Основные правила публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!
Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы публичного выступления
Экстралингвистические правила публичного выступления….…………5
Лингвистические и композиционные правила публичного выступления……………………………………………………………….13
Заключение …………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Основные правила публичного выступления.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

В текст доклада  также можно включить риторические вопросы, где ответ может быть только однозначный:  да или нет. Это будет способствовать вовлечению слушателей в процесс и более активному их восприятию темы, поможет установить контакт с аудиторией. Но следует помнить, что задавать эти вопросы следует по ходу событий, в соответствии со складывающейся ситуацией в аудитории ( Ножин 2001: 67).

Кроме того не стоит  забывать по мнению  Любишина А.В. о  технике речи, которая напрямую связана  с эффективностью и успешностью  публичного выступления. Он перечисляет  следующие компоненты техники речи:

1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

Существует целый ряд  специальных упражнений, формирующих  отчетливую дикцию (произнесение в  различном темпе скороговорок, а  также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить  закон: "Говорить надо не так, как  нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.

2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)

Могут наблюдаться две  крайности темпа речи: слишком  быстрый темп ("строчит как  из пулемета") или замедленная  речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.

Говорящему  важно уметь менять темп: если требуется  что-то подчеркнуть, выделить, сделать  акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

3. Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

С помощью интонации  выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Часто интонации, с которой  произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы.

Оратор должен владеть  интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.

4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

Голос имеет  многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.) (Любишин 2009: 145).

В процессе подготовки следует изучить и учитывать особенности поведения во время выступления. Несоответствующее поведение во время чтения доклада будет отвлекать слушателей от основного смыла выступления. За этим надо четко следить, делая себе напоминающие записи рядом с текстом доклада. С помощью видеозаписи легко можно отследить все моменты, которые требуют исправления в дальнейшем. Поведение должно быть спокойным, без лишней нервозности и соответствовать теме доклада и собравшейся аудитории.

  1. Лингвистические и композиционные правила публичного выступления

Экстралингвистическое оформление публичной речи является важным, но не менее значимым является композиционное построение и лингвистическое содержание выступления.

Так для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как 
расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение».

В теории ораторского  искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура (Бройнич 2002: 78).

Как видно из определения, когда говорится о  композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Очень точно  определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы».

«Для успеха речи, — писал выдающийся юрист  и общественный деятель XIX века А.Ф. Кони в статье «Советы лектора», — важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно 
слушать» (http://lingvodocum.ru/dokling).

Как поясняет Кузин Ф.А., не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Он приводит основные из них.

Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств (Кузин 2006: 289).

Наиболее распространенной структурой устного выступления  считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Форма всегда поддерживается содержанием, вследствие чего лингвистические  правила публичного выступления также нашли отражение в трудах Вишняковой Н.Ф., Гилярова Е.М., Скотта Д.Г., Шейнова В.П. и многих других.

Так, например Максимов В.И в своей монографии «Русский язык. Культура речи» выделяет синтаксические и лексические особенности публичного выступления.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с  первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

1. Простые предложения  и части сложных предложений  не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен  длиной словесной цепочки, состоящей  из 5–7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные), неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений (Максимов 2007: 45).

Для того чтобы получить текст такого типа, при его написании (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий (такой, как в разговорной речи) синтаксический строй текста.

Длинные предложения, т. е. значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.

3. Нежелательно употреблять  конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования  – официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на  передачу и сохранение информации, а не на воздействие. 

Иванова С.Ф. также указывает на то, что для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально–образных языковых средств. Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. 
Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений в диаметрально противоположную сторону.

Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сомнения, которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией. 
Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации (Иванова 2006: 56).

Как уже говорилось ранее, Максимов раскрыл и лексические особенности публичного выступления.

Он отмечает, что восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, =тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное – это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления:

«Необходимо разрешение региональных конфликтов на основе компромисса, восстановление стабильности всюду  в мире, где она нарушена; прекращение  поддержки дестабилизирующих и  экстремистских сил, всех террористических группировок, не должно быть попыток расширения зоны влияния одной стороны за счет другой; необходима совместная работа всех стран для решения экономических, социальных и экологических проблем» (Максимов 2007: 78).

К недостаткам данного  предложения, затрудняющим его восприятие, следует отнести, во-первых, значительную распространенность и усложнённость предложения; во-вторых, большое количество отглагольных существительных: разрешение, восстановление, прекращение, расширение, влияние, решение. Можно предложить следующий вариант текста, более приспособленный для устного восприятия:

«Необходимо разрешить  региональные конфликты на основе компромисса  и восстановить стабильность всюду, где она нарушена. Нужно нe допускать попыток расширить зоны влияния одной стороны за счет другой. Следует прекратить поддерживать дестабилизирующие и экстремистские силы, террористические группировки. Все страны должны совместно решать общие экономические, социальные и экономические проблемы» (Максимов 2007: 79).

При подготовке ораторского  выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не стоит перегружать текст терминологией и использовать узкоспециальные термины.

Кроме того публичное  выступление, как вид ораторского искусства, характеризуется красноречием, что означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно(http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-13303.htm)

На этапе  словесного оформления выступления  объектами внимания оратора должны стать 1) изобразительные возможности, или богатство языка, а также 2) явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а вторых – избегать в своей речи (http://technics-speech.ru/). 

Говоря о красноречии, как о лингвистической характеристики публичного текста, следует упомянуть активный словарь говорящего. Самый первый критерий богатства и бедности речи – это количество слов, которые использует оратор.

Многозначность. Богатая речь характеризуется также правильным использованием многозначных слов, т.к. разные значения слова расширяют границы его использования в речи. И можно приумножать богатства родного языка, научившись открывать в словах их новые значения.

Информация о работе Основные правила публичного выступления