Основные правила публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!
Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы публичного выступления
Экстралингвистические правила публичного выступления….…………5
Лингвистические и композиционные правила публичного выступления……………………………………………………………….13
Заключение …………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Основные правила публичного выступления.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Синонимы. Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка. Совершенно однозначных слов в русском языке совсем немного: лингвистика – языкознание. Но зато распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки.

Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

Главное условие  правильности речи – употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов.

Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым  активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

А. Иствуд в своей работе «Я вас слушаю», среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, выделил следующие лексические приемы. Как он отмечает, практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту.

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность.

Аллегория иносказательно изображает что-либо.

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств, предметов и явлений (Иствуд 2009: 87).

По мнению М. Предрага высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания. 
Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий.

 Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.

Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

Полетность  голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи.

Для преодоления этого  недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется:

- прочитать вслух в  различном темпе фрагмент какого-либо  рассказа по книге;

- использовать скороговорки, вначале их следует произносить  медленно, постепенно увеличивая  темп (Предраг 2005: 45). 

Иванова С.Ф. в своем труде «Специфика публичной речи» указывает на типичные ошибки допускаемые входе публичного выступления, так она отмечает, что у косноязычного человека речевая бедность, неумение выразить мысль часто соседствуют с негативными явлениями, "засоряющими" речь. В их  числе:

1) "заезженные" формулировки: более-менее, нормально, ничего;

2) слова-паразиты: так-сказать, типа, типа того, чисто конкретно, как бы;

3) сленговые  формы: отпад! круто! классно! прикол! тащусь!

4) сокращения  слов: коммуналка, Б МБ-ушка, видак, телик;

5) фонетические  стяжения: тыща, щас, воще, чё?

6) иноязычные "вкрапления": о'кей, ноу-проблем, вау!

7) орфоэпические  ошибки: *катлог, инциндент.

Названные явления  недопустимы в речи оратора по мнению Ивановой (Иванова 2006: 69).

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели  процесс подготовки к публичному выступлению. Она состоит из трех обобщенных правил. Первое: предварительная  отработка навыков, где мы говорили об искусственных приемах, таких  как воображаемая аудитория и  так далее. Второе: непосредственно сама подготовка к выступлению. И третье - изучение навыков поведения во время публичного выступления.

Кроме того не стоит забывать, что ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

 

 

Список использованной литературы

  1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение /О.А. Баева. – М.: Логос, 2000. – 257 с.
  2. Бройнич В.Д. Искусство по проведению переговоров/ В.Д. Бройнич. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2004. – 242 с.
  3. Блинов И.Я., Культура речи/ И.Я. Блинов. – М.: Наука, 2006. -  206 с.
  4. Бердшадский В.И. публичное выступление и его специфика/ В.И. Бердшадский. – ВЛАДОС, 1999 – 307 с.
  5. Василик М.А. Основы теории коммуникации/ М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2003. 615 с.
  6. Винакова Н.. Деловая риторика/ Н.Ф. Винакова . – М.: Прогресс, 1986 – 156 с.
  7. Гиляров Е.М. Публичная речь/ Е.М. Гиляров. – М.: Дело, 2002- 79 с.
  8. Головин Б.Н. Как говорить правильно/ Б.Н. Головин. - М.: Просвещение, 1971. —189 с.
  9. Горбанев М.А. Правила публичной речи/ М.А. Горбанев. - М.: Флинта: Наука, 2008 - 134 с.
  10. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи/ С.Ф. Иванова. – М.: просвещение - 2007.- 215 с.
  11. Иствуд А. Я вас слушаю/ А. Иствуд.- М.: Гнозис, 2009. – 108с.
  12. Кони А.Ф. Советы лектора/ А.Ф. Кони.- М.: Гнозис, 2009. – 201 с.
  13. Кузин Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие/ Ф.А. Кузин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с
  14. Любишин А.В. Культура деловой речи/ А.В. Любишин. - М. : Наука,  2003. - 274с.
  15. Ножин В.А. Смысловое восприятие речевого сообщения/ В.А. Ножин. – М.: Академия- 2004-272 с.
  16. Максимова В.И. Русский язык. Культура речи/ В.И. Максимова. – М. : Наука, 2000 – 215с. 
  17. Предраг М. как проводить деловую беседу/ М. Предраг - М.: РГГУ, 1995 -  243 с.
  18. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления/ Д.Г. Скотт.- К.: Ника-Центр, 2006 -  328 с.
  19. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход/ Н.И. Формановская. – М.: Русский язык – 230 с.
  20. Шейнов В.П. Психология манипулирования/ В.П. Шейнов. – М.: Феникс- 2006 -346 с.
  21. http://www.classes.ru/ all-russia-dictionary-term-13303.htm
  22. http://technics-speech.ru
  23. http://lingvodocum.ru/docinging
  24. 24.http://www.vsempomogu/ru/etika/919-10.htm

     25.http://www.sunhome.ru/ psychology/ 1670

 


Информация о работе Основные правила публичного выступления