Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является выявление роли фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и
система организации 5
1.1 Федеральный бюджет обязательного медицинского страхования 7
1.2 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 9
Глава 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского
страхования в Российской Федерации 12
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования 12
2.2 Динамика поступления налоговых платежей в Федеральный ФОМС 27
Глава 3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского
страхования в Российской Федерации 29
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ.docx

— 82.08 Кб (Скачать)

     в) минимального налога, взимаемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18%;

     г) единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности – по нормативу 4,5%%

     д) единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 3,4%:

  • Неналоговые доходы:

     - недоимки и пени по взносам  в территориальные фонды обязательного  медицинского страхования;

     - доходы от размещения временно  свободных средств территориальных  фондов обязательного медицинского  страхования;

     - штрафы, санкции, суммы, поступающие  в результате возмещения ущерба;

     - безвозмездные поступления;

     - межбюджетные трансферты из Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования;

     - межбюджетные трансферты из бюджетов субъекта Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

  • Прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     Остатки средств на начало и конец отчетного  периода не относятся к доходам  территориального фонда и являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета территориального фонда.

     Выравнивание  финансовых ресурсов обязательного  медицинского страхования производится путем передачи средств территориальных  фондов филиалам до достижения, установленного на территории среднедушевого норматива.

     Общая сумма расходов на выполнение территориальной  программы ОМС включает расходы:

  • На финансирование страховых медицинских организаций, заключивших договоры финансирования обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда, на оплату медицинских услуг, расходов на ведение дела и формирование резервов;
  • На оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондам);
  • На оплату лечения жителей других субъектов Российской Федерации;
  • На формирование нормативного страхового запаса территориального фонда, предназначенные для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, резервируемые на случай возникновения критических ситуаций с финансированием территориальной программы ОМС и не являющиеся свободными финансовыми средствами.

     Расходы на финансирование иных мероприятий, предусмотренных  нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию, предусматриваются в  бюджете территориального фонда  при условии обеспеченности территориальной  программы ОМС финансовыми средствами и имеющихся дополнительных возможностей.8 Указанные расходы включают:

     - расходы на выполнение региональных  целевых программ по обязательному  медицинскому страхованию;

     - прочие расходы.

     Целевые программы утверждаются в установленном  порядке в объемах финансирования, согласованных с органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

     К прочим расходам относятся расходы  на обучение специалистов системы обязательного  медицинского страхования, информационно-публицистическую деятельность, проведение семинаров, совещаний  и др. 

     2.2 Динамика поступления  налоговых платежей  в Федеральный  ФОМС  

     В 2007-2008 годах ситуация по поступлению налоговых платежей складывалась неудовлетворительно. В 2008 году совместными действиями ФОМС и ФНС России, удалось снизить дефицит доходной части бюджета ФОМС по поступлению налоговых платежей до 514,6 млн. рублей (по ЕСН – 556,9 млн. рублей) и сократить его в 6 раз, по сравнению с 2007 годом.

     Таблица № 1

     Сравнительный анализ налоговых поступлений в  ФОМС в 2007-2008 г.г.

Показатели Поступило

2006 г. (млн.  руб.)

Поступило

2007 г. (млн.  руб.)

Исполнение

2006 г. (%)

Исполнение 

2007 г. (%)

Темп

роста

 

Единый  социальный налог 55 128,1 71 016,6 99% 104% 128,8%
Другие  налоги 600,4 772,2 111% 105,4% 128%
Недоимка, пени и штрафы по взносам 43,4 20,3 70,6% 43% 53%
Всего налогов 55 771,9 71 809,0 99,1% 104,4% 128,7%

     Источник: Данные ФФОМС от 05.05.2009. 

     Так, в 2009 году поступило налоговых платежей в доход бюджета ФОМС на сумму 71 809,0 млн. рублей, что на 28,7% больше, чем в 2008 году, исполнение бюджета 2009 года в части поступления налоговых платежей составило 104,4 %.

     С 1-го полугодия 2009 года отмечались колебания профицита налоговых поступлений в доход бюджета ФОМС от 800,0 до 2 750,4 млн. рублей.

     Несмотря  на увеличение с 1 декабря 2007 года доходной части бюджета ФОМС (Федеральный  закон от 25.11.2008 № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов") на 2 527,0 млн. руб., впервые за последние 3 года был отмечен профицит налоговых платежей в размере 3 025,7 млн. руб. (по ЕСН – 3012,6 млн. руб.) или 4,4% от суммы плановых налоговых поступлений.

     Динамика  поступлений налоговых платежей в части, подлежащей зачислению в  доход ФОМС в 2010 году представлена на рис. 1. 

     

     Рис. 1. Динамика поступлений и дефицит (профицит) налоговых платежей в части, подлежащей зачислению в доход ФОМС в 2010 году. 
 
 
 
 
 

  1. Перспективы развития фондов обязательного  медицинского страхования  в Российской Федерации
 

     Начиная с января по ноябрь 2009 года, естественная убыль населения России составила 224 тысячи 310 человек, что на 113 тысяч  человек меньше, чем за аналогичный  период 2008 года.

     Естественная  убыль населения сократилась  за счет снижения смертности и роста  рождаемости. Вместе с тем, смертность по-прежнему превалирует.

     За  одиннадцать месяцев 2009 года в России на свет появилось 1 миллион 610 тысяч 254 малыша, что на 43,3 тысячи больше, чем  в январе-ноябре 2008 года. За этот же период времени в России умерло 1 миллион 834 тысячи 564 человека, что на 69,67 тысяч человек меньше, чем  за аналогичный период прошлого года.

     Только  треть детей в возрасте до 18 лет  здоровы. Растет потребность в медицинской  помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует  значительных затрат.9

     В системе здравоохранения накопились  серьезные проблемы:10

     Проблема 1. Реализация программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи преимущественно через систему ОМС.

     Недостатки  действующей системы ОМС:

     - дефицит финансового покрытия  расчетной стоимости Программы  государственной гарантии бесплатной  медицинской помощи исключает  применение полноценных и достаточных  финансовых методов и рычагов  управления системой здравоохранения;

     - разобщенность источников финансирования  Программы государственных гарантий  оказания гражданам бесплатной  медицинской помощи из средств  бюджета и из средств ОМС  приводит к дублированию структур, обеспечивающих это финансирование, - общество затрачивает на содержание однотипных структур дважды;

     - неэффективность контроля за  исполнением финансового обязательства  со стороны бюджетной составляющей  Программы государственных гарантий  оказания гражданам бесплатной  медицинской помощи;

     - явное снижение доступности медицинской  помощи, нарастание платных услуг  населению и жалоб на вымогательства  со стороны медицинского персонала  вследствие неэффективности разобщенной  по источникам финансирования  реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

     - отсутствие конкретного нормирования  платных медицинских услуг и  определения дополнительной медицинской  помощи, являющейся предметом договора об оказании платных медицинских услуг;

     - отсутствие независимого контролера  качества медицинской помощи (страховщика)  при оказании платных медицинских  услуг, что делает их очень  привлекательными для учреждения  здравоохранения;

     - создание новой отрасли высокотехнологичной  медицинской помощи вне зоны  общественного контроля за порядком  оказания медицинской помощи, очередностью  оказания медицинской помощи, что  уже приводит к возникновению  недовольства населения, связанное  с отсутствием независимого контролера  за выдачей направления в федеральные  учреждения здравоохранения, за  соблюдением очередности в листе  ожидания, за качеством оказания  медицинской помощи, отсутствие  единого регистра пациентов, ожидающих  оказания высокотехнологичной медицинской  помощи по каждому профилю  медицинской специализации.

      Предложения:

     - принятие Федерального закона  РФ «О государственных гарантиях  оказания гражданам бесплатной  медицинской помощи», в котором  эти гарантии должны быть изложены  максимально конкретно, ясно для  понимания гражданином, финансово  сбалансированными;

     - расширение системы ОМС за  счет отнесенных к расходным  обязательствам бюджетов различных  уровней отраслей здравоохранения  (включая высокотехнологичную медицинскую  помощь) и создание единой системы  финансирования через страховые  медицинские компании — одноканальное  финансирование по полному тарифу  стоимости медицинских услуг.

     Проблема 2. Обеспечение сбалансированности базовой программы ОМС с финансовыми ресурсами.

      Недостатки  действующей системы ОМС:

     - в настоящее время в системе  ОМС концентрируются только 40% государственных  средств на здравоохранение, необходимых  для реализации программы, тогда  как потребность составляет около  60%; несовершенство регрессивной  шкалы налогообложения по ЕСН  в части, зачисляемой в фонды  ОМС.

      Предложения:

     - аккумулировать в системе ОМС  не менее 60% всех государственных  средств на здравоохранение;

     - отменить регрессивную шкалу  налогообложения по ЕСН в части,  зачисляемой в фонды ОМС;

     - вернуть функцию сбора налоговых  поступлений от работодателей  на ОМС работающих граждан администрирования этих налогов федеральному и территориальным фондам ОМС;

     - расширить диапазон кодов экономической  классификации, по которым производятся  финансирование медицинских организаций  за счет средств ОМС. 

     (в  настоящее время за счет средств  ОМС финансируются расходы медицинских  организаций только по 5—6 кодам  экономической классификации, отражающим  расходы на оплату труда, начисления  на оплату труда, медикаменты  и перевязочные средства, продукты  питания, мягкий инвентарь и  обмундирование, а также оплата  услуг лабораторий при отсутствии  таковых в учреждении. Расходы  на коммунальные услуги, услуги  по содержанию имущества, а  также расходы на увеличение  стоимости основных средств системой  ОМС не финансируются и оплачиваются  бюджетами здравоохранения соответствующего  уровня);

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства