Социальное обеспечение военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:19, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения является комплексное регулирование методами социальной работы разнообразных социальных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.
Объектом исследования являются технологии социальной работы среди военнослужащих.
Целью курсовой работы является изучение всех аспектов социального обеспечения военнослужащих и членов их семей

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические вопросы социального обеспечения
военнослужащих……………………………………………………...5
1.1 Понятие социального обеспечения
военнослужащих………….…………………………………….......5
1.2 Функции и принципы социального обеспечения
военнослужащих …………………………………………………..6
1.3 Методы социального обеспечения военнослужащих…………...10
Глава 2 Практика социального обеспечения военнослужащих в
г. Москве……………………………………………………………...13
2.1 Исторические этапы социального обеспечения
военнослужащих …………………………………………………13
2.2 Законодательство о социальном обеспечения
военнослужащих ……………………………………….................17
2.3 Информационные технологии по созданию баз данных о
социальном обеспечении военнослужащих ..…………………...21
2.4 Формы социального обеспечения военнослужащих …………..23
Заключение…………………………………………………………………....28
Библиография………………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСО1.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     - организацию воздействий на все стороны жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей; объединение усилий дошкольной и школьной, семейной, военной, производственной педагогики и педагогики общения, превентивной педагогики, педагогики творчества и досуга в единую военно-социальную педагогику в интересах социального воспитания военнослужащих и членов их семей.

     Принцип социокультурной направленности военно-социальной работы предполагает: [26,15]

     - использование понятия "культура социальной военной среды" в качестве цели и критерия оценки уровня развития среды обитания военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в конкретных воинских частях, городках, гарнизонах, местах их компактного проживания; его использование как качественной характеристики способа разрешения задач военно-социальной работы, удовлетворения потребностей ее объектов; применение его в качестве индикатора развития социальной военной среды;

     - ориентацию военно-социальной работы (совместно со специализированными образовательно-воспитательными учреждениями) на формирование многосторонней модели социокультурного поведения военнослужащих и членов их семей как в собственно военном, так и в общегражданском социуме. Многосторонняя модель социокультурного поведения предполагает формирование культуры воинского труда, культуры социального общения и взаимодействия, культуры семейной жизни, быта и поведения, культуры общего и воинского этикета, культуры речи и внешности военного человека, культуры его чувств и др.

     - использование в качестве одного из основных средств военно-социальной работы возможностей культурно-просветительной деятельности, институтов культуры в воинском социуме, культурного самовоспитания и саморазвития, культурологического потенциала педагогически целесообразной социальной военной среды.

     Принцип научной обоснованности военно-социальной работы предполагает:[26]

     - изучение отечественного и зарубежного опыта определения содержания, организации и методики военно-социальной работы, его обобщение, анализ и учет при организации социальной службы в воинской среде; адаптацию в рамках допустимых границ опыта социальной работы в различных социумах к условиям воинской части, военного городка, гарнизона; подготовку обобщенных методических рекомендаций социальным педагогам и социальным работникам, действующим в воинском социуме;

     - организацию постоянных научных исследований в области методологии, теории, методики и практики социальной работы в воинской среде с учетом специфики ее развития как совокупности разнообразных видов деятельности; социальной педагогики как теории и практики с учетом педагогической обусловленности всех видов, сторон и сфер социальной работы в воинском социуме;

     - подготовку военных социальных педагогов и социальных работников с учетом передовой российской и зарубежной войсковой практики на основе специально организованных научных ее исследований. 
 

     1.3 Методы социального обеспечения  военнослужащих

      Социальное  обеспечение - это установленная  законом государственная система  материального обеспечения граждан  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также некоторых  видов их обслуживания и т.д. Все  это осуществляется за счет специально для этих целей выделенных средств или создаваемых фондов. Социальное обеспечение военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей имеет свою специфику. Это объясняется характером воинских обязанностей, которые выполняют военнослужащие в период военной службы, условиями ее прохождения, а также зависит от ее продолжительности, причин увольнения с военной службы и других факторов. Социальное обеспечение взаимосвязано с социальной защищенностью военнослужащих и членов их семей и предполагает необходимость функционирования механизма реализации этих жизненно важных направлений деятельности государства.

      Его элементами в настоящее время  являются:[23,25]

      - правовое закрепление порядка  и правил предоставления военнослужащим  и их семьям прав и льгот, а также обязанности должностных лиц в данной сфере;

      - определенный бюджетом и государственными  целевыми программами объем материальных  средств, направляемых на социально-экономическое  обеспечение военнослужащих;

      - юридическая ответственность должностных лиц и государственных органов за непредоставление военнослужащим и их семьям законных прав и льгот, а также ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, достоинство, честь и имущество;

      - процедуры обжалования и контроля  обеспечения должностными лицами и государственными органами социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

      Необходимым условием успешного решения проблем  социальной защиты и социального  обеспечения военнослужащих и членов их семей является управление этой сложной сферой, которое предполагает:[19]

      - систематический анализ структуры и особенностей жизни военных, ее тенденций и перспектив, а также состояния деятельности всех управленческих структур;

      - социальное прогнозирование изменений жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей;

      - определение первоочередных проблем в данной сфере и формирование целей и задач деятельности органов социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях;

      - выбор из альтернативных вариантов наиболее оптимальных средств и способов решения актуальных проблем;

      - постоянный контроль за происходящими изменениями методом сбора и анализа информации и на этой основе корректировка основных направлений деятельности, а также форм и методов работы.

      Правовыми основами социального обеспечения военнослужащих и членов их семей выступают законодательные и иные нормативные правовые акты.

      Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой  каждому гражданину Российской Федерации в том или ином объеме гарантируется социальное обеспечение.[1]

      Основные  положения системы социального  обеспечения военнослужащих и членов их семей изложены в Законах Российской Федерации «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», в Указах Президента Российской Федерация, Постановлениях Правительства, правовых актах министра обороны РФ и других органов военного управления.[4]

      Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным  с социальной защитой и социальным обеспечением военнослужащих и членов их семей, гарантирует им соблюдение основных прав и льгот, как в период военной службы, так и после увольнения с военной службы.

 

Глава 2. Практика социального обеспечения военнослужащих в Москве

        2.1 Исторические этапы социального обеспечения военнослужащих

        В нынешней сложной социально-политической обстановке в России обращение к истории социальной работы с военнослужащими и членами их семей весьма актуально связи с тем, что знание исторических проблем социальном работы и путей их решения помогает офицеру - специалисту в этой области - четче определить сегодняшние аспекты деятельности, избрать наиболее приемлемые способы и приемы решения соответствующих задач.

      Исторический  подход предполагает вычленение определенных этапов, и, на наш взгляд, их может  быть два: зарождение социальной работы в армии России и дальнейшее ее совершенствование. Зарождение охватывает период с X в (появление первых исторических памятников, документов касающихся военно-социальной работы) до середины XVIII в., когда в общих чертах сформировалось объектное и субъектное множество этой деятельности и появился целым ряд правовых и нормативных источников. Этап дальнейшего совершенствования военно-социальной работы продолжается с середины XVIII в. по настоящее время и включает: три периода: 1) царский - до 1917 г., 2) советский и современный - с начала 90-х гг. XX в. Последний характеризуется широким развитием правовой системы и системы объектов и субъектов работы.

      Радикальные изменения во всех сферах нашего общества, реформирование военной организации  государства породили комплекс социальных проблем, с которыми столкнулись военнослужащие. В то же время эти изменения объективно обусловили создание особых социальных институтов, адекватных происходящим переменам и потребностям в социальной защите граждан страны, развитие новых видов и форм социальной практики в армии и на флоте. Результатом них перемен стала институционализация социальной работы в Вооруженных Силах.[12,13]

      Под социальным институтом социальной работы в Вооруженных Силах понимается специфическая социальная гуманитарная практика социального взаимодействия, осуществляемая на основе установленных норм и правил статусными военно-управленческими структурами и реализующая функцию удовлетворения социальных потребностей всех категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.

      Отечественный опыт в области военно-социальной работы свидетельствует, что забота о "служивых" людях первоначально  входила в блок отношений, касающихся социального обеспечения лиц  с ограниченной трудоспособностью  или вовсе нетрудоспособных, причем это касалось, в основном, послетрудовой жизни воинов. В ратной же жизни начальники, под чьей "рукой" служили воины, заботились об их пропитании, обмундировании и оснащении оружием.

      В 996 году князем Владимиром издан Устав (или Закон) о придании организованного характера благотворительной деятельности. Забота о страждущих воинах становилась предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства.

      Развитие  военно-социальной работы в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским  нашествием. Благотворительные функции взяла на себя церковь.

      Восстановление  централизованной Российской государственности  и избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV века открывало  простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, уровень которых и предопределяет способность общества решать сложные социальные проблемы военнослужащих.[13]

      Многое  в плане военно-социальной работы было сделано во времена царствования Петра I (1682--г.г.). Она распространялась как на самих воинов, так и на их семьи. Государь распорядился "неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; в богадельнях быть осмотру ежемесячному; принимать со свидетельством и высылать из них тех, которые имеют семейство и дома или промыслы". Так как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их возлагалось на монастыри.

      Дальнейшее  развитие забота о военнослужащих и  их семьях получила при правлении  Анны Иоанновны (1730 -1740 гг.): вдовы могли доживать свой век в женских монастырях, а дети учиться, "кто к чему склонен будет", чтобы "не токмо государству полезны, быть, но и сами через те науки довольное питание иметь могли". Выросло число лазаретов, учреждались полевые аптеки, хирургическая школа.

      На  следующем этапе исторического  развития России в деле социальной защиты семей военнослужащих значительную роль сыграло Мариинское ведомство  учреждений императрицы Марии, жены Павла I. Она заведовала им более 30 лет (с 1797 по 1828 гг.).

Информация о работе Социальное обеспечение военнослужащих