Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является выявление роли фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и
система организации 5
1.1 Федеральный бюджет обязательного медицинского страхования 7
1.2 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 9
Глава 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского
страхования в Российской Федерации 12
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования 12
2.2 Динамика поступления налоговых платежей в Федеральный ФОМС 27
Глава 3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского
страхования в Российской Федерации 29
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ.docx

— 82.08 Кб (Скачать)

    - субсидии  бюджетам территориальных фондов  обязательного медицинского страхования  на обязательное медицинское  страхование неработающего населения  составили 3 402 600,0 тыс. руб., или 2,4% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 106%;

    - субвенции  бюджетам территориальных фондов  обязательного медицинского страхования  на проведение диспансеризации  находящихся в стационарных учреждениях  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составили 290 600,0 тыс. руб., или 0,2% всех расходов. Это новое направление расходования средств.

     Прикладные  научные исследования в области  здравоохранения и спорта. Расходы  на эти цели составили 4650,0 тыс. руб., или 0,003% всех расходов, рост по сравнению  с 2006 г. составил 108,1%.

     В соответствии с Федеральным законом  «О бюджете Федерального фонда обязательного  медицинского страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009-2010 гг.» от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ бюджет ФФОМС на период 2008-2010 гг., сбалансированный по доходам и расходам, составляет:

     на 2008 г. – 123 241 204,4 тыс. руб.;

     на 2009 г. – 119 987 658,2 тыс. руб.;

     на 2010 г. – 104 482 669,0 тыс. руб.6

     Доходы  бюджета Фонда на 2008 г. и на период до 2010 г. формируется за счет следующих  источников.

  1. Налоги (сумма поступлений единого социального налога): на 2008 г. – 76 697 800,0 тыс. руб., на 2009 г. – 87 565 600,0 тыс. руб., на 2010 г. – 98 975 800,0 тыс. руб.

     Предусматриваемые в бюджете Фонда доходы от поступления  ЕСН рассчитаны исходя из прогноза Минэкономразвития России, фонда  оплаты труда на 2008 – 2010 гг. в размере: 8921 млрд руб., 10 299 млрд руб., 11 771 млрд руб. – с учетом коэффициентов корректировки фонда заработной платы, эффективной ставки налога, коэффициента собираемости и других расчетных параметров.

     При этом ежегодный прирост доходов  к предыдущему году составил, соответственно 17, 14 и 13%.

  1. Отчисления от единых налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на вмененный доход и других, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, на 2008 г. – 841 620,0 тыс. руб., на 2009 г. – 958 173,0 тыс. руб., на 2010 г. – 1 078 634,0 тыс. руб.

     Ежегодный прирост доходов к предыдущему  году составил соответственно 15, 14 и 13%

  1. Суммы недоимок, пеней и штрафов по взносам в ФОМС, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации: на 2008 год – 27 403,0 тыс. рублей, на 2009 г. – 20 963,0 тыс. руб., на 2010 г. – 15 995,0 тыс. руб.

     Поступления рассчитаны с учетом динамики фактических  поступлений с 2004 по 2006 г.

  1. Средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов».

     Средства  федерального бюджета, передаваемые бюджету  ФФОМС, определены в следующих размерах: на 2008 г. – 45 674 381,4 тыс. руб., на 2009 г. – 31 442 949,2 тыс. руб., на 2010 г. – 4 412 240,0 тыс. руб.

     Удельный  вес средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФФОМС (без  учета средств на оказание отдельным  категориям граждан государственной  социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами), в общем объеме доходов  на 2008 – 2010 гг. составит соответственно 37, 26 и 4%.

     Расходы в бюджете ФФОМС на 2008 г. и на период до 2010 г. предусмотрены: на 2008 г. – 123 241 204,4 тыс. руб., на 2009 г. – 119 987 658,2 тыс. руб., на 2010 г. – 104 482 669,0 тыс. руб. Снижение общих расходов ФОМС на 2008 г. по сравнению с 2007 г. составит 12%.

     В общем объеме расходов предусмотрены  межбюджетные трансферты, предоставляемые  бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации, в сумме до: 16 600 000,0 тыс. руб. – на 2008 г., 17 000 000,0 тыс. руб. – на 2009 г., 17 000 000,0 тыс. руб. – на 2010 г. Их удельный вес в расходах составит 13, 14 и 16% соответственно.

     Структура расходов за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС в 2008 – 2010 гг., представлена следующим  образом.

      Сумма расходов на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами впервые не указана, так  как средства на эти цели предусмотрены  в бюджете Пенсионного фонда  РФ на 2008 г. и на период до 2010 г. в общем  объеме средств на ежемесячные денежные выплаты для предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

      Расходы на обязательное медицинское страхование  неработающего населения предусмотрены: на 2008 г. – 3 538 700,0 тыс. руб., на 2009 г. – 3 822 570,0 тыс. руб., на 2010 г. – 4 071 040,0 тыс. руб.

      Реализация  мероприятий в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования с учетом неполного  использования средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами и ассигнований федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в 2008 г. в сумме 15 000 000,0 тыс. руб., в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Учитывая, что территориальные программы обязательного медицинского страхования в основном являются дефицитными, выделение 15 000 000,0 тыс. руб. может хотя бы частично компенсировать регионам расходы, понесенные в 2007 г. на дополнительное лекарственное обеспечение за счет средств вышеназванных программ.

      Расходы на проведение дополнительной диспансеризации  работающих граждан в бюджете  Фонда запланированы на уровне 2007 г. и составляют: 2008 г. – 4 000 000,0 тыс. руб., 2009 г. – 4 000 000,0 тыс. руб. расходы на 2010 г. не определены, поскольку решение по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2010 г. не принято.

      Расходы на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи предусмотрены: на 2008 г.- 22 829 098,4 тыс. руб., на 2009 г. – 23 300 000,0 тыс. руб. Расходы на 2010 г. не определены, поскольку решение по реализации приобретенного национального проекта «Здоровье» на 2010 г. не принято. Указанные расходы в 2008 г. планируется увеличить на 10% по сравнению с 2007 г. и на 2% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

      Структура расходов бюджета Фонда на 2008 г. и  на период до 2010 г. имеет следующий  вид.

      Международные культурные, научные и информационные связи – объем расходов ФОМС предусмотрен: на 2008 г. – 321,0 тыс. руб., на 2009 г. – 342,8 тыс. руб., на 2010 г. – 365,1 тыс. руб. Их удельный вес в структуре расходов составляет 0,003% и на протяжении трех лет не изменяется. Указанные средства планируется  направить на обмен делегациями  с государствами – участниками  СНГ, европейскими странами, участие  в международных конференциях и  совещаниях, участие в реализации международных проектов по программам международных организаций.

      Расходы на содержание аппарата органов управления внебюджетных фондов – объем расходов предусмотрен: на 2008 г. – 232 196,0 тыс. руб., на 2009 г. – 262 917,0 тыс. руб., на 2010 г. – 281 841,8 тыс. руб. Общий объем указанных расходов включает расходы на оплату труда, текущее содержание ФФОМС, проведение всероссийских совещаний и конференций. Ежегодный рост расходов составляет соответственно 55, 13 и 7% по отношению к предыдущему году.

      Увеличение  административных расходов ФФОМС в 2008 г. более чем на 50% по сравнению  с расходами 2007 г. обосновывается прогнозируемым увеличением заработной платы с 1 декабря 2008 г. на 15% в соответствии с методическими указаниями Минфина России, а также необходимостью проведения ремонта здания ФФОМС.

      Переподготовка  и повышение квалификации кадров – объем расходов ФОМС предусмотрен: на 2008 г. – 11 559,1 тыс. руб., на 2009 г. – 11 937,2 тыс. руб., на 2010 г. – 12 323,1 тыс. руб. Увеличение этого показателя бюджета на 2008  - 2010 гг. – 41,3 и 3% соответственно.

      Указанные средства предполагается направить  на оплату расходов, связанных с  переподготовкой, повышением квалификации кадров, стажировкой в зарубежных образовательных учреждениях. Значительное увеличение расходов по сравнению с 2007 г. связано с обновлением и  увеличением персонала Фонда.

      В бюджете Фонда предусмотрены  межбюджетные  трансферты в следующих  размерах: на 2008 г. – 122 437 768,7 тыс. руб., на 2009 г. – 119 357 220,7 тыс. руб., на 2010 г. – 103 913 606,5 тыс. руб. Трансферты предполагается разделить на две части: для Фонда социального страхования Российской Федерации и для территориальных фондов.

      Трансферты  для Фонда социального страхования  Российской Федерации предназначены  для оплаты медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и  в послеродовом периоде, а также  диспансерного наблюдения ребенка в течении первого года жизни в следующих суммах: на 2008 г. – 16 600 000,0 тыс. руб. и на 2009 – 2010 гг. – по 17 000 000,0 тыс. руб. Согласно ст. 10 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» указанные денежные средства планируется направить в бюджет Фонда социального страхования РФ на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности  в сумме 3000 руб., в период родов и в послеродовом периоде в сумме 6000 руб. за каждую женщину, получившую указанные услуги, а также за диспансерное наблюдение каждого ребенка в течение первого года жизни, поставленного на диспансерный учет в возрасте до тех месяцев, в течение первых 6 месяцев – в сумме 1000 руб. и за диспансерное наблюдение каждого ребенка в течение последующих 6 месяцев с момента его постановки на диспансерный учет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, - в сумме 1000 руб.

      За  счет средств системы обязательного  медицинского страхования в Федеральном  законе о бюджете ФОМС на 2008 г. и  на период до 2010 г. предусмотрены следующие  расходы по выполнению территориальных  программ в рамках базовой программы. Расходы предусмотрены: на 2008 г. – 49 823 300,0 тыс. руб., на 2009 г. – 70 914 271,5 тыс. руб., на 2010 г. – 82 501 366,5 тыс. руб. Их удельный вес в общем объеме расходов на 2008 – 2010 гг. составит соответственно 40, 59 и 79%.

      Необходимо  отметить, что средства, передаваемые из бюджета Фонда в бюджеты  территориальных фондов в виде дотаций  и субсидий, не обеспечивают покрытия дефицита территориальных программ, который, по данным ФФОМС, составлял  в 2006 г. по Российской Федерации 25,3%, в  том числе: по Центральному федеральному округу – 19,6%, по Северо - Западному  федеральному округу – 17,1, по Южному федеральному округу – 29,4, по Приволжскому федеральному округу – 30,0, по Уральскому федеральному округу – 21,по Сибирскому федеральному округу – 33%. Без дефицита были утверждены территориальные программы в Ямало – Ненецком автономном округе, Ненецком автономном округе, Тюменской области, Липецкой области. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, составной частью которой является базовая программа, отсутствует привязка подушевого финансового норматива к МРОТ, доле ВВП или другим показателям.

      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, что бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. бездефицитен и сбалансирован  по доходам и расходам в течение  всего периода, а его доходы и  расходы в период с 2008 по 2010 гг. снизятся на 15,2%, что связано с отсутствием  решения Правительства Российской Федерации по реализации по реализации приоритетного национального проекта  «Здоровье» в 2010 г.

      В бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов обязательного  медицинского страхования подлежат зачислению следующие доходы:7

  • Налоговые доходы:

     - единый социальный налог –  по ставке, установленной Налоговым  кодексом Российской Федерации,  в части, зачисляемой в территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования;

     - доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

     а) налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5%;

     б) налога, взимаемого в виде стоимости  патента в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5%;

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства