Страхование грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рынка транспортного страхования грузов, а так же изучение страховых рисков, предметы, объекты и субъекты страхования грузов.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть разновидности транспортного страхования грузов;
– исследовать страхование перевозимых грузов.

Оглавление

Введение
1 Особенности страхования грузов
2Страховые риски, предметы, объекты и субъекты страхования грузов
3Порядок заключения и основное содержание договора страхования грузов
4Объем страховой ответственности страховщика, страховая сумма
5Исполнение сторонами договора страхования грузов и выплата страхового возмещения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Исключение из этой универсальной  ответственности составляют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (военных мероприятий) и их последствий; народных волнений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого-косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необходимых требований по упаковке (укупорке) грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома страховой организации самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза червями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.

По договору страхования "без  ответственности за повреждения" возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной пожаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением перевозочных средств (поездов, судов, самолетов и т.д.), посадкой судна на мель, повреждения его льдом, провалом мостов, подмочкой груза забортной водой, аварией при погрузке, выгрузке, укладке груза, приеме судном топлива. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесообразно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, сохранению груза и предупреждению его дальнейших повреждений.

Не возмещаются убытки в тех  же случаях, что и при страховании "с ответственностью за все риски" и, кроме того, потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками, обесценения груза ввиду загрязнения при целости наружной упаковки, выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза (или перевозимого в беспалубных судах), кражи или недоставки груза.

По соглашению сторон груз может  быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов, о которой говорится дальше.

Груз принимается на страхование  в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.

Ответственность страховой  организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указанный в страховом свидетельстве (полисе).

Надо отметить, что  страхование импортных грузов (заключаемое отечественными или зарубежными страховыми обществами) действует, как правило, до момента прибытия товара на пограничный пункт (порт, станцию). Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки следует заключать другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов (по одному договору) до склада покупателя.

Договор страхования  может заключаться как по месту  нахождения отправляемого груза, так и по месту его получения.

В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие  сведения:

- точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

- номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

- вид транспорта (при морской перевозке — название, год постройки и         тоннаж судна);

- способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью,     наливом);

- пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

- дата отправки груза;

- стоимость груза (страховая сумма);

- вид страховой ответственности (условия страхования).

По решению страховой  организации договор может заключаться с осмотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида грузов указываются: наименование и инвентарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.

Страхователь обязан, как только ему станет известно, сообщить страховой организации  обо всех существенных изменениях степени

риска: о значительной задержке рейса, отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д.

Страховая организация  имеет право с учетом этих изменений  пересмотреть условия страхования  или потребовать уплаты дополнительного взноса. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Ставки страховых платежей дифференцируются по видам транспортировки  и типам страховой ответственности. При перевозке водным транспортом ставки зависят также от нахождения грузов — в трюме или на палубе. Страховая организация может увеличивать или снижать ставки, когда это вызывается условиями перевозки, ее расстоянием и направлением, состоянием транспортных средств и другими факторами.

При заключении договора с дополнительной ответственностью применяются, кроме того, индивидуальные ставки платежей, исходя из содержания этой дополнительной ответственности  и специфических свойств перевозимых  грузов.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая определяются следующими требованиями. Страхователь обязан принять все  возможные меры к спасанию поврежденного  груза, а также к обеспечению  права страховой организации  на регресс к виновной стороне. В течение суток, как стало известно о страховом случае, необходимо сообщить страховой организации. Последняя должна не позднее трех дней после получения соответствующих документов приступить к составлению страхового акта и определению ущерба.

        Ущерб возмещается в соответствии с принципом пропорциональной (долевой) ответственности, т.е. исходя из стоимости погибшего (пропавшего) и степени повреждения сохранившегося груза.

        В соответствии с международной  практикой страховые акционерные  общества применяют три типа стандартных условий страхования грузов: "с ответственностью за все риски", "с ответственностью за частную аварию", "без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения".

Первый тип в основном аналогичен тому, о котором говорилось выше, они даже имеют одинаковое название. Второй и третий типы между собой отличаются незначительно: в одном при ограниченной ответственности тем не менее возмещаются потери и от гибели и повреждения грузов; в другом за повреждение ответственности, как правило, нет, она предусмотрена только в случае крушения судов.

