Страхование жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития страхования жизни в РФ. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
разобрать понятие страхования жизни;
рассмотреть его формы и виды;
провести анализ страхования жизни в России;
обозначить проблемы и перспективы развития страхования жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ
1.1. Сущность и необходимость страхования жизни
1.2. Формы и виды страхования жизни
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ
2.1. Особенности договора страхования жизни
2.1. Динамика развития рынка страхования жизни в России
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ И ПУТИ ИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

страхование жизни.rtf

— 1.76 Мб (Скачать)

      Значительная часть премии по страхованию жизни, отраженная компаниями как сборы текущего года, является техническим переводом портфелей, накопленных за прошлые периоды, в соответствии с требованиями законодательства.

      В результате, во втором квартале 2007 года сбора премии по страхованию жизни достигли уровня двухлетней давности, когда основные объемы схем еще не ушли с рынка. Однако уже в третьем квартале показатели сбора премии сократились более чем в два раза, что свидетельствует о завершении переходного этапа, связанного с изменениями законодательства (Приложение 3)

      В III квартале 2008 г. объем премии по страхованию жизни составил 5,6 млрд. руб., что на 30,5% больше аналогичного периода прошлого года (4,3 млрд. руб.). Объем выплат при этом сократился почти в 4 раза, с 4 млрд. руб. до 1,1 млрд. руб.

      Поквартальный анализ динамики сборов и выплат по сегменту (Приложение 4) демонстрирует пиковые значения обоих показателей во втором квартале 2007 г. В этот период осуществлялся массовый перевод портфелей по страхованию жизни из универсальных материнских компаний в дочерние специализированные компании. Эта операция отражалась как выплаты при выводе портфеля, и начисление новых премий при его передаче в новую компанию. Показатели последующих периодов существенно скромнее. Выплаты, начиная со III кв. 2007 г., неуклонно снижались, что косвенно свидетельствует о сокращении объемов по старым зарплатным схемам, которые характеризуются высоким уровнем выплат.

      С этой точки зрения многолетние усилия ФССН по очистке рынка от данного типа псевдостраховых операций можно считать весьма успешными. Такого рода бизнес ведут считанные компании с небольшим, относительно прошлых лет, оборотом. В то же время говорить о том, что на рынке окончательно восторжествовали идеи классического накопительного страхования жизни - преждевременно. Активный рост сборов премии, возобновившийся с начала 2008 г., во многом объясняется стремительным увеличением объемов бизнеса, связанным со страхованием жизни кредитных заемщиков. В большинстве случаев это страхование клиентов банка аффилированным с ним страховщиком на монопольных правах. Бизнес является практически безубыточным и, по сути, означает скрытое увеличение эффективной ставки по кредиту.

      Анализ крупнейших операторов сегмента наглядно иллюстрирует сложившееся на рынке положение дел: сохраняющиеся остаточные явления, связанные с «зарплатными» схемами, и значительные объемы ненакопительного, «кредитного» страхования жизни. Рост накопительного страхования жизни заметен на фоне крайне незначительных объемов сборов и довольно серьезных проблем, переживаемых практически всеми крупнейшими операторами. Дальнейшая динамика сегмента будет определяться, скорее всего, не ростом добровольного накопительного страхования, а кредитной активностью банков, их заинтересованностью в дочерних страховщиках и позицией ФАС по такого рода сотрудничеству финансовых организаций.

      Отмеченные тенденции также можно проследить путем анализа результатов крупнейших операторов сегмента. Десять страховых групп по итогам 9 месяцев 2007 г. собрали 80% премии по страхованию жизни (Приложение 5). Первое место в рейтинге заняла активно развивающая бизнес на группа компаний «Согаз». В итоге, по объему собранной премии «Согаз-Жизнь» в полтора раза превысил показатели признанного лидера классического страхования жизни «АИГ». Дирекция компании не считает достигнутые результаты пределом и обещает собрать к 2012 году 7 млрд. руб. Учитывая, что 40% из прогнозируемых сборов компания должна будет собрать «с рынка», «Согаз-Жизнь» приближается к максимальным показателям сбора в рамках кэптивного страхования материнской структуры.

      «Русский стандарт страхование» заняло второе место в рейтинге, при этом стремительность, с которой компания наращивала свой портфель, намного превосходит показатели всех остальных страховщиков. Как было указано в предыдущем разделе Аналитической записки, компания осуществляет краткосрочное страхование беззалоговых заемщиков одноименного материнского банка. Ввиду значительного снижения страховых тарифов, дальнейшие сборы компании могут существенно сократиться.

      На примере СГ «Чулпан» можно проследить упомянутое выше искажение показателей при переводе накопленного портфеля из материнской компанию в дочернюю.

      Динамику сборов «АИГ» можно считать ориентиром темпов роста классического страхования жизни в России.

      На фоне успешно развивающей бизнес «дочки» иностранного страховщика особенно заметно некоторая коррекция показателей отечественного кэптива угольных предприятий - «Геополиса», а также продолжающееся снижение сбора премий по страхованию жизни у группы «Росгосстрах». По мере того, как долгосрочные накопительные договоры передаются в специализированную «Росгосстрах-Жизнь», остальные полисы по страхованию жизни не возобновляются, что и приводит к снижению общих показателей группы.

      Замыкает группу лидеров по сборам премии в рассматриваемом сегменте - СГ «Жасо». Страховая группа увеличила сбор премии за год в три раза, причем как усилиями специализированного страховщика - «Жасо-Лайф», так и материнского «Жасо». Сборы последнего удивительны не только тем, что осуществлены в последние месяцы перед запретом на данный вид деятельности для страховщиков имущества, но и тем, что «Жасо» выплатило по данной линии бизнеса больше, чем собрало за все предыдущие годы. Иными словами, выплаты «Жасо» по жизни нельзя объяснить переводом портфеля.

      Безусловно, с 2008 г., когда большинство факторов, искажающих статистику, перестанут действовать, список лидеров в группе будет более адекватно отражать реальную ситуацию на рынке.

      Значительные темпы роста премии по личному страхованию вызваны, помимо общего развития классического рискового страхования, активизацией операторов рынка по страхованию залоговых и беззалоговых заемщиков от несчастного случая, и, скорее всего, новым витком схем по ДМС.

      В общем объеме добровольного страхования по итогам 2007 года доля страхования жизни составила всего лишь 5-6%, увеличившись за год на 50%. Так, по предварительным данным ФССН, объем премий по страхованию жизни в Петербурге по итогам первого квартала 2008 года составил 113,2 млрд рублей. Эксперты отмечают, что этот рынок растет, в основном, благодаря корпоративным клиентам, существенную долю среди которых занимают компании с западным капиталом. Менталитет россиян пока не позволяет этому виду страхования активно развиваться. В ближайшие несколько лет участники рынка не ожидают существенного роста объемов в этом сегменте.

      В прошлом году были произведены изменения в законодательстве страхования жизни: произошло разделение по специализации страховых компаний, были увеличены уставные капиталы страховщиков, занимающихся накопительным страхованием. В 2008 году были введены льготы по налогообложению операций по страхованию жизни, что сделало этот инструмент более привлекательным для компаний.

      Рынок пока находится в такой стадии, которую можно охарактеризовать как «стадия ожидания роста страхования жизни». И хотя объем рынка пока небольшой, и число игроков тоже, но есть ощущение, что в ближайшем будущем - к 2012-2016 году - рынок существенно вырастет. Уже сейчас мы видим, что компании, всерьез пришедшие на этот рынок и намеренные работать на коммерческих принципах, показывают порядка 40 % прироста за год.

      Одна из основных характеристик реального страхования жизни - это рынок, который в значительной мере движется продавцами. Чем больше у нас продавцов - тем больше и спроса. Страхование жизни - это не тот продукт, за которым выстраивается очередь. Самые лучшие продавцы, способные к продвижению бизнеса, работают именно в страховании жизни. Поэтому реальное лидерство будет принадлежать тем компаниям, которые смогут организовать систему продаж по всей территории России.

      Исследования показывают, что готовность населения к восприятию предложений по долгосрочному страхованию жизни растет. При этом страховой рынок России сейчас находится на такой стадии, что темпы его развития напрямую зависят от темпов развития компаний по страхованию жизни. Положительные факторы развития страны в целом, например, рост уровня жизни населения, заметный рост численности среднего класса, увеличение ВВП на душу населения и повышение общего уровня культуры страхования, неизбежно подтолкнут рост рынка страхования жизни.

      Таким образом, за первые 9 месяцев 2008 г. ключевыми факторами роста российского страхового рынка стало возрастающее потребление физических лиц, в первую очередь за счет заемных средств. Это вызвало увеличение страхования «кредитной жизни», НС беззалоговых и залоговых заемщиков, автокаско физлиц, равно как и страхование других объектов залога (в первую очередь, ипотеки), а также рост сборов по ОСАГО. Помимо этого, наблюдался ренессанс псевдостраховых операций по корпоративному ДМС.

      По итогам первого полугодия 2007 года объем собранных взносов по страхованию жизни составил 13,4 млрд рублей, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2006 года, а в 2008 году 14,3 млрд рублей.

      Рост показателей за три года свидетельствует о том, что рынок взял хороший темп. Это обусловлено и ростом доходов граждан, и повышением уровня финансовой грамотности. В России сейчас очень благоприятная ситуация - доходы людей растут, и они задумываются о том, как эти деньги сохранить. Возможно, что уже в 2012 году рынок страхования жизни вырастет более чем в 2 раза и составит 70 млрд рублей. 

 

       ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 

      Проблемы современного рынка страхования жизни в России непосредственно связаны с общими проблемами экономики в условиях перехода к рынку. Они в значительной степени являются результатом глубоких инфляционных процессов, затронувших все сферы производства товаров и услуг, а также жесткого налогового прессинга, созданного в целях мобилизации средств для решения целого ряда государственных задач, в том числе и социальных.

      Следует отметить, что с помощью введенного налогового механизма поставленные цели в полном объеме достигнуты не были, но многие субъекты рынка - плательщики налогов стали решать свои проблемы, возникшие в результате его введения, через институт страхования.

      Не вполне продуманная налоговая политика в значительной степени явилась причиной появления экзотических национальных видов краткосрочного, так называемого возвратного, страхования жизни. Эти виды широко применялись на российском страховом рынке не менее двух лет. Однако их проведение, в свою очередь, привело к появлению тех налогов, которые тормозят сегодня и будут сдерживать завтра развитие классических видов страхования жизни.

      В сложившейся ситуации возникает вопрос: а есть ли перспективы для развития долгосрочного страхования жизни в России? И если есть, то какие условия необходимы для того, чтобы потенциальные возможности его развития были реализованы?

      Совершенно очевидно, что для развития долгосрочного страхования, жизни, как и любого вида страхования необходимо наличие следующих моментов. Во-первых, у субъекта рынка должна возникнуть потребность в определенной страховой защите и экономический интерес удовлетворить эту потребность через институт страхования. Во-вторых, необходимо, чтобы на рынке функционировали страховщики, способные предложить страховой продукт, отвечающий интересам страхователей. В-третьих, необходимо наличие страхового и налогового законодательства, обеспечивающего приемлемые условия для организации соответствующей страховой защиты. И, наконец, в-четвертых, успешному развитию долгосрочного страхования жизни при прочих равных условиях способствует продуманная государственная политика по установлению порядка размещения и использованию временно свободных средств страховщика (страховых резервов).

      Попробуем проанализировать, существует ли у сегодняшних субъектов российского рынка - потенциальных страхователей потребность в страховых услугах в рамках долгосрочного страхования жизни или может ли эта потребность возникнуть в ближайшем будущем.

      Отношение различных категорий страхователей к вариантам страхования жизни того или иного класса различно. Более того, отношение к конкретному варианту страхования жизни определяет наличие интереса (или его отсутствие) к комбинированным видам страхования жизни, представляющим собой разнообразные сочетания перечисленных выше вариантов.

      Начнем с первого вида: страхование-вклад. Варианты этого страхования, проводимого Госстрахом, являвшимся практически единственным страховщиком в стране до конца 80-х годов, вызывали наибольший интерес у страхователей. Договоры смешанного страхования жизни, страхования к бракосочетанию (свадебное), страхования детей, представляющие собой комбинированные виды, доминантой в которых является ответственность по страхованию - вклад (дожитие до определенного возраста, срока или события - вступление в брак), составляли основу портфеля Госстраха по личному страхованию, и по количеству В условиях инфляции интерес страхователей к этому страхованию был утерян так же, как и ко всем другим видам долгосрочного страхования с отсроченными страховыми выплатами.

      Страхование-вклад является наиболее дорогим видом страхования жизни. Однако оно позволяло страхователю (которым чаще всего выступало физическое лицо), небольшими рассроченными (обычно ежемесячными) платежами за период действия договора сформировать значительный страховой фонд (резерв). Страховая выплата в размере этого резерва давала застрахованному реальную возможность эффективно решить те задачи, ради которых и заключался договор страхования жизни.

Информация о работе Страхование жизни