Основные правила публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!
Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы публичного выступления
Экстралингвистические правила публичного выступления….…………5
Лингвистические и композиционные правила публичного выступления……………………………………………………………….13
Заключение …………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Основные правила публичного выступления.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

 Тема: Основные правила публичного выступления

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы публичного выступления

    1. Экстралингвистические правила публичного выступления….…………5
  1. Лингвистические и композиционные правила публичного выступления……………………………………………………………….13

Заключение …………………………………………………………………23

Список  использованной литературы………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

В последние  годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим!

Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Конечно же, для  эффективности публичного выступления надо руководствоваться следующими правилами: экстралингвистическими, лингвистическими и композиционными. 

Объектом исследования является публичное выступление, а предметом - экстралингвистические, лингвистические и композиционные правила публичного выступления.

В соответствии с поставленной целью необходимо было выполнить  следующие задачи:

    1. Дать определение понятию как «публичное выступление».
    2. Охарактеризовать экстралингвистические, лингвистические и композиционные правила публичной речи.

 

Актуальность  и новизна определяется прежде всего современностью анализируемого материала и важностью и востребованностью исследований.

Методы исследования – аналитический анализ научной литературы, метод интерпретации, функциональный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы публичного выступления

1.1 Экстралингвистические правила публичного выступления

Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться  как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной  речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Выступление перед  публикой обязывает адресанта учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом – значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (скажем, научной или официально-деловой).

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних  рассуждений, не может удержаться в  голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Существуют нормы и правила, которые способны любую речь сделать понятной и интересной для слушателей. Умение говорить грамотно и красиво называется ораторское искусство. В его основу вошли общие правила риторики.

В деловой жизни  приходится часто выступать перед  разным кругом слушателей. Публичное  выступление для многих становится обязательной частью их работы. Хороший оратор знает, насколько важна подготовка к таким выступлениям. Понадеявшись только на свой опыт, можно испортить не только само выступление, но и отношение к себе слушателей. Хорошо подготовленное публичное выступление это не только представление себя как высококлассного специалиста, но и выражение уважения к публике. Аудитория всегда это чувствует. Для того чтобы публичное выступление было успешным необходимо следовать правилам.

Как отмечает Василик М.А., подготовительный процесс к публичному выступлению начинается с предварительной отработки навыков. Еще задолго до намеченной даты выступления следует заняться такой подготовкой. Существует несколько простых искусственных приемов, позволяющих привыкнуть к публичности. Василик М.А. предлагает два подхода, во-первых, можно представить себе любую группу, выбрать конкретную тему и членов этой группы. Как правило, сразу выбирают тему близкую к той, что и настоящая тема выступления. Но это не обязательно, начинать можно с чего угодно и плавно придвигаться к нужной теме. Такие выступления позволяют правильно формулировать предложения, точнее быть в высказываниях, подобрать более эмоциональные, образные примеры к сказанному. По желанию, поменяв мысленно аудиторию, подбираются уже другие, более подходящие, примеры, термины. Воображая себе разную аудиторию, разные темы и ситуации, отрабатывают навыки публичного выступления. Впоследствии, если в реальности возникнут какие-либо нестандартные ситуации, выступающему человеку будет намного проще с ними справиться. Второй же прием подготовки - это краткое изложение выбранного текста. За основу может быть взят любой  отрывок, газетная статья. Применение этих двух способов ранней подготовки способствует формулированию основных фраз будущей речи. Будет уместно попросить доверенных лиц послушать ваши пробные выступления и дать оценку вашей речи, ее интонациям, самому тексту выступления, общему стилю Ссылка: (http://vsempomogu.ru/etika/919-10.html).

А Формановская Н.И. также предлагает использование аудио и видеозаписи. Это позволяет со стороны оценить себя. Иногда это оказывается более информативным, чем мнения доверенных лиц. Человек может и не подозревать, как он выглядит со стороны и какие ошибки допускает в момент  выступления (Формановская 1993: 35).  

Следует четко  ориентироваться во всех применяемых  терминах и понятиях. Выступление  можно сделать более лаконичным, с логическими обобщениями. Фразы должны быть более короткими и точными. Четкое ориентирование в понятиях так же позволяет избавиться от так называемых слов-паразитов, которые засоряют выступление.

Это все упрощает восприятие доклада аудиторией.

Не следует  пренебрегать уже накопленным опытом других людей. Стоит внимательно  изучить их способы построения выступления, их способы выразительности при прочтении доклада. Важно анализировать выступления, не только если вам понравился чей-то доклад, но и если он вам, напротив, не понравился. Понять, что именно и почему не понравилось, и учесть это при подготовке к своему выступлению. На чужих ошибках всего проще учиться.

Далее начинается непосредственно подготовка к самому выступлению.

1. Подготовка речи

Как отмечает Ножин  В.А., все хорошие импровизации тщательно  готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, будет провальным. Поэтому он выделяет необходимость в построении  «каркаса» или «скелета» будущего публичного выступления:

  • Определить мотивацию аудитории. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделить главную идею публичного выступления.
  • Выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей.
  • Определить ключевые слова, которые будут повторяться несколько раз.
  • Тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы ССЫЛКА(Ножин 2001: 36)

Вслед за этим Ножин  В.А. говорит о необходимости наращивания  «мускулы» на скелете.

  • Привести яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые будут использоваться в процессе выступления.
  • Подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определить момент в ходе выступления, когда следует обратиться к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Написать полный текст. Особое внимание уделив его началу и окончанию ссЫЛКА (Ножин 2001: 39).

Главным контролером выступления будет являться — время. Внимательно слушать и воспринимать какие-либо идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть) сСЫЛКА(Максимова 2000: 45). В следствии чего следует использовать короткие, четкие, понятные, убедительные и доступные фразы. Как указывает Максимова В.И. самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту.

2. Место выступления.

Кафедра или  трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем  пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта  публичных выступлений, поэтому лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Головин Б.Н. уточняет, что также целесообразно перед выступлением изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места (Головин 2000:102). ссылка

3. Одежда

Выступление перед  большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет  одежда докладчика.

По словам Горбанева М.А., универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что говорит докладчик, и тем, как он выглядит. В официальных случаях лучше использовать контрастные цвета в одежде, которые помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления (Горбанев 2005: 32) ССЫЛКА

Как отмечает Блинов И.Я. в своей монографии «Культура  речи», лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора (Блинов 2007: 69).

В. Бердшадский  приводит в своей статье  правила  использования жестикуляцией:

а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегать к жесту нужно по мере ощущения потребности в нем. Не подавлять импульса наполовину.

б) Жестикуляция не должна быть непрерывной, т.к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

в) Жесты должны быть управляемы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

г) Разнообразие в жестикуляцию. Бердшадский В. Отмечает что не стоит пользоваться одним и тем же жестом без разбора во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

д ) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать  характеру речи и аудитории (http://www.sunhome.ru/psychology/1670).

Существуют  специальные средства для повышения  выразительности речи. С их помощью  обычный доклад превращается в живую  интересную речь. Следует заранее  сделать заготовку выступления, с пометками о разной тональности. Так же обозначить те места, где надо сделать кратковременную паузу или повысить высоту голоса. Основные моменты следует проговаривать более медленно, а комментарии к ним быстрее. Важную информацию следует произносить твердым и более громким голосом, акцентируя тем самым на ней внимание. Так же внимание слушателей можно концентрировать на важной мысли путем ее повторения в ходе выступления. Так, материал, представленный цифрами, запоминается плохо и дается в повторении, хотя целесообразней перевести его в наглядные таблицы, если это необходимо по условию доклада. А в речи использовать только коэффициенты и проценты.

Информация о работе Основные правила публичного выступления