Современное состояние и перспектива развития ФСС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является исследование деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
• предпосылки появления,определение понятия, сущности, необходимости создания, задачи и правовые аспекты фонда;
• анализ дохода и расхода фонда социального страхования;
• рассмотреть современное состояние и пути совершенствования фонда социального страхования

Оглавление

Введение
Глава 1. Фонд социального страхования РФ, его назначение и место в реализации социальной политики государства.
1.1 Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ.
1.2 Содержание Фонда социального страхования РФ, его место в реализации социальной политики государства.
1.3 Характеристика основных направлений деятельности ФСС РФ.
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страховани РФ.
2.1 Анализ доходов ФСС РФ
2.2 Анализ расходов ФСС РФ
Глава 3.Современное состояние и перспектива развития ФСС в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.09 Кб (Скачать)

Предпринимаемые в настоящее время попытки  перехода от модели социального обеспечения  к модели социального страхования  основаны на том, что он должен ориентироваться  на мировую и отечественную (до 1917 г.) практику. Это означает, что формирование системы социального страхования  связано с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуарных расчетов, реализоваться  в совокупности автономных, самоуправляемых  товариществ.

В области  организации страхования рыночного  типа стоят две важнейшие задачи: 1) объективная оценка, учет и анализ уровня и факторов риска для различных  категорий работников или отдельных  профессиональных групп трудящихся; 2) справедливое распределение ответственности  за отдельные виды социального риска  между субъектами социально-трудовых отношений. Приходится отметить, что  общество во многом оказалось не готовым  к осмыслению и решению этих задач. 

Виды  пособий и компенсаций системы  социального страхования

· По временной  нетрудоспособности

· В  связи с трудовым увечьем и  профессиональным заболеванием

· По беременности и родам

· Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

· Единовременное пособие при рождении ребенка

· Ежемесячное  пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

· Пособие  по уходу за ребенком-инвалидом

· Пособие  на погребение

· Компенсация  расходов на оздоровление работников и членов их семей 

Международная деятельность Фонда социального  страхования Российской Федерации  реализуется в рамках компетенции  по основным направлениям деятельности.

В соответствии с Положением о Фонде социального  страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.02.1994 101, осуществляется международное сотрудничество с  аналогичными службами других государств с целью изучения и обобщения передового зарубежного опыта по вопросам государственного страхования и бюджетно-финансовой деятельности в сфере обязательного социального страхования.

На основании  Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 891 «Об участии  Фонда социального страхования  Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального  обеспечения» Фонд принимает участие  в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) в  качестве ее полноправного члена.

Фонд  социального страхования Российской Федерации также является полноправным членом Европейского форума организаций страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Еврофорум), активно сотрудничает с Международной организацией труда (МОТ).

В пределах компетенции Фонд участвует в  реализации договоров о социальном обеспечении, а также взаимодействует  с партнерскими организациями других стран, осуществляя обмен опытом, методическими материалами, проведение совместных мероприятий, реализацию международных  программ в России и в мире.

Международная деятельность способствует укреплению двухсторонних контактов с международными организациями социальной сферы, профессиональному  развитию руководителей и специалистов центрального аппарата и региональных отделений Фонда. 
 

Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страховани  РФ.

2.1 Анализ доходов ФСС РФ. 

Согласно  Федеральному закону № 334  статья 1- ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 - 2013 годов” общий объем доходов бюджета ФСС на 2011 год составляет  в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей. В том числе:

  • по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме  311 087 306,8 тыс. рублей;
 
  •   из них 5 370 000,0 тыс. рублей средства  федерального бюджета, передаваемые  бюджету Фонда на компенсацию  выпадающих доходов бюджета Фонда  в связи с установлением пониженных  тарифов страховых взносов на  обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством;
 
  •   по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний в сумме 65 219 457,2 тыс. рублей;
 
  • межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  в сумме 64 512 740,7 тыс. рублей;
  • из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18 000 000,0 тыс. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд;

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда социального  страхования РФ на 2012 год в сумме 500 984 772,1 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 552 573 636,4 тыс. рублей, в том числе:

  • по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2012 год в сумме 342 058 284,2 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 378 578 632,3 тыс. рублей;
 
  • из  них соответственно (по годам) средства федерального бюджета в сумме 6 270 000,0 тыс. рублей и в сумме 5 600 000,0 тыс. рублей, передаваемые бюджету Фонда  на компенсацию выпадающих доходов  бюджета Фонда в связи с  установлением пониженных тарифов  страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством;
 
  • по  обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  на 2012 год в сумме 71 675 837,6 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 79 021 121,6 тыс. рублей;
 
 
  • межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  на 2012 год в сумме 68 250 650,3 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 71 973 882,5 тыс. рублей и из бюджета;
 
  • Федерального  фонда обязательного медицинского страхования соответственно (по годам) в сумме 19 000 000,0 тыс. рублей и в  сумме 23 000 000,0 тыс. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд.

           

2.2 Анализ расходов ФСС РФ.

Согласно  Федеральному закону № 334  статья 1- ФЗ “О бюджете Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2011 и на плановый период 2012 - 2013 годов”  общий объем расходов бюджета  Фонда составил в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей, в том числе:

-по  обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством  в сумме 311 055 019,2 тыс. рублей;

-по  обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний  в сумме 63 306 857,8 тыс.рублей;

-за  счет межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета и  бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования в сумме  82 512 740,7 тыс. рублей на исполнение  государственных функций, возложенных  на Фонд; 

Общий объем расходов бюджета Фонда на 2012 год в сумме 496 832 419,1 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 545 056 169,4 тыс. рублей, в том числе:

- по  обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством  на 2012 год в сумме 341 724 036,1 тыс.  рублей и на 2013 год в сумме 376 927 952,9 тыс. рублей;

- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год в сумме 67 857 732,7 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 73 154 334,0 тыс. рублей;

- за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год в сумме 87 250 650,3 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 94 973 882,5 тыс. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд; 

3.Современное  состояние и перспектива развития  Фонда социального страхования   в РФ.

Нынешний 2011 год является последним годом принятия государственного бюджета в его традиционной форме. Начиная с 2012г. все основные направления экономической и социальной политики государства будут определяться на основе комплекса долгосрочных программ, разрабатываемых в рамках государственной программы повышения эффективности бюджетных расходов. Перечень программ обсужден ина бюджетной комиссии Правительства Российской Федерации и доработан силами Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ.

 В целях повышения эффективности  системы социального страхования  Правительством РФ утверждена Программа  социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь  требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов  населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер  социальной помощи и повышения эффективности  функционирования системы обязательного  социального страхования.

    Позиция Минтруда России в  этой связи состояла в том,  что в рамках реформирования  системы обязательного социального   страхования необходимо решить  ряд  задач:

- завершить  формирование законодательной базы;

- оптимизировать  соотношения уровня обязательств  и финансовых ресурсов;

- повысить  эффективность администрирования   расходов в системе обязательного  социального страхования;

- создать  условия   для долговременного  баланса  доходов  и  расходов  государственных социальных внебюджетных  фондов.

    Ключевым  направлением совершенствованием  системы  социального страхования  является её переориентация с  уравнительных  принципов начисления  пособий на страховые, т.е. учитывающие  накапливаемые  индивидуальные  страховые права  и финансовые  ресурсы застрахованного  лица  в отдельных фондах социального   страхования. Международный и  отечественный  опыт свидетельствует  о целесообразности формирования  финансовой системы социального   страхования вне системы государственного  бюджета, это позволяет достигать   автономности финансовых ресурсов  и  исключить нецелевое их  использование  на не страховые  цели.

    Данные  меры позволяют обеспечивать  тесную увязку страховых взносов  и выплат, и тем самым стимулируют  работников и работодателей к  легализации  и повышению уровня  заработной платы.

    Перспективными  для этого могли бы служить следующие подходы:

    1) минимальные размеры страховых  пенсий и пособий должны поэтапно  повышаться, с тем, чтобы в обозримой  перспективе (5-7 лет) их размер  приблизился к прожиточному минимуму  пенсионера и получателей пособий; 

    2) средние размеры пенсий и  пособий должны быть повышены  за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;

    3) максимальные размеры выплат  по страхованию должны быть  соизмеримы с коэффициентом замещения  не ниже 50-60% предыдущего заработка.

    Тем самым будут созданы предпосылки   для формирования механизмов  социального страхования, позволяющих  существенно повысить уровень  пенсий и выплат, а значит повысить  качество жизни населения.

    Позицию Минтруда РФ разделяют  специалисты  Российского объединения  социальных технологий (РОСТ), которые  предлагают разработать и принять  федеральный  закон об основах  социального  страхования в  России. Основной целью  такого  закона должно быть определение   правил деятельности всех участников  системы социального страхования,  выработка принципов социального   страхования в России. В частности,  в этом законе должны быть  четко  сформулированы основные  виды социального  страхования  и точно перечислены  участники  системы социального  страхования:  застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные  лица) и страховщики (государственные  и негосударственные фонды, страховые  компании). Участником системы социального  страхования обязательно должно  быть определено государство,  как основной гарант прав застрахованных  лиц. В этом же законе должны  быть определены основные условия  доступа на рынок социального  страхования негосударственных  структур, таких как негосударственные  пенсионные фонды и частные  страховые компании. В обязательном  порядке после принятия такого  закона должны быть внесены  определенные изменения в уже  действующие законы, в частности,  в закон о негосударственных  пенсионных фондах.

Информация о работе Современное состояние и перспектива развития ФСС в РФ