        Характерной чертой всех трех  названных типов страхования  является возмещение убытков,  расходов и взносов по общей  аварии, что имеет важное значение  при водной перевозке грузов. Исключения из страховой ответственности в основном те же, что и в правилах государственного страхования. Имеются, кроме того, оговорки о страховании предметов, подверженных лому и бою (стекло, фарфор, керамика, кирпич и т.п.), по второму и третьему типам ответственности — и некоторые другие несущественные ограничения при возмещении убытков.

        В международной практике и  в деятельности украинских страховых  компаний предусмотрена возможность заключения генерального договора на страхование всех перевозок (любых грузов или определенного рода). Срок действия такого договора обычно не устанавливается, т.е. он считается бессрочным.

        По генеральному полису считаются  застрахованными грузы, перевозимые  на морских и речных судах,  по железной дороге, на автомашинах, воздушным транспортом и т.д.

        По каждой отправке страхователь  обязан сообщить основные сведения  об отправляемых грузах, пунктах  отправления и назначения, видах перевозочных средств, а также информировать страховщика обо всех изменениях в риске.

        Ставки страховых платежей (премии) зависят от многих факторов: характера груза, его размещения и качества его упаковки, вида перевозочных средств, времени года, условий в портах погрузки и выгрузки, территориального размещения портов и других постоянных или временных факторов. При страховании грузов, перевозимых различными видами транспорта применяются специализированные таблицы тарифов по каждому виду перевозок: железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным транспортом.

        Деятельность страховых компаний по страхованию грузов, возмещению возникающих потерь связана с осуществлением мероприятий по сохранению экспортно-импортных грузов в портах (превентивные мероприятия). Некоторые другие акционерные страховые организации, заключая договоры страхования грузов, обеспечивают вместе с тем их охрану, сопровождение в пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Объем страховой  ответственности страховщика, страховая  сумма

 

Большое распространение  во внешней торговле получили правила, которые именуются как «Оговорки» А, В и С Института Лондонских Страховщиков по страхованию грузов (Institute Cargo Clauses «A», «B», «C»). Эти правила предусматривают 3 варианта страхования, обозначенные буквами «А», «В» и «С». Эти три варианта страховой защиты груза отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски.

В практике страхования  существует два основных принципа формирования рисков, обеспечивающих страховую защиту. Оба они используются в страховании грузов.

Первый принцип построен на методе исключения, то есть по этому  принципу страхуется груз от всех рисков, за исключением некоторых. Именно по этому принципу построена страховая  защита при страховании на условиях «С ответственностью за все риски» Правил страхования грузов, а также Оговорки «А» Института Лондонских Страховщиков Грузов. В соответствии с Правилами страхования грузов Страховщик не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

- всякого рода военных  действий или мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;

- прямого или косвенного  воздействия атомного взрыва, радиации  или радиоактивного заражения,  связанных с любым применением  атомной энергии и использованием  расщепляемых материалов;

- умысла или грубой  небрежности Страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

- влияния температуры,  трюмного воздуха или особых  свойств и естественных качеств  груза, включая усушку;

- несоответствующей упаковки  или укупорки грузов и отправления  грузов в поврежденном состоянии;

- огня или взрыва  вследствие погрузки с ведома  Страхователя или выгодоприобретателя,  или их представителей, но без  ведома Страховщика, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;

- недостачи груза при  целости наружной упаковки;

- повреждения груза  червями, грызунами и насекомыми;

- замедления в доставке  груза и падения цен; не возмещаются  также всякие другие косвенные  убытки Страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

Второй принцип построен на методе включения, то есть груз считается  застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на двух других условиях Правил страхования грузов и, соответственно, Оговорки «В» и «С» Института Лондонских Страховщиков Грузов. Второй и третий вариант транспортного страхования грузов обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков и включают 5 групп рисков:

  1. Огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;
  2. Пропажа судна или самолета без вести;
  3. Несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
  4. Общая авария;
  5. Все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Информация о работе Страхование грузов