Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является выявление роли фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и
система организации 5
1.1 Федеральный бюджет обязательного медицинского страхования 7
1.2 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 9
Глава 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского
страхования в Российской Федерации 12
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования 12
2.2 Динамика поступления налоговых платежей в Федеральный ФОМС 27
Глава 3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского
страхования в Российской Федерации 29
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ.docx

— 82.08 Кб (Скачать)
 
    1. Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

     Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта РФ и  осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном  фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление  Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».2

     По  состоянию на 1 января 2009 года в систему  обязательного медицинского страхования  Российской Федерации входят 84 территориальных  фондов обязательного медицинского страхования.3

     Территориальными  фондам обязательного медицинского страхования принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС разработаны правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального ФОМС, зарегистрированные в Министерстве юстиций РФ (Минюсте России) 24 декабря 2003 г. № 5359. Они позволяют обеспечить методологическое единство подходов к формированию показателей бюджетов территориальных ФОМС и регламентацию их деятельности по составлению, рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению.4

     Финансовые  средства территориальных фондов находятся  в государственной собственности  Российской Федерации, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.

     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  осуществляет следующие функции:

  • аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;
  • финансирует ОМС по дифференцированным душевым нормативам;
  • выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на ОМС;
  • накапливает финансовые ресурсы для обеспечения устойчивой системы ОМС;
  • разрабатывает правила ОМС граждан на территории Российской Федерации;
  • контролирует поступление в территориальный ФОМС страховых взносов и использование финансовых средств на ОМС;
  • ведет персонифицированный учет по всем категориям плательщиков страховых взносов в Российской Федерации;
  • согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу ОМС населения;
  • взаимодействует с ФФОМС и другими территориальными фондами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Особенности доходов и расходов фондов обязательного  медицинского страхования  в Российской Федерации
 

    2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда

    обязательного медицинского страхования 

     В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования подлежат зачислению следующие доходы:

  • налоговые доходы:
    • единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

      а) налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%;

      б) налога, взимаемого в виде стоимости  патента с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%;

      в) минимального налога, взимаемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2%;

      г) единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности – по нормативу 0,5%;

      д) единого сельскохозяйственного  налога – по нормативу 0,2%;

  • не налоговые доходы:
    • недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
    • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления:
    • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
  • прочие поступления.

     Средства  Федерального ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых  гражданам, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской  науки, улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.5

     Средства  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования используются в основном для выравнивания условий  деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования  по финансированию программ обязательного  медицинского страхования.

     Основная  сумма расходов – это субвенции  на выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС и  финансирование целевых программ в  рамках ОМС. Распределение субвенций  территориальным фондам  ОМС осуществляется с применением Положения о  порядке предоставления Фондом субвенций  территориальным фондам ОМС субъектом  Российской Федерации. Кроме того, используется методика комплексной оценки территории и деятельности системы ОМС субъекта Российской Федерации для обоснования  потребности в субвенциях Фонда.

     В соответствии с Федеральным законом  «О бюджете Федерального фонда обязательного  медицинского страхования Российской Федерации на 2007 г.» от 29 декабря 2006 г. №243-ФЗ доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г. сформированы в размере 139 643 350,4 тыс. рублей, что больше по сравнению с доходами бюджета Фонда на 2006 г. на 26 262 883,30 тыс. руб., или на 21,3%.

     Доходы  сформированы за счет:

  • доходов от поступления единого социального налога (ЕСН). В 2007 г. поступления от ЕСН составили 65 477 000 тыс. руб., что на 17,6% больше, чем это предусмотрено в бюджете ФФОМС на 2006 г. в структуре совокупных доходов ЕСН занимает 46,9%;
  • недоимок, пеней и штрафов по взносам в ФФОМС в размере 46 948,1 тыс. руб., что ниже по сравнению с 2006 г. на 23,6%;
  • налогов на совокупный доход в размере 732 366,00 тыс. руб., что составляет 135,6% от поступлений 2006 г., из них:

    - единый  налог, взимаемый в связи с  применением упрощенной  системы  налогообложения в размере 420 446,20 тыс. руб., или 141,9% от уровня 2006 г.;

    - единый налог на временный доход для отдельных видов деятельности в размере 309 195,30 тыс. руб., или 127,5% показателя 2006 г.;

    - единый  сельскохозяйственный налог в  размере 2724,50 тыс. руб., или 94,6% от показателя 2006 г.

  • средств, перечисляемых ФФОМС из федерального бюджета. Общая сумма перечисленных из федерального бюджета средств составила 73 387 036,3 тыс. руб., или 52,6% от общей суммы доходов Фонда, в том числе на:

    - обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) – 3 402 600 тыс. руб. и 2,4% в структуре доходов;

    - реализацию  мероприятий в рамках базовой  программы обязательного медицинского  страхования – 6 000 000,00 тыс. руб. и 3,4% в структуре доходов;

    - проведение  «пилотного» проекта в субъектах  Российской Федерации, направленного  на повышение качества услуг  в сфере здравоохранения, - 4 000 000,00 тыс. руб. и 2,9% в структуре доходов;

    - денежные  выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам  общей практики, медицинским сестрам  соответствующих врачей – 20 793 585,80 тыс. рублей, или 14,9% в структуре доходов. С 2006 г. расходы по этой статье увеличились на 162,4%;

    - проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 4 000 000,00 тыс. руб. и 2,9% в структуре доходов;

    - проведение  диспансеризации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, находящихся в стационарных  учреждениях, - 290 600,00 тыс. руб. и 0,2% в структуре доходов.

     Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» от 29 декабря 2006 г. № 243-ФЗ общий объем расходов ФФОМС предусмотрен в сумме 139 573 350,40 тыс. руб. (123,2% от уровня 2006 г.). Проанализируем основные расходы ФФОМС в 2007 г.

     Государственные вопросы. Расходы на содержание органов управления государственных внебюджетных фондов составили 149 654,20 тыс. руб., или 0,11% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. – 121,8%.

     Здравоохранение и спорт. Расходы на эти цели в Фонде составили 139 407 318,1 тыс. руб., или 99,88% всех расходов Фонда, рост по сравнению с 2006 г. составил 123,1%, в том числе на:

  • обязательное медицинское страхование – 66 015 631,8 тыс. руб., или 47,3 всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 117,7%, из них:

    - объем  средств ФФОМС, направляемых бюджетам  территориальных фондов обязательного медицинского страхования в виде субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2007 г., составил 41 823 300,00 тыс. руб., что на 25,8% больше, чем было предусмотрено бюджетом ФФОМС на 2006 г.  Удельный вес средств бюджета Фонда, передаваемых бюджетам ТФОМС в общем объеме расходов на 2007 г., составил 30%;

    - средства  на формирование нормированного  страхового запаса в размере  6 230 331,80 тыс. руб., или 125,9% от суммы 2006 г. и 4,46% в структуре совокупных расходов Фонда;

    - средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течении первого года жизни составили 17 500 000 тыс. руб., или 12,5% в структуре всех расходов, снизились по сравнению с 2006 г. на 2,9 п.п.

  • трансферты, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, - 73 387 036,3 тыс. руб., рост по сравнению с 2006 г. составил 128,5%, из них на:

    - оказание  государственной социальной помощи  отдельным категориям граждан  по обеспечению лекарственными  средствами – 34 900 250,5 тыс. руб., или 25% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 120%;

    - субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан – 4 000 000,0 тыс. руб.,  или 2,9% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 200%;

    - средства, передаваемые в виде субвенций  территориальному фонду обязательного  медицинского страхования на  финансовое обеспечение государственного  задания, направляемые на осуществление  денежных выплат медицинским работникам, составили 20 793 585,80 тыс. руб., или 14,9% всех расходов, рост по сравнению с 2006 г. составил 162,4%. Денежные выплаты были установлены на уровне 2006 г., а именно: в размере 10 000 руб. в месяц для врача – терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики;

    - субсидии  бюджетам территориальных фондов  обязательного медицинского страхования  на реализацию мероприятий в  рамках базовой программы обязательного  медицинского страхования составили  6 000 000 тыс. руб., или 4,3% всех расходов. Это новое направление расходования средств;

    - субсидии, передаваемые территориальным фондам  обязательного медицинского страхования  на проведение пилотного проекта,  направленного на повышение качества  услуг в сфере здравоохранения,  составили 4 000 000,0 тыс. руб.,  или 2,9% всех расходов. Это новое направление расходования средств;

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства