Социальное обеспечение военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:19, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения является комплексное регулирование методами социальной работы разнообразных социальных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.
Объектом исследования являются технологии социальной работы среди военнослужащих.
Целью курсовой работы является изучение всех аспектов социального обеспечения военнослужащих и членов их семей

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические вопросы социального обеспечения
военнослужащих……………………………………………………...5
1.1 Понятие социального обеспечения
военнослужащих………….…………………………………….......5
1.2 Функции и принципы социального обеспечения
военнослужащих …………………………………………………..6
1.3 Методы социального обеспечения военнослужащих…………...10
Глава 2 Практика социального обеспечения военнослужащих в
г. Москве……………………………………………………………...13
2.1 Исторические этапы социального обеспечения
военнослужащих …………………………………………………13
2.2 Законодательство о социальном обеспечения
военнослужащих ……………………………………….................17
2.3 Информационные технологии по созданию баз данных о
социальном обеспечении военнослужащих ..…………………...21
2.4 Формы социального обеспечения военнослужащих …………..23
Заключение…………………………………………………………………....28
Библиография………………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСО1.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      В 1827 году утвержден второй устав о  пенсиях. Пенсии были увеличены, а сроки  выслуги - сокращены. Военнослужащим, проходящим службу, одновременно были установлены кроме должностных окладов и оклады столовых денег. Из этих окладов часть денег вычиталась: из должностного - 5% на госпиталь и медикаменты, в инвалидный капитал, установленный в 1816 году.

      В России, кроме пенсий за военную  службу, назначались пенсии за раны и увечья из инвалидного капитала лицам, состоящим под покровительством Александровского комитета о раненых, в ведении которого находился инвалидный капитал.

      После падения монархии Временным правительством 5 мая 1917 года было учреждено Министерство государственного призрения, одной  из задач которого провозглашалось  оказание помощи семьям убитых и искалеченных в продолжавшейся первой мировой войне.

      Наиболее  значимые мероприятия военно-социальной работы осуществлялись в годы гражданской войны, при подготовке и в ходе Великой Отечественной войны, а также в конце 40-x и в 60-x годах. В целом советский период характеризуется тем, что проводилась централизованная государственная политика в области социального обеспечения и социальной защиты, была предана забвению часть направлений благотворительности, в целом не приветствовалась частная (личная) благотворительность.

      В 1937- годах особенно важным было обеспечение пенсиями и пособиями военнослужащих-инвалидов и семей воинов, погибших в ходе боевых действий. Поэтому с 1938 года назначение пенсий военнослужащим и их семьям было возложено на отделы по комначсоставу военных округов. Пенсионные органы стали ближе к пенсионерам. С июля 1940 года были значительно увеличены размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и членам семей, потерявшим кормильца.

      20 января 1960 года в связи с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил Совет Министров СССР принял специальное постановление № 74, которым республиканские и местные органы власти обязывались трудоустраивать военнослужащих с учетом их специальности и опыта работы и обеспечивать жилой площадью в первую очередь. Этим военнослужащим предоставлялось преимущество при поступлении в школы типа ФЗУ и на курсы для обучения соответствующим профессиям. В период обучения им выплачивалась стипендия. Были установлены льготы для уволенных военнослужащих при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

      В сентябре 1967 года установлены дополнительные льготы Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, в частности, на персональные пенсии союзного значения, оплату жилья, налог со строений и земельной ренты, право личного бесплатного проезда 1 раз в год различными видами транспорта и другие, а бывшим военнослужащим - право на лечение в поликлиниках и госпиталях Министерства обороны.

      Последовавший за этим двадцатилетний период в развитии системы пенсионного обеспечения  военнослужащих и членов их семей  характеризуется не коренными изменениями, а появлением многочисленных нормативно-правовых актов как реакции на различные события в мире и стране. Эти факты вводили определенные льготы конкретным категориям пенсионеров (юбилейные даты Победы в Великой Отечественной войне, введение дополнительных льгот для участников афганских событий, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и т.д.).

