Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ современного состояния страхового маркетинга и выявление перспектив его развития. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение экономической сущности страхового маркетинга;
- выявление факторов, влияющих на развитие страхового маркетинга;
-определение роль маркетинга в формировании имиджа страховой компании;
- анализ видов страховых продуктов, предлагаемых страховыми компаниями;
- сравнение каналов продаж страховых продуктов;
- выявление перспектив и направлений совершенствования страхового маркетинга.
Введение
6
1 Теоретические основы страхового маркетинга……………….
8
1.1 Экономическая сущность страхового маркетинга………….
8
1.2 Факторы, влияющие на развитие страхового маркетинга….
12
1.3 Роль маркетинга в формировании имиджа страховой компании…………………………………………………………
15
2 Анализ формирования и продвижения страховых продуктов.
17
2.1 Виды страховых продуктов и их особенности …………….
17
2.2 Характеристика форм и каналов продвижения страховых продуктов………………………………………………………….
19
3 Пути совершенствования и перспективы развития страхового маркетинга……………………………………………
25
Заключение………………………………………………………..
28
Список использованных источников……………………………
На развитие страхового маркетинга в России оказывают влияние тормозящие и стимулирующие факторы, речь о которых пойдет в следующем пункте.
Специфика страхового маркетинга определяется особенностями рынка и характерными чертами самих страховых услуг (таблица 2), а также обусловлена особенностями финансово-экономических отношений в страховании.
Таблица 2 – Особенности рынка и характерные черты страховых услуг
Особенности рынка страховых услуг |
Характерные черты страховых услуг |
|
|
Особенности финансово-
При анализе развития страхового маркетинга важно выделить факторы, которые тормозят и стимулируют его применение.
Тормозящие факторы:
– недостаток навыков цивилизованного бизнеса у страховщиков, отсутствие долгосрочного планирования и видения перспективы развития компании, ориентация страховщиков на краткосрочные нужды сегодняшнего дня;
– высокий уровень развития кэптивного и корпоративного страхования. Корпоративные и кэптивные страховые компании особо не нуждаются в страховом маркетинге — для них вопрос борьбы за рынок не слишком актуален. Страховое поле для этих компаний предоставляют акционеры или члены той же финансово-промышленной группы, Для таких компаний имеют большое значение неэкономические аргументы расширения страхового поля, которые вовсе не рассматриваются традиционным страховым маркетингом;
– отсутствие инвестиционных возможностей для развития маркетинговых проектов. Следует учитывать, что в список лидеров национального рынка, которые как раз и обладают инвестиционным потенциалом, входит значительное число кэптивных и корпоративных компаний, не заинтересованных в широком развитии страхового маркетинга.
– преимущественная ориентация крупных российских компаний на страхование юридических лиц, а также чрезмерное развитие «зарплатного» страхования. Страховой маркетинг в полном объеме применим на массовых рынках, таких, как страхование физических лиц, малого и среднего бизнеса. Полномасштабное применение страхового маркетинга на рынке предприятий затруднено из-за необходимости учета индивидуальной специфики клиентов: здесь часто встречаются штучные страховые продукты и программы, плохо вписывающиеся в традиционные маркетинговые подходы. «Зарплатное» страхование вовсе не нуждается в страховом маркетинге: выбор тех или иных схем определяется исключительно их стоимостью и быстротой возврата премии в виде заработной платы персонала;
– для внедрения страхового маркетинга в повседневную жизнь компании нужна ломка существующего технологического процесса, что может поставить под удар коммерческий успех страховщика в ближайшей перспективе.
Стимулирующие факторы:
– перенесение акцентов рядом крупных российских страховых компаний на рынок физических лиц. Именно этот страховой рынок во всем мире является классическим полем приложения маркетинговых усилий;
– расширение присутствия иностранных компаний на российском рынке приведет к резкой активизации маркетинговых исследований, так как иностранные страховщики будут вкладывать деньги в России только после детального изучения рынка. Кроме того, иностранные страховщики принесут с собой развернутый маркетинг и высокую маркетинговую культуру, которые неизбежно будут заимствоваться российскими компаниями;
– развитие рынка и увеличение оборотов страховых компаний неизбежно приведет к повышению интереса к нему со стороны финансовых институтов (банков, инвестиционных фондов и т.д.), что, в свою очередь, будет способствовать усилению интереса к маркетинговому исследованию рынка;
– рост конкуренции также вызовет повышение интереса к маркетингу, так как он является мощным инструментом конкурентной борьбы за потребителя;
– на рынке в последнее время стали появляться независимые консультанты, специализирующиеся на страховом маркетинге. В последние годы на российский рынок страхового консалтинга вышли крупные иностранные специализированные фирмы, что также способствует развитию маркетинга.
Таким образом,
можно сделать вывод, что
Важным фактором
формирования благоприятного
В маркетинге
имидж – это образ, репутация,
мнение широкой публики,
Одним из инструментов
(средств) маркетинга и
Информационная реклама используется для информирования аудитории об условиях предоставления конкретных услуг, их достоинствах, отличительных (уникальных) чертах по сравнению с аналогичными услугами, предоставляемыми другими страховщиками. Информационная реклама должна соответствовать действительности, иными словами, быть правдивой и содержать действительно важные для потенциальных клиентов сведения. Необходимо отметить, что планирование информационной рекламы достаточно хорошо ложится в классическую схему разработки рекламных кампаний для рынков услуг (изучение рынка > определение целевого сегмента и его мотивационных факторов > медиа-планирование > составление рекламных обращений). Закономерным является тот факт, что в последнее время все больше и больше страховых компаний активно проводят (заказывают) маркетинговые исследования рынков страховых продуктов. Время формирования рекламных планов "на коленке" проходит.
Наиболее удачным, является подход, при котором информационная и имиджевая реклама сочетаются. [17]
Таким образом, проблема формирования устойчивого имиджа для страховых компаний в настоящее время выходит на первый план. Фактором, осложняющим ситуацию, является необходимость решения каждой из компаний задачи параллельного восстановления доверия к страховому бизнесу.
Успех или неудача рекламной политики страховой компании напрямую зависит не только от удачного формирования имиджа страховщика и его позиционирования в сознании клиентов, но и от поддержания этого имиджа в течение достаточно долгого периода времени. Необходимо отметить, что если задача создания имиджа во многом носит рекламный характер, то его поддержание находится практически вне компетенции рекламных и PR-служб. Решающим фактором в этом вопросе становится уровень обслуживания клиентов. Клиента нельзя обмануть дважды и никакая реклама здесь не поможет, – слишком хрупка категория «доверие».
Таким образом, формирование позитивного имиджа компании положительно влияет на потребление товаров и услуг, предоставляемых ею.
2 Анализ формирования
и продвижения страховых
2.1 Виды страховых продуктов и их особенности
Страховой продукт – набор основных и вспомогательных услуг предоставляемых клиенту с целью удовлетворения его потребностей.
Виды страховых продуктов:
Каждая
страховая компания имеет в
своем ассортименте
Таблица 3 – Страховые компании, входящие в Top20 страховых компаний по объему страховых премий в первом полугодии 2011 года [20]
В млн.р.
Объем страховых премий в I полугодии 2011 года |
Объем страховых премий в I полугодии 2010 года |
Изменение (%) |
Объем страховых выплат в I полугодии 2011 года |
Объем страховых выплат в I полугодии 2010 года |
Изменение (%) | |
Росгосстрах |
41242,18 |
34152,31 |
20,76 |
20238,22 |
17530,17 |
15,45 |
ВСК |
13884,02 |
11600,48 |
19,68 |
8245,38 |
5008,52 |
64,63 |
Энергогарант |
2572,88 |
2369,21 |
8,60 |
1051,96 |
998,96 |
5,31 |
Используя данные официальных сайтов страховых компаний Росгоссторах, ВСК и Энергогарант, составлен перечень (приведен в приложении А) предлагаемых страховых продуктов частным клиентам по отраслям страхования. Из таблицы 4 приведенной в приложении А видно, что каждая из компаний предлагает широкую линейку страховых продуктов по отраслям и видам страхования.
К простым (коробочным) отнесли ОСАГО, Росгосстрах-Авто «Защита», Росгосстрах Фортуна «Классика», «Антиклещ» т.к. такие полисы включают заранее определенный набор рисков, долю ответственности страховщика, тарифы и сроки, а клиенту остается только выбрать страховую сумму и оплатить страховую премию.
Примерами индивидуальных страховых продуктов являются Росгосстрах Дом «Престиж», Casa Arte (страхование элитного городского жилья), т.к. предусматривают индивидуальный подход к каждому клиенту, возможность выбора страхуемых рисков, гибкую систему скидок.
Информация о работе Страховой маркетинг: состояние и перспективы