотрудничество» можно найти в  словаре «Теория и практика решения  конфликтных ситуаций» М. Кашапова: «Сотрудничество характеризуется  принятием субъектами  взаимодействия общих целей и согласованной  программы деятельности; рациональным распределением функций и ролей  с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого  участника совместной деятельности; благоприятным нравственно –  психологическим климатом в группе, готовностью каждого ее члена  оказать помощь другим9. 
 
 
 
 
 
 
 

      Сотрудничество  и конфликт в коммуникативной  деятельности

     В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить  в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).

     Совместная  деятельность и общение протекают  в условиях социального контроля на основе норм — принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения  людей. Диапазон социальных норм чрезвычайно  широк: от образцов поведения, отвечающего  требованиям трудовой дисциплины, до правил вежливости. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет  определенные роли во взаимодействии с другими людьми.

     При интерактивном взаимодействии партнеров различают: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие.

     •    Сотрудничество — общение, при котором  оба партнера по взаимодействию содействуют  друг другу, активно способствуя  достижению индивидуальных и общих  целей совместной деятельности;

     •  Противоборство — общение, при котором  партнеры противодействуют друг другу  и препятствуют достижению индивидуальных целей;

     •  Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного сотрудничества;

     •  Однонаправленное содействие — один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;

     •  Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать  другому, который, однако, активно противодействует ему;

     • Компромиссное взаимодействие —  оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

     Интерактивная сторона общения по своей сущности — это психологическое воздействие, проникновение одной личности (или  группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатом  этого проникновения является изменение  индивидуальных или групповых психических  явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояния). Однако на пути подобных воздействий от противоречащих им стоит психологическая защита — своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия, соответствующие  потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального  окружения, от нежелательных10.

      В Таблице 1 (Приложения) представлены формы  коммуникационной деятельности в зависимости  от участвующих субъектов и их коммуникационных ролей. Эти формы  могут иметь разное содержательное наполнение: они могут служить  укреплению сотрудничества и консенсуса между участниками коммуникации, а могут выражать конфликтные  отношения, борьбу взглядов, недоверие. В Таблице 2 (Приложения) приведены примеры сотрудничества и конфликтов в различных формах коммуникативной деятельности.

      Как показывает таблица, наиболее «миролюбивой»  формой является подражание: здесь  нет почвы для конфликтов во всех видах коммуникации (микро-, миди-, макро-).

      Наиболее  «воинственной» формой следует признать управление, где представлены такие  способы императивного принуждения, как приказ, цензура, информационная война, контрпропаганда, культурный империализм и другие отвратительные явления коммуникационного насилия. Правда, все большее распространение в современных демократических обществах получает манипулятивное управление, подменяющее конфликтогенное командное принуждение мягкими психологическими технологиями, создающими у реципиента иллюзию свободы выбора и сотрудничества с коммуникантом (реклама, паблик рилешенз, имиджмейкерство).

Информация о работе Сотрудничество и конфликт как формы коммуникативной деятельности