      В настоящее время в Вооруженных  Силах Российской Федерации имеется  вертикальная структура управления социальной работой, представляющая собой  организационное единство и охватывающая все звенья войскового организма от полка (корабля 1 ранга) и выше. При Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил существует управление военно-социальной работы; в полках, на кораблях 1 ранга - старшие офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений Приказом министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. уточнены обязанности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений воинской части. Они приведены в соответствие с современными требованиями к работе этого должностного лица.[22]

      Сложность и многофункциональность задач, которые решают должностные лица, отвечающие за организацию и состояние  военно-социальной работы, требуют  их профессиональной специальной подготовки.

      Сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации образована и эффективно функционирует система подготовки профессиональных специалистов по организации социальной работы для органов управления различного уровня на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, которую можно назвать научно-образовательным комплексом.[6,7] 
 

      2.2 Законодательство о социальном  обеспечении военнослужащих

     Основополагающим  документом социальной работы с военнослужащими  является Конституция РФ. Статья 7 Конституции  Российской федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.[1]

     В соответствии с Конституцией РФ в  целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и  принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». [16]

      Во  исполнение этих законодательных актов  принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих  порядок их предоставления.

     Создана система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие являлись наименее защищенной в правовом отношении категорией граждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранение такого положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих.[24]

     Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.

     Согласно  статье 3 Федерального закона “О статусе  военнослужащих” реализация мер  правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей возлагается  на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Закон также определяет, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей могут также содействовать общественные объединения.[4]

     Круг  органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)».[11]

     В системе органов законодательной  власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.

     Важное  место в системе органов исполнительной власти, занимающихся решением проблем  социальной защиты военнослужащих, принадлежит  Министерству труда и социального развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

     Значительную  роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей. .[2]

     Вопросами социальной защиты этих категорий граждан  в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п. Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают социальную защиту военнослужащих, ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов их семей. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями, общественными объединениями, координация их усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к числу важнейших задач социальной работы с военнослужащими. [19]

     Непосредственно в рамках Вооруженных Сил социальная работа с военнослужащими организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об обороне» Министерство обороны заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала армии и флота, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

     С помощью правовых средств министр  обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих  видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое и точное выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, и, прежде всего, — из федерального бюджета. В 2000 году в РФ принята новая военная доктрина. Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. 
 

      2.3 Информационные технологии по  созданию баз данных о социальном  обеспечении военнослужащих

     Министерство обороны Российской Федерации, как и другие федеральные органы исполнительной власти, интенсивно внедряет информационные технологии по основным направлениям своей деятельности, например генерал армии А.Московский в статье "АСУ только для Минобороны" подчеркнул возрастающую роль автоматизации и информатизации в Вооруженных Силах Российской Федерации: "Анализ современного мирового опыта военных операций показывает, что их успешное проведение требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий ... пункты управления оснащаются локальными информационными сетями, средствами вычислительной техники" [15].

       Однако увлечение компьютеризацией  привело к проблеме: "нарастания  негативных тенденций, которые  в значительной степени стали  тормозить дальнейшее эффективное развитие и использование современных информационных технологий … накопилось неоправданно большое разнообразие программных средств, программного обеспечения, информационных технологий в основном зарубежного производства".

     Отмечено, что в настоящее время используется около 60 типов операционных систем, около 50 типов систем управления базами данных, более 100 протоколов информационного обмена, большинство из этих программных средств не имеют необходимых средств защиты. Причиной этого названо отсутствие единой программно-технической платформы, проведение сотен дублирующих разработок программно-технических комплексов и автоматизированных систем различного назначения. Следствием такой бессистемной политики стало многократное увеличение финансовых затрат и времени на дублирующие разработки, разрыв информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации на большое количество несовместимых фрагментов, снижение его защищенности, что в конечном счете привело к потенциальной уязвимости в информационном противоборстве [15].

Информация о работе Социальное обеспечение военнослужащих