Обязательное страхование автогражданской ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Краткое описание

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности) — вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Файлы: 1 файл

начало.docx

— 73.59 Кб (Скачать)

Убыточность ОСАГО в Свердловской области  составила 77,2%

Доля  выплат во взносах по ОСАГО в I п/г 2010 г.

Красноярский  край 63,0%
Ростовская  область 66,5%
Новосибирская область 67,5%
Нижегородская область 69,0%
Челябинская область 72,4%
Республика  Татарстан 76,9%
Свердловская  область 77,2%
 

Автовладельцы Свердловской области потратили на ОСАГО 1,25 млрд руб.

  Страховые премии в I п/г 2010 г., млрд руб. Динамика страховых  премий по сравнению с I п/г 2009 г., %
Свердловская  область 1,25 9
Республика  Татарстан 1,13 19
Челябинская область 1,01 13
Нижегородская область 0,96 14
Ростовская  область 0,95 8
Красноярский  край 0,94 17
Новосибирская область 0,82 7
 

Убыточность ОСАГО по-прежнему высока в большинстве  регионов (выплаты в структуре  взносов составляют от 63% до 77,2%). Однако в I п/г 2010 г. ситуация в этом сегменте улучшилась почти во всех регионах. В Новосибирской и Ростовской областях совокупный объем выплат сократился почти на 1%, в Татарстане, Нижегородской и Челябинской областях – на 2%. Наибольших успехов добились красноярские страховщики, уменьшив убыточность ОСАГО на 10%. Исключением стала Свердловская область: размер выплат тут, напротив, вырос более чем на 7%. Страховщики полагают, что виной всему тяжелые дорожные условия и дороговизна ремонта.

1. Красноярский край

Ситуация  по ОСАГО в Красноярском крае выглядит наиболее благополучно: премии в I п/г 2010 г. выросли на 17%, а выплаты остались на уровне I п/г 2009 г. При этом соотношение выплат и премий сократилось с 73% до 63%. Евгений Никипелов («АльфаСтрахование»): «С рынка по-прежнему будут уходить мелкие игроки. В 2010г. я жду оживления в сфере страхования, причем во всех сегментах, поскольку ситуация с выдачей кредитов и продажей новых автомобилей улучшается».

2. Ростовская область

И сборы, и выплаты по полисам ОСАГО  в Ростовской области росли пропорционально  – на 8%, поэтому убыточность осталась практически на уровне начала 2009 г. – 66,5%. Причем, по словам местных страховщиков, некоторые компании показывают безубыточность, применяя серые схемы. Недобросовестные страховщики отсеивают невыгодные обращения по выплатам, перенаправляя их в компанию виновника ДТП.

3. Новосибирская область

Убыточность ОСАГО снизилась незначительно  – премии в 2010 г. выросли на 7%, а  выплаты – на 6%. При этом, по словам экспертов, часть компаний продолжает работать на увеличение страховых оборотов и практически игнорирует проблему рентабельности. Геннадий Плотников (Сибирская  межрегиональная ассоциация страховщиков): «Растет опасность неплатежеспособности некоторых страховых организаций. В зоне риска те, кто продолжает снижать тарифы и выплачивать  завышенное комиссионное вознаграждение страховым агентам и брокерам».

4. Нижегородская область

Объем сборов по ОСАГО в Нижегородской  области в I п/г 2010 г. не дотянул до 1 млрд руб. Денис Морозов («Ингосстрах»): «Влияние негативных факторов сохранится до конца текущего года и, вероятнее всего, пойдет на спад только в 2011 г. Слабые игроки, которые не смогут справиться с растущим потоком выплат и нехваткой ликвидности, будут вынуждены покинуть рынок».

5. Челябинская область

Рост  сборов по ОСАГО в Челябинской  области немного опередил рост выплат: 13% против 10%. В I п/г 2010 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.) убыточность снизилась до 72%. Однако это все равно один из самых высоких показателей. Челябинские страховщики даже говорят, что для них ОСАГО и каско скорее имиджевые программы. И полагают, что для изменения ситуации необходимо повышать базовые тарифы.

6. Республика Татарстан

Сборы по ОСАГО в Татарстане росли быстрее, чем в других регионах: по сравнению  с I п/г 2009 г. страховые премии увеличились на 19%. Но, несмотря на рост выручки компаний, убыточность ОСАГО снизилась лишь на 2% (с 79% до 77%). Причина – в существенном увеличении выплат по страховкам. Ряд экспертов считают, что проблема – в активизировавшемся страховом мошенничестве. По некоторым оценкам, от 15 до 40% выплат в республике приходится на мошеннические схемы.

7. Свердловская область

Убыточность ОСАГО в Свердловской области  достигает предельно допустимого  законодательством значения – 77%. Татьяна  Казакова (РОСНО): «Темп роста выплат опережает темп роста премий. Это  означает, что некоторым страховщикам уже сейчас нечем платить по своим  обязательствам». Эксперты полагают, что  под ударом в первую очередь находятся  компании с несбалансированным портфелем  и стратегическими просчетами.

Убыточность страхования по ОСАГО в Западной Сибири достигает 111%

Союз  страховщиков "Урало-Сибирское Соглашение" (УСС) провел анализ убыточности по ОСАГО в I квартале 2008 г.

Суммарная выборка, по которой проводился анализ по 2007 г., соответствовала более чем миллиону годовых страховых полисов, а по I кварталу 2008 г. - более 250 тыс. полисов. 
Компании или их филиалы для проведения исследования были сгруппированы в несколько блоков следующим образом:  
группа М - компании, работающие преимущественно в Москве;  
группа ЕР - компании, работающие в Санкт-Петербурге, Курске, Рязани, Самаре, Тольятти, Ростове-на-Дону, Ижевске;  
группа У - компании, работающие в Екатеринбурге, Челябинске;  
группа ЗС - компании, работающие в Новосибирске, Томске, Кемерово, Новокузнецке;  
группа ВС - компании, работающие в Благовещенске, Братске, Иркутске, Красноярске. 
Для характеристики убыточности ОСАГО было принято отношение выплат к заработанной нетто-премии (согласно действующим нормативным документам, нетто-премия составляет 77 % страховой брутто-премии (страхового взноса)). 

Итоги 2009г. приведены в таблице:  
Результаты проведения ОСАГО в 2009 г.*

Группа  компаний М ЕР У ЗС ВС
Убыточность 46,6% 57,5% 87,1% 76,3% 64,6%
Экспозиция 144 012 268 491 291 798 100 527 212 241
Частота выплат 0,046 0,048 0,053 0,051 0,035
Средняя выплата 25 620 18 629 19 247 19 726 21 570

* - На  результаты, приведенные в таблице,  повлияли следующие факторы: не  все компании подали сведения  о заявленных, но не урегулированных  претензиях; не было информации  о сформированных резервах произошедших, но не заявленных убытков. Таким  образом, значения, характеризующие  убыточность, занижены. 
При сравнении итогов I квартала 2009 г. с итогами I квартала 2010 г. (в чуть менее представительных группах) обнаруживается очень опасная динамика показателей:

Сравнение результатов первых кварталов 2009 и 2010 гг.

Группа  компаний М ЕР У ЗС ВС
Убыточность I 2009 26,5% 33,9% 73,7% 61,0% 56,9%
Убыточность I 2010 56,9% 62,3% 107,1% 110,9% 81,1%
Экспозиция I 2009 19 973 29 857 42 365 14 818 40 327
Экспозиция I 2010 60 602 43 874 46 311 19 401 53 340

Убыточность выросла в 1,5-2 раза, причем на Урале  и в Западной Сибири выплаты в I квартале 2009 г. превысили заработанную за этот период нетто-премию. В среднем частота выплат (количество выплат на тысячу полисов) увеличилась в 1,5 раза, средняя выплата - на 15-20%. Очевидно, что при таких темпах роста в самое ближайшее время проблемы могут возникнуть почти во всех регионах.  
Специфика территорий, на которых выплаты превысили заработанную премию или близки к такому повороту событий, в том, что, либо большая часть населения области проживает в областном центре, как, например, в Новосибирске, либо в области относительно большое количество городов с населением более 100 тыс., как, например, в Кемеровской области. И что еще очень важно, большое количество владельцев транспортных средств из населенных пунктов, окружающих крупные города, используют свои транспортные средства не по месту проживания, а преимущественно по месту работы.

 
 
 
 
 
 

Глава 3. Пути снижения убыточности  по ОСАГО.

Страховые компании ищут способы снижения убыточности  автокаско и ОСАГО. Каско и ОСАГО — это самые востребованные каналы продаж в страховании, но вместе с тем и самые убыточные. Убыточность по ОСАГО уже превышает 70%, а по каско доходит до 100%. В последнее время страховщики пытаются снизