Страховая компания как субъект рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии существования экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов на страховом рынке. Эти успехи в значительной степени зависят от страховщика, который побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованию форм и методов страхового обслуживания

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика страхового рынка
1.1. Общая структура страхового рынка
2. Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка
3. Страховые компании как часть экономической системы
4. Содержание и функции государственного страхового надзора
5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      Если объем  собранной  страховой  премии  значительно  превысил  суммы выплат страхового  возмещения  и  перекрывает  расходы  на  ведение  дела  и отчисления в запасные и резервные фонды ОВС, то указанная  сумма  превышения доходов  над  расходами  может  быть  распределена  между  участниками   ОВС пропорционально внесенному  паю.  Таким  образом,  при  заключении  договора страхования в ОВС страхователь вносит авансовый платеж (страховую премию)  и не знает, какую сумму ему  придется  внести  дополнительно  до  конца  года. Чтобы устранить эту неопределенность,  некоторые  ОВС  обычно  устанавливают ограничение ответственности  своих  членов  в  пределах  шестикратной  нормы обычного взноса.  Некоторые  ОВС  содержат  в  себе  элементы,  свойственные акционерной форме страхования. Например,  имеют  временный  паевой  капитал, который постепенно погашается по мере того, как у ОВС накапливаются за  счет операций свободные средства.

      В  современных  условиях  в  индустриально  развитых   странах   сфера деятельности  ОВС  концентрируется   преимущественно   в   области   личного страхования. "Prudential Insurance Company of America" —  это  крупнейшее  в масштабах  США  общество  взаимного  страхования.  Превышение  доходов   над расходами ОВС идет в первую очередь на пополнение резервных фондов.  Остаток средств может быть распределен в  форме  дивиденда  между  пайщиками  или  в форме уменьшенной суммы страховой  премии,  подлежащей  уплате  в  следующем году. Роль  и  значение  ОВС,  действующих  на  страховом  рынке,  постоянно возрастают.  В  США,  например,  ОВС  составляет  6%  от  общего  количества страховщиков, специализирующихся на  операциях  личного  страхования  (всего около 200),  однако  на  их  долю  приходится  42%  продаж  полисов  личного страхования. В Японии общества взаимного страхования являются  преобладающей формой организации личного страхования.

      Деятельность ОВС обычно  подчинена  тем  же  правовым  нормам,  что  и акционерных страховщиков. В некоторых странах изданы  специальные  законы  о деятельности ОВС, где устанавливаются объем  минимальных  резервных  фондов, порядок регистрации этих страховщиков и т.п. Вместе с тем в ряде  стран  ОВС относятся   к   числу   так   называемых   бесприбыльных    (некоммерческих) организаций,   что   позволяет   использовать    ОВС    предпринимательскими структурами для минимизации налогов.

      Правительственные  страховые  организации   (ПСО)   —   некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании.  Специализируются на страховании от безработицы, страховании компенсаций рабочим  и  служащим, а  также  страховании  непрофессиональной  трудоспособности.  В  большинстве своем ПСО освобождены  от  уплаты  государственных,  федеральных  и  местных налогов.

      Государственная  страховая  компания  —   публично   правовая    форма организации   страхового   фонда,   основанная  в  государстве.    Организация государственных страховых компаний осуществляется  путем  их  учреждения  со стороны государства или  национализации  акционерных  страховых  компаний  и обращения    имущества    в    государственную    собственность.    Создание государственных   страховых   компаний   является    формой    вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

      Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье. Уникальной  формой  объединения  частных  страховщиков   служит   английская корпорация "Ллойд" (Lloyd's ид Lloyd's  of  London).  Каждый  страховщик, именуемый в практике "Ллойда" андеррайтером, принимает страхование на  "свой риск”  исходя  из   собственных   финансовых   возможностей.   "Ллойд"   как организация не несет  юридической  ответственности  по  претензиям,  которые могут  быть  предъявлены  к  индивидуальным  страховщикам  в  результате  их страховой деятельности.

      Все члены "Ллойда" объединены в синдикаты  для  увеличения  финансовых возможностей при приеме рисков на страхование. Каждый член  синдиката  несет пропорциональную ответственность индивидуально и не  отвечает  за  остальных его  членов.   Страховая   премия   и   убытки   между   членами   синдиката распределяются  пропорционально  их  финансовым  интересам  в   синдикате. Синдикат "Ллойд" имеет свой порядковый номер и обычно носит  имя  одного  из ведущих членов синдиката — агента управляющего.

      Синдикат не является юридическим лицом. Это форма объединения  членов "Ллойда" для совместного ведения  дел  по  страхованию  и  перестрахованию. Состав синдиката остается неизменным в течение одного года (исключая  смерть или отставки кого-либо из членов "Ллойда").  Результаты  деловой  активности синдиката за год оцениваются не ранее чем через  два  года  после  завершения данного года.

      "Ллойд" привлекает весь мир  разработанностью  условий  страхования  и доскональной трактовкой на случай происшествия. В  "Ллойде"  преимущественно сконцентрированы четыре  основных  вида  страховой  деятельности:   морские, не морские, авиационные и  автомобильные  риски.  Морской  бизнес  охватывает страхование различных рисков, связанных с  мореплаванием.  Не морской  бизнес включает выдачу страховых полисов на случай землетрясения,  грабежа,  потери доходов  в  результате   наступления   экстраординарных   событий   и   т.д.

Авиационный бизнес обеспечивает страхование всех видов  воздушных  судов,  а также космических летающих объектов (спутников связи и  др.).  Автомобильный бизнес охватывает страхование всех видов дорожного  транспорта  Соединенного Королевства и стран Содружества.

      Кэптив  (captive)  —  акционерная  страховая  компания,  обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей,  а также  самостоятельно  хозяйствующих   субъектов,   входящих   в   структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных  групп.  Кэптив может  являться  дочерней  страховой  компанией.  Преимущества   организации кэптива  заключаются  в  большой  потенциальной  емкости  крупного  сегмента страхового  рынка,   который   обслуживается   корпоративным   страховщиком. Проникновение конкурирующих страховых компаний в данный  сегмент  страхового рынка в целях привлечения нового бизнеса крайне затруднено  или  невозможно.

Деятельность  кэптива  непосредственным  образом  связана  с   коммерческими банками, пенсионными и инвестиционным фондами, другими  финансово-кредитными институтами,  функционирующими  в  системе  многопрофильных  концернов   или финансово-промышленных групп. Эти финансовые и банковские  структуры  обычно выступают  учредителями  кэптива.  Через  систему  участия   (обмен   акций) происходит  взаимное  проникновение  и  оказывается  взаимное   влияние   на проводимую финансовую политику, тактику и деловую стратегию  между  кэптивом и  остальными  финансовыми   и   банковскими   структурами   многопрофильных концернов и финансово-промышленных групп.

      В Российской Федерации в качестве примера  организации  Кэптива  можно привести страховую компанию "Лукойл",  функционирующую  в  системе  нефтяной компании "Лукойл".

      Негосударственный пенсионный фонд — особая форма  организации  личного страхования, гарантирующая рентные выплата страхователям по  достижении  ими определенного (обычно пенсионного) возраста.

      Негосударственные  (частные)  пенсионные  фонды  в  странах   развитой рыночной экономикой являются не только источнике]  существенных  инвестиций, но  и  неотъемлемым  элементом   системы   "встроенных   стабилизаторов", сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

 

 

 

 

 

4. Содержание и функции государственного страхового надзора

      Деятельность страховщика коренным образом  отличается  о  деятельности других хозяйствующих  субъектов,  так  как   нацелена   на   обеспечение беспрерывности  процесса  производства  и  возмещение  ущерба,  причиненного различными  не  предвиденными  обстоятельствами  и   случайностями.   Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Как  уже  сказано  выше, его величина  зависит  от  ряда  факторов  (степени  вероятности  страхового случая, интенсивности вредоносного воз действия разрушительных сил  природы, стоимости имущества принятого на страхование,  и  т.д.).  Реализация  риска, выражения в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический  характер —  крупные  потери  материальных  ресурсов  и  многочисленные   человеческие жертвы. Это связано с ростом величины и масштабов  риска  в  эпоху  научно- технической революции,  усложнением  хозяйственных  связей,  ростом  объемов поступления  страховых  премий  и  инвестиций  временно  свободных  ресурсов страхового фонда. Значение  функционирующего  страховщика  в  этих  условиях существенно возрастает.

      Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует  организации  государственного  страхового  надзора.  В общей  форме  этот  надзор  выражается  в  изучении  финансового   положения страховщика и ее платежеспособности по  принятым  договорным  обязательства» перед страхователями. Отсутствие  средств  у  страховщика  для  расчетов  по принятым  обязательствам  подрывает  доверие   не   только   к   конкретному страховщику, но  и  вообще  к  идее  страхования.  В  общественном  сознании недоверие  к  страховой  идее   воплощается   в   претензиях   населения   к государственным институтам. Именно поэтому государство не  может  находиться в  стороне  от  страховой  деятельности,  увязывая  интересы   страховщиков, населения  и  экономики  в   целом.   Основная   проблема   государственного страхового надзора —  величина  резервов,  гарантирующих  платежеспособность страховщика.

      Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является  объектом государственного  регулирования  и  контроля   в   целях   обеспечения   его стабильного функционирования с  учетом  значимости  страхования  в  процессе общественного  воспроизводства.  Повсеместно  страховое  дело  выделяется  в специальную  область  хозяйственного  законодательства  и  административного надзора;  государственное  регулирование  страхового  рынка   осуществляется посредством специальной налоговой  политики,  принятия  по  отдельным  видам предпринимательской  деятельности  законов,  отражающих  порядок  заключения договоров  страхования  и  решения  возникающих  споров.  Государство  также устанавливает  с  учетом  интересов   всего   общества   обязательные   виды

страхования.

      Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение  в  основном  трех  функций,  с  помощью  которых обеспечивается надежная защита страхователей.

      1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, — главная  функция.  Регистрацию  должны  пройти  все страховщики. В  ходе  регистрации  выясняются  профессиональная  пригодность страховщика, его финансовое  положение.  Западная  практика  обычно  требует представить  рекомендательное  письмо  от  какого-либо  известного  лица   в финансово-кредитной сфере.  Не  получив  официального  признания,  страховое общество не может функционировать.

      Органом   государственного   страхового   надзора   акт    регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.

      2.  Обеспечение  гласности.  Каждый,  кто  профессионально  занимается страховой  деятельностью,  обязан  опубликовать  проект,  содержащий  полную правдивую и четкую информацию о финансовом  положении  страховщика.  Принцип гласности проводится  через  положение  законодательных  актов  о  страховой деятельности (публичная отчетность).

      Чтобы   не   допускать   ограничения   конкурентной   борьбы,    орган государственного страхового надзора должен проверить,  насколько  достоверна представленная информация.  Открытость  информации  о  финансовом  положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

      3.  Поддержание  правопорядка  в   отрасли.   Орган   государственного страхового надзора может  начать  расследование  нарушений  закона,  принять административные меры, в отношении)  тех,  кто  действует  вопреки  интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган  государственного  страхового надзора наделен многими  полномочиями  по  проверке  оперативной  финансовой деятельности страховщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности

      Порядок   лицензирования   страховой   деятельности.    Лицензирование страховых  операций  страховщиков,  осуществляющих  свою   деятельность   на территории   Российской   Федерации,   носит   обязательный    характер    и осуществляется Департаментом страхового надзора  Министерства  финансов  РФ. На Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ  также  возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов,  обобщение практики применения страховой законодательства,  разработка  предложений  по его  применению  защита  интересов  страхователей   в   случае   банкротства страховых организаций или их  ликвидации  по  другим  причинам.  Необходимым условием для получения лицензии является  наличие  у  страховой  организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.

      При обращении страховой организации в Департамент страховой надзора за получением  лицензии  на  проведение   страховой   деятельности   необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный  капитал  и  иные собственные   средства   будущего   страховщика   обеспечивают    проведение планируемых  видов  страхования  и   выполнение   принимаемых   страховщиком обязательств договорам страхования (не менее 150—250 млн. руб.).

      Для  получения  лицензии  страховщик,  прошедший  регистрацию,  должен представить следующие документы:

                  программу развития страховых операций на три года, включающую  виды и  объемы  намечаемых  операций,  максимальную  ответственность  по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты; правила или условия страхования по видам операций;  справки  банков или  иных  учреждений,  подтверждающие  наличие  уставного   фонда, запасных или аналогичных фондов;

Информация о работе Страховая компания как субъект рыночной экономики