Страховой стаж и его юридическое значении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ становления в системе права социального обеспечения как отрасли и как науки такой новой правовой категории, как страховой стаж и связанных с ним правовых последствий для системы социального обеспечения России.
Основными задачами исследования являлись:
определение трудового стажа как одного из важнейших элементов страховых начал в системе социального обеспечения, а также анализ и определение значения института трудового стажа на современном этапе в связи с проводимой пенсионной реформой;
анализ страхового стажа как юридического факта в правоотношениях по социальному обеспечению;
определение места страхового стажа и его видов в системе отрасли и науки права социального обеспечения России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ТРУДОВОГО СТАЖА В СИСТЕМЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Трудовой стаж как один из элементов страховых систем в социальном обеспечении ………………………………………………………9
1.2. Правовое регулирование трудового стажа в процессе формирования государственной системы социального обеспечения …………………….18
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРАХОВОГО СТАЖА
2.1. Понятие, юридическая природа и виды трудового стажа…………25
2. 2. Периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж ………………………………………………………………..………………….47
ГЛАВА III. ИСЧИСЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА И ЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
3.1. Исчисление страхового стажа…………………………………………52
3.2. Доказательства страхового стажа …………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………

Файлы: 1 файл

Страховой стаж.doc

— 467.50 Кб (Скачать)

Сущность страховых пенсионных систем заключается в солидарности всех застрахованных и всех работодателей. Каждый работающий по найму подлежит обязательному социальному страхованию. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. особо закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Эта система основана на государственном принуждении, в связи с чем данная система называется государственной.

Интересным, с нашей точки зрения, является исторический анализ возникновения и формирования системы государственного социального страхования, так как с развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано возникновение и становление института трудового стажа.

Честь создания особой системы государственного страхования, которая оказалась впоследствии для многих стран образцом социального законодательства, принадлежит Германии. Бисмарк был «поставлен в положение необходимости увенчать государственным содействием развитую и широко раскинувшуюся систему добровольного страхования»*.

Страхование от несчастных случаев могло с большим или меньшим успехом заменяться ответственностью в общегражданском порядке судопроизводства, страхование на случай болезни могло более или менее удовлетворительно выполняться кассами добровольного страхования, страхование же старости и инвалидности с его чрезвычайно сложным механизмом и громадным страховым риском представляло совершенно неразрешимую задачу для добровольного страхования, хотя бы и при самом энергичном содействии и поощрении со стороны государства. Германская система, хотя и не полностью, но все же в значительной мере разрешила проблему и этого вида страхования.

Формами страхового обеспечения по закону Германии 1889 г. об обязательном государственном страховании инвалидности и старости являлись пенсии инвалидам, больным и престарелым (по достижении 70-летнего возраста). Страхование инвалидности являлось главнейшей частью страхования.
Пенсия престарелым назначалась по истечении, так называемого, выжидательного периода, составлявшего 1 200 недель страховых взносов. Этот период являлся, по сути, ни чем иным, как страховым стажем. Размеры пенсии зависели не от числа произведенных взносов, а от их размера (в зависимости от класса заработка). Число таких пенсий неуклонно падало, так как они были значительно ниже по сравнению с инвалидными по истечении приблизительного того же периода страхования. Кроме того, «возрастной ценз» был чрезвычайно высок. Германское страховое законодательство закрепляло принцип обязательности участия в страховых взносах застрахованных, работодателей и государства. Однако наряду с обязательным социальным страхованием в этот же период самостоятельное развитие получили и другие формы обеспечения. Так, на рубеже XIX - XX в.в. оформилась как самостоятельный институт система государственных пенсий, которая в наиболее чистом виде была осуществлена в Новой Зеландии, Дании, Австралии. Мотивом необходимости государственных пенсий престарелым являлась социальная справедливость, требующая, чтобы «правоспособные граждане, которые в лучшие годы поддерживали колонию уплатой налогов и способствовали ее процветанию своим трудом и своими способностями, получали от колонии пенсию в старости»*. К.А. И, наконец, добровольное социальное страхование, получившее наибольшее развитие в таких странах как Англия, Бельгия, Франция. По мнению Л. Зачинского, период добровольного страхования предшествовал периоду государственного страхования, который из всех видов страхования является наиболее совершенным и наиболее плодотворным. «Спор относительно государственного страхования теперь ведется не о самом принципе обязательности и всеобщности страхования, а только о формах и способах его осуществления своеобразная система «субсидируемой свободы», то есть система государственного содействия добровольному страхованию, сложилась во Франции и оформилась рядом Законов 1850, 1853, 1886, 1896 г.г.

Суть этой системы заключалась в следующем.

Минимальный размер взноса страхующегося равнялся 1 франку, максимальный размер - 500 франков в год. Допускались регулярные и нерегулярные взносы на открываемый Национальной пенсионной кассой -центральным органом социального страхования - личный счет страхующегося. Пенсия на старость могла назначаться между 50 и 65 годами страхующегося согласно желанию последнего. Максимальный размер пенсии устанавливался в размере 1 200 франков в год.

Граждане, имевшие не более 360 франков годового дохода и платившие регулярные взносы в кассу в течение 25 лет страхового стажа, пользовались приплатами государства. Такие приплаты производились из ежегодных ассигнований: к пенсии на старость, уплачиваемой с 65-летнего возраста пенсионера, не более 1/5 ее размера; к инвалидной пенсии не более ее тройного размера и не более чем до 360 франков[2].

Несмотря на наличие разных страховых систем уже на рассматриваемом этапе развития, стремление к обеспечению в случае старости и инвалидности обнаруживало яркую тенденцию к интенсивному росту во всех странах. Росли расходы английских тред-юнионов выдаче пенсий престарелым, развивалось добровольное страхование при содействии государства во Франции, Бельгии, Италии, росли операции страховых учреждений в Германии на основе государственного страхования, обнаружилось развитие института государственных пенсий в Дании, Новой Зеландии, Австралии. Везде рост систем социального обеспечения значительно опережал прирост общего населения той или другой страны.

Таким образом, социальное страхование несомненно отвечало во всех странах социально-экономическим требованиям жизни.

Какой же системе социального обеспечения из рассмотренных выше следует отдать предпочтение - вопрос, который вполне естественно возникал и ответ на который до сих пор не остается однозначным. Общей точкой зрения было то, что «решающим моментом должна быть большая или меньшая полнота обеспечения, выражающаяся как в виде возможно большей сферы распространения обеспечения, так сказать, в ширину, - так и в вышину, в виде возможно большего соответствия размеров пенсии минимуму средств существования, установление которого и является, прежде всего, целью социального страхования старости и инвалидности».*

Наиболее широкий круг застрахованных охватывался системами государственных пенсий. Каждое лицо имело право на пенсию в случае инвалидности и старости, лишь бы сумма пенсии и дохода из других источников не превышала установленной законом границы. Но система государственных пенсий относилась к области социального страхования лишь постольку, поскольку она являлась наиболее развитой формой социального обеспечения. В строгом смысле она не имела страхового характера или иначе представляла собой систему страхования в самом широком значении этого слова: пенсии выплачиваются из средств государства, и, значит все граждане путем уплаты налогов участвуют в образовании необходимых средств по страхованию, составляют группу общего страхового риска, всем им на случай старости и инвалидности гарантированы пенсии.

Система государственных пенсий при всем своем превосходстве, при всей - простоте организации (расходы по управлению в 4-5 раз меньше расходов при германской системе) требует чрезвычайно больших средств от государства уже в силу того обстоятельства, что расходы целиком падают на государство, тогда как в государственном социальном страховании

Страховой стаж относится к числу новейших категорий российского права социального обеспечения. В настоящее время с этой категорией связаны два основных обстоятельства. Во-первых, начиная с 1 января 2002 г. страховой стаж определяет право на трудовую пенсию. Во-вторых, начиная с 1 января 2007 г. в зависимости от продолжительности страхового стажа рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности. В первом и во втором случаях понятие, содержание и порядок исчисления страхового стажа различаются. И хотя трудовые пенсии и пособия по временной нетрудоспособности являются разновидностями страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, специфика социального риска, лежащего в основе каждого из видов социального страхования, определяет свои особенности применительно к характеристике страхового стажа. В данной статье рассматривается страховой стаж в системе обязательного пенсионного страхования.

В российском социальном законодательстве понятие страхового стажа появилось впервые 10 лет назад в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Тогда он определялся как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы. Страховой стаж должен был заменить традиционную для российского пенсионного права категорию общего трудового стажа, но тогда этого не произошло. Просуществовав формально около шести лет, в 2002 г. данное понятие из текста Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" было исключено.

Следующее понятие страхового стажа появилось в 1999 г. в связи с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Согласно ст. 3 данного Закона страховой стаж - это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. Это наиболее общая из всех имеющихся на сегодня дефиниций, определяющая страховой стаж как родовую категорию, вне зависимости от вида социального страхования, в котором данное понятие может использоваться. Следует отметить, что Закон "Об основах обязательного социального страхования" относится к числу федеральных кодификационных законов, поэтому закрепленные в нем нормы являются наиболее общими и принципиальными для всей системы обязательного социального страхования России.

Далее понятие страхового стажа закрепляет уже Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон "О трудовых пенсиях"), где в ст. 2 сказано, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Таким образом, с 1 января 2002 г. уже не трудовой, а страховой стаж является условием, определяющим право на трудовую пенсию.

Как соотносятся между собой понятия трудового и страхового стажа? С одной стороны, страховой стаж можно рассматривать как разновидность трудового стажа. Их объединяет то, что основу обоих составляет труд, работа. В этом смысле понятия трудового и страхового стажа тесно связаны. Можно отметить преемственность законодательства в отношении зачета в страховой стаж периодов, которые не являются работой, следовательно, не подтверждаются взносами. Такая возможность предусмотрена Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отношении периодов ухода за ребенком, службы в рядах вооруженных сил и др. Кроме того, аргументом в пользу определенного родства страхового и трудового стажа являются положения п. 2 ст. 29 данного Закона, которые предусматривают включение в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, осуществляемой гражданами в прежние годы, до вступления в силу Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С другой стороны, уплата страховых взносов как обязательное условие зачета периодов работы в страховой стаж отличает данную категорию от традиционного представления о трудовом стаже. В определении страхового стажа, закрепленного в Законе "О трудовых пенсиях", заметно смещены акценты с труда как такового как критерия, определявшего ранее право на пенсию, на финансовый результат этого труда - страховые взносы, составляющие финансовую основу обязательного пенсионного страхования. Таким образом, главным квалифицирующим признаком становится не работа и ее продолжительность, а участие застрахованных лиц в формировании бюджета Пенсионного фонда и степень этого участия. С этим согласуется положение о возможности добровольной уплаты страховых взносов в ПФР за физических лиц, не охватываемых системой обязательного пенсионного страхования, например учащихся, домохозяек и т.п. Данное положение закреплено ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"). Продолжительность уплаты страховых взносов в этом случае и будет составлять страховой стаж. С этих позиций страховой стаж представляется уже самостоятельной категорией, не связанной непосредственно с выполнением какой-либо работы или осуществлением иной деятельности.

Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закрепляет ряд общих правил, связанных с установлением содержания, исчислением и подтверждением страхового стажа. Эти правила помещены в гл. III Закона. В соответствии с ними определяются требования к страховому стажу, необходимому для назначения трудовой пенсии по старости при нормальном пенсионном возрасте, а также для назначения пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. В тех случаях, когда трудовая пенсия по старости назначается досрочно, к страховому стажу предъявляются повышенные требования, то есть специальные правила, закрепленные, в основном, подзаконными нормативными актами.

Трудовой стаж - это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия (назначение пенсий, пособий, установление льгот).

Трудовая деятельность - это время, в течение которого работник выполнял определенную трудовую функцию у конкретного работодателя на основании заключенного между ними трудового договора, или договора подряда, или договора поручения, но при одном условии: в период работы определенного лица в качестве подрядчика или исполнителя организация-работодатель уплачивает за него страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Иная общественно полезная деятельность - это прохождение военной службы, время участия в оплачиваемых общественных работах, периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

По целевому назначению различают четыре вида трудового стажа:

общий;

специальный;

непрерывный;

Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами, с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения[3].

 

1.2. Правовое регулирование трудового стажа в процессе формирования государственной системы социального обеспечения

 

 

Действовавшая до 1 января 2002 г. пенсионная модель основывалась на том, что взносы, собираемые с работающих граждан, перераспределялись среди получателей пенсий. При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28%) для обеспечения установленного законом  размера при минимальном выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 – мужчин) в размере 55% от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих.

Однако на одного пенсионера приходилось меньше двух работающих – полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работали по найму и, следовательно, не все платили взносы в пенсионную систему. Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являлись наемными работниками и платили около 400 млрд. рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млн. человек относились к самозанятому населению и взносов платили всего около 4 млрд. рублей. В итоге, за вычетом их на одного пенсионера фактически приходилось 1,28 работающего. Чего, естественно, было крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России был низок, а пенсионный тариф – высок по сравнению с другими странами.

Информация о работе Страховой стаж и его юридическое значении