Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ современного состояния страхового маркетинга и выявление перспектив его развития. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение экономической сущности страхового маркетинга;
- выявление факторов, влияющих на развитие страхового маркетинга;
-определение роль маркетинга в формировании имиджа страховой компании;
- анализ видов страховых продуктов, предлагаемых страховыми компаниями;
- сравнение каналов продаж страховых продуктов;
- выявление перспектив и направлений совершенствования страхового маркетинга.
Введение
6
1 Теоретические основы страхового маркетинга……………….
8
1.1 Экономическая сущность страхового маркетинга………….
8
1.2 Факторы, влияющие на развитие страхового маркетинга….
12
1.3 Роль маркетинга в формировании имиджа страховой компании…………………………………………………………
15
2 Анализ формирования и продвижения страховых продуктов.
17
2.1 Виды страховых продуктов и их особенности …………….
17
2.2 Характеристика форм и каналов продвижения страховых продуктов………………………………………………………….
19
3 Пути совершенствования и перспективы развития страхового маркетинга……………………………………………
25
Заключение………………………………………………………..
28
Список использованных источников……………………………
К комплексным продуктам можно отнести Росгосстрах Жизнь «Семья», экспресс-страхование квартиры «Моя семья», т.к. эти программы состоят из нескольких, связанных между собой страховых продуктов.
К новым видам страховых продуктов относятся страхование ипотеки, Росгосстрах Жизнь Фортуна «Водитель» т.к. они сравнительно недавно появились на рынке. К новым видам также можно отнести комплекс услуг, включающий в себя страховые и банковские продукты, дополняющие друг друга. Банки достаточно активно и вполне успешно сотрудничают со страховыми компаниями по самым разным направлениям. Можно выделить следующие основные направления такого взаимодействия:
К популярным
страховым продуктам можно
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компании предлагают довольно широкий спектр страховых продуктов, но наиболее востребованными по-прежнему являются обязательные виды страхования и, следовательно, простые, коробочные продукты. Поэтому страховщикам необходимо развивать систему продаж других страховых продуктов (индивидуальных, пакетных), модернизировать имеющиеся продукты, разрабатывать новые страховые продукты и маркетинговые стратегии продвижения их на рынке.
2.2 Характеристика форм и каналов продвижения страховых продуктов
Под каналом продаж понимается способ коммуникации страховой компании с клиентом, при помощи которого осуществляется продажа. Соотношение между каналами продаж страховой компании зависит от многих факторов, основными из которых являются следующие:
В зависимости
от сочетания указанных
Каналы продаж бывают двух видов: прямые и посреднические (рисунок 1).
Виды каналов
продаж включают в себя
Рисунок 1 – Виды каналов продаж страховой компании
Рисунок 2 – Многообразие форм каналов продаж
К прямым
каналам относятся продажи
Таблица 4 – Сравнительная характеристика основных каналов продаж
Каналы продаж страховых продуктов |
Плюсы |
Минусы |
Прямые продажи |
Полный контроль над процессом продажи; внедрение стандартов обслуживания; организация колл-центра; формирование лояльной клиентской базы. |
Высокие первоначальные затраты; низкая мотивация на активное привлечение клиентов; потеря клиентов, которые не хотят ехать в офис. |
Агентские сети |
Низкие первоначальные затраты; высокая мотивация на активное привлечение клиентов; мобильность в выборе места встречи с клиентом; постоянный личный контакт клиента с одним и тем же представителем компании. |
Высокие комиссионные; низкая управляемость процессом продажи; при уходе агента, высокая вероятность потери всех приобретенных им клиентов; редкая квалификация агентов; большое число ошибок в договорах страхования; ориентация на простые продукты; частые случаи мошенничества,агент может |
Продолжение таблицы 4
работать сразу на несколько страховых компаний; недостаточная юридическая защищенность. | ||
Продажи через брокеров |
Возможность привлечения большого
страхового портфеля единовременно; присутствие
там, где нет доступа через
другие каналы; экономия средств за
счет общения клиента с |
Ориентация на размер комиссии; навязывание брокером высоких размеров комиссионных соглашений в обмен на объемы бизнеса; высокая нестабильность в долгосрочном периоде; работа сразу на несколько страховых компаний; большое число ошибок в договорах страхования; недостаточная юридическая защищенность. |
Также необходимо
отметить некоторые аспекты
Как правило,
под прямыми продажами
Агентские
сети являются одним из
По мере внедрения ОСАГО и развития и развития автокредитования, ипотечного кредитования в России, где наличие страхового полиса становится неотъемлемым условием получения кредита, начинают развиваться такие каналы продаж через нестраховых посредников, как автосалоны, банки.
«Эксперт РА» провел опрос среди 25 страховых компаний, попросив их оценить различные аспекты эффективности существующих каналов продаж в розничном страховании. Каждый из показателей оценивался по 5-балльной шкале, 1 – наиболее низкая оценка, 5 – наиболее высокая оценка. Результаты опроса приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Сравнительная эффективность различных каналов продаж розничных страховых продуктов
Каналы продаж |
Стоимость |
Перспективность |
Управляемость |
Стабильность и лояльность клиентской базы |
Операционные риски и страховое мошенничество |
Прямые продажи через центральный офис |
4,4 |
3,4 |
4,7 |
4,2 |
4,2 |
Прямые продажи через другие офисы |
3,5 |
3,7 |
4,3 |
4 |
3,7 |
Продажи через агентскую сеть |
2,7 |
4,3 |
3,5 |
3,5 |
2,7 |
Продажи через автосалоны, турфирмы и др. неспециализированных страховых посредников |
2,3 |
3,6 |
2,9 |
2,5 |
3,2 |
Продажи через банки и другие финансовые институты |
2,4 |
3,7 |
2,5 |
2,7 |
3,9 |
Продажи через брокеров |
2,4 |
3,3 |
2,2 |
1,9 |
2,4 |
Общая сумма
балов по каждому каналу
Рисунок 3 – Общая сума баллов по каждому каналу продаж.
Из таблицы 5 и рисунка 3 видно, что наиболее эффективными, по мнению 25 страховщиков, являются прямые продажи и продажи через агентскую сеть. Если посмотреть по отдельным критериям, то по перспективности наряду с прямыми продажами стоят продажи через банки и другие финансовые институты, но низкие показатели по другим критериям затрудняют развитие этого канала. Самой низкой эффективностью обладают продажи через брокеров, это объясняется недостатками (минусами) данного канала продаж (см таблицу 4).
На основании
данных о рентабельности
Таблица 6 – Рентабельность каналов продаж в 2008 – 2010гг
Канал продаж |
Годы | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Прямые продажи |
20 |
20 |
20 |
Брокеры |
4 |
4 |
4 |
Агенты |
5 |
5 |
5 |
Автодилеры |
5 |
10 |
10 |
Банки |
5,7 |
6,3 |
6,2 |
Туристические агентства |
0,6 |
5,6 |
5,6 |
Из таблицы
6 видно, что рентабельность
Рисунок 4 – Динамика рентабельности каналов продаж
Из рисунка 4 видно, что в прогнозном периоде наибольшей рентабельностью будут обладать продажи через автодилеров, что, как уже говорилось, связано с развитием автострахования. Развитие такого канала продаж как туристические агентства, объясняется тем, что в настоящее время наличие страховки является одним из условий получения визы. А вот низкая рентабельность такого перспективного канала продаж как банки, означает, что на его развитие и совершенствование страховщикам следует обратить особое внимание. Развитие такого канала продаж будет выгодно как страховщикам, так и банкам. Более подробно тенденции и перспективы рассмотрены в следующей главе.
Сначала отметим основные проблемы страхового рынка, отрицательно влияющие на развитие страхового маркетинга:
- общая неразвитость страхового рынка;
- низкий уровень страховой культуры;
- непонимание населением и предприятиями необходимости страхования;
- последствия экономического кризиса, сдерживающие развитие страхового рынка в целом;
- отсутствие развитой
сети независимых брокерских
компаний, предоставляющих
- отсутствие практики продажи страховой продукции при помощи почтовой рекламы и по телефону;
- нехватка квалифицированных
агентских кадров и
Тенденции, сложившиеся
в процессе формирования и
продвижения страховых
- выдача мероприятий инжиниринга действующих страховых продуктов за реинжиниринг (за новые продукты, спроектированные с чистого листа). Страховщики обычно копируют удачные разработки конкурентов или модернизируют имеющиеся страховые продукты. Новые технологии, используемые страховщиками в своем большинстве, – это инжиниринг уже имеющихся страховых продуктов, а риски и по происхождению и по сути в них не меняются.
- недостаточная развитость
страховых продуктов,
- преобладание простых, коробочных продуктов;
- наибольшее распространение таких каналов продаж как прямые продажи через штатных сотрудников и через агентские сети;
Информация о работе Страховой маркетинг: состояние и перспективы