Страховой стаж и его юридическое значении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ становления в системе права социального обеспечения как отрасли и как науки такой новой правовой категории, как страховой стаж и связанных с ним правовых последствий для системы социального обеспечения России.
Основными задачами исследования являлись:
определение трудового стажа как одного из важнейших элементов страховых начал в системе социального обеспечения, а также анализ и определение значения института трудового стажа на современном этапе в связи с проводимой пенсионной реформой;
анализ страхового стажа как юридического факта в правоотношениях по социальному обеспечению;
определение места страхового стажа и его видов в системе отрасли и науки права социального обеспечения России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ТРУДОВОГО СТАЖА В СИСТЕМЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Трудовой стаж как один из элементов страховых систем в социальном обеспечении ………………………………………………………9
1.2. Правовое регулирование трудового стажа в процессе формирования государственной системы социального обеспечения …………………….18
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРАХОВОГО СТАЖА
2.1. Понятие, юридическая природа и виды трудового стажа…………25
2. 2. Периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж ………………………………………………………………..………………….47
ГЛАВА III. ИСЧИСЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА И ЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
3.1. Исчисление страхового стажа…………………………………………52
3.2. Доказательства страхового стажа …………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………

Файлы: 1 файл

Страховой стаж.doc

— 467.50 Кб (Скачать)

Практически в любой развитой государственной пенсионной системе, безусловно, необходимым является учет заработка и страховых взносов по каждому работающему, или, другими словами, по каждому застрахованному лицу. В российском законодательстве такой учет назван индивидуальным (персонифицированным).

Идея персонифицированного учета достаточно проста и очевидна. Суть его в том, что для каждого работающего открывается индивидуальный лицевой счет в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии по возрасту. Система учета строится таким образом, что, где бы человек ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже, заработке и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет. Обеспечивается достоверность данных, их конфиденциальность и сохранность. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, хранящихся в индивидуальном лицевом счете, данному застрахованному лицу назначается пенсия.

Практически в любой развитой государственной пенсионной системе, безусловно, необходимым является учет заработка и страховых взносов по каждому работающему, или, другими словами, по каждому застрахованному лицу. Индивидуальный учет, обеспечивая фиксацию и сохранение пенсионных прав работающих, что является его основной целью, позволяет решить также и ряд других проблем.

Одна из них - это достоверность данных учета. Трудовые книжки, которые являются основным источником информации об общем и специальном стаже застрахованных, а также справки о размере заработка, выдаваемые организациями гражданам для назначения пенсий, во многом потеряли свою достоверность, поскольку "...проверки территориальных органов Пенсионного фонда РФ, начиная с 1995 года в течение нескольких лет показывали, что в среднем по России около 10% справок из числа проверенных содержали искаженную информацию, хотя согласно Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 126) ответственность за достоверность данных, на основании которых назначается пенсия, несут предприятия и организации, выдавшие соответствующие документы"*(5).

Корень явления заключается в том. что отсутствует саморегулирование в данном процессе: пенсионные права фиксируются предприятиями (организациями), а пенсии по ним назначает государство вне зависимости от страховых взносов, внесенных за данное лицо. Сейчас это положение меняется благодаря индивидуальному учету, который кроме контроля и создания условий саморегулирования обеспечивает защиту пенсионных прав работающих в связи с тем, что появление, преобразование и исчезновение организаций, имеющее место в последние годы, ухудшают гарантии фиксации пенсионных прав работающих, поскольку восстановить данные о своем стаже бывшим работникам этих организаций во многих случаях просто невозможно.

В результате имеют место случаи, когда размер пенсии определяется не стажем и уплаченными страховыми взносами, а способностью "добыть" соответствующий документ.

Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Законом о персонифицированном учете. Данный закон устанавливает отношения всех участников процесса учета: застрахованных лиц (фактически всех работающих), организаций - плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. органов Пенсионного фонда, учреждений Записи актов гражданского состояния. Установленные Законом о персонифицированном учете отношения вступили в силу на территории всей страны с начала 1997 г. В соответствии со ст. 5 данного закона органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет, является Пенсионный фонд РФ.

В Законе о персонифицированном учете выдерживается несколько принципов, определяющих основу персонифицированного учета. Во-первых, его нормы регулируют только обмен информацией между участниками учета. Не затрагиваются отношения, лежащие за его пределами, т.е. такие, как вопросы тарифа, порядка уплаты страховых взносов, назначения и индексации пенсий и т.п.

Второй принцип - это защита пенсионных прав застрахованных лиц. Определен ряд процедур, обеспечивающих достоверность информации, включаемой в индивидуальные лицевые счета, предусмотрены нормы по соблюдению конфиденциальности этих данных и обеспечению надежного их сохранения. В ст. 6 Закона о персонифицированном учете полностью определен состав сведений, которые накапливаются о каждом застрахованном лице в процессе персонифицированного учета. Установлено, что эта информация может использоваться исключительно для целей пенсионного обеспечения. Это защищает от расширенного толкования данного закона, включения в индивидуальные лицевые счета каких-либо дополнительных данных и истребования их от застрахованных лиц. Поскольку информация является конфиденциальной, меры для ее защиты от несанкционированного доступа должны приниматься той организацией, которая ведет персонифицированный учет. Обеспечивается право каждого застрахованного лица знать сведения, включенные в его лицевой счет.

Следующий принципиальный момент определяемый Законом о персонифицированном учете, - это обязательность вводимых им отношений. Данный закон обязывает работодателей и работающих зарегистрироваться в системе персонифицированного учета (в Пенсионном фонде РФ) и передавать установленные законом сведения в определенные им сроки. Предусмотрена и ответственность в случае уклонения от передачи информации в Пенсионный фонд РФ.

Закон о персонифицированном учете вводит принцип саморегулирования в обеспечение достоверности сведений, представляемых в процессе учета и включенных в индивидуальные лицевые счета. Эти сведения дважды проверяются самим застрахованным: их копия должна быть бесплатно передана ему работодателем, и, кроме того, застрахованный может проверить правильность сведений, ознакомившись со своим индивидуальным лицевым счетом в органе Пенсионного фонда РФ. В случае несогласия с указанной информацией предусмотрена процедура рассмотрения заявлений граждан. Таким образом, работники организации должны понимать, что в их пенсионные права входит только тот заработок, на который начислены страховые взносы, а если они от своего работодателя получают что-то сверх этого, то такие выплаты не будут учитываться при назначении пенсии.

В соответствии со статьей 19 Закона о персонифицированном учете Правительством РФ 15 марта 1997 г. принято постановление "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования"*(6). Данным документов утверждена Инструкция "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования". Она соответствует нормам Закона о персонифицированном учете и конкретизирует правила документооборота между участниками процесса учета. Инструкцией определено, что индивидуальный лицевой счет является документом, хранящимся в электронной форме в органах Пенсионного фонда РФ.

В Инструкции конкретизировано применение Закона о персонифицированном учете по отношению к периодам деятельности граждан, предшествующим их регистрации в качестве застрахованных лиц (пункт 3): сведения о стаже и заработке застрахованных лиц за время их активной деятельности до начальной регистрации будут поэтапно введены в систему персонифицированного учета, в результате чего их лицевые счета будут содержать информацию, необходимую для назначения им пенсии при наступлении пенсионного возраста.

Закон о персонифицированном учете вводит принцип саморегулирования в обеспечение достоверности сведений, представляемых в процессе учета и включенных в индивидуальные лицевые счета.

В настоящее время во исполнение Закона о персонифицированном учете утвержден соответствующий порядок заполнения форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, установленный постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".

Инструкция, как и Закон о персонифицированном учете, предусматривает обязательность регистрации граждан в системе персонифицированного учета и обязательность выполнения работодателем соответствующих действий.

Страховые номера (номера индивидуальных лицевых счетов, указанные в страховых свидетельствах работников) используются работодателем в дальнейшем при представлении индивидуальных сведений о стаже и заработке каждого из них в орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации. Соответствующие сведения о стаже и заработке в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, представляют работодатели (работники отделов кадров), которые согласно ст. 17 Закона о персонифицированном учете несут ответственность за их достоверность и полноту. Эта информация представляется работодателем на всех лиц, которым в данной организации начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона о персонифицированном учете работодатель представляет в Пенсионный фонд РФ сведения на каждого работающего у него застрахованного лица о сумме заработка, на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного квартала.

В составе данных, которые хранятся Пенсионным фондом РФ на индивидуальном лицевом счете в течение всей жизни застрахованного лица, содержатся следующие сведения:

Документальная проверка организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета стажа и заработка работников производится работниками Пенсионного фонда РФ систематически.

страховой номер; фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; пол: адрес постоянного места жительства (адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания); серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; номер телефона; гражданство;

периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

заработная плата (вознаграждение) или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которую начислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;

сумма заработка (за каждый месяц страхового стажа), учитываемого при назначении трудовой пенсии;

сумма начисленных данному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица;

периоды выплаты пособия по безработице;

периоды военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;

сведения о назначении (перерасчете), об индексации и о начислении пенсии.Сведения, представленные работодателем, проходят процедуры проверки, после которых они фиксируются в индивидуальных лицевых счетах застрахованных и определяют их пенсионные права.

Документальная проверка организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета стажа и заработка работников производится работниками Пенсионного фонда РФ систематически. Достоверность документов о пенсионных правах работающих определяется не в момент обращения за пенсий, а в ходе их работы. Это относится как к сведениям о размере заработка, так и к данным о стаже, включая специальный стаж для профессий с особыми условиями труда. В результате. к моменту выхода на пенсию у работника не может возникнуть проблем с подтверждением его трудового стажа, поскольку соответствующие данные будут проверены и сохранятся в его индивидуальном лицевом счете.

Для тех лиц, которые до выхода на пенсию не были зарегистрированы в системе персонифицированного учета, действует старый порядок подтверждения стажа и заработка. Он основывается на использовании данных трудовых книжек и справок о заработке, выдаваемых организациями.

Лицам, которые до выхода на пенсию были зарегистрированы в системе персонифицированного учета и в индивидуальные лицевые счета которых была помещена информация о стаже и заработке, пенсия назначается на основе сведений индивидуального учета.

Таким образом, российское законодательство предусмотрело постепенное вхождение в новый порядок подтверждения пенсионных прав, который должен быть безболезненным для российских граждан. На основе рассмотренной правовой базы Пенсионным фондом РФ осуществлялась практическая работа по внедрению индивидуального (персонифицированного) учета.

Основным результатом в данной работе можно считать то, что индивидуальный (персонифицированный) учет для целей государственного пенсионного страхования организован во всех субъектах Российской Федерации.

Доказательства страхового стажа

Перейдем теперь к вопросу о том. каким же образом и на основании каких нормативных правовых актов в настоящее время подтверждается страховой стаж.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона "О трудовых пенсиях", правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В настоящее время действуют Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555*(7) (далее - Правила от 24 июля 2002 г. ).

В соответствии с указанными Правилами от 24 июля 2002 г. в страховой стаж включаются (засчитываются):

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

б) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ. либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

в) иные периоды:

период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 2003 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"*(8);

Информация о работе Страховой стаж и его юридическое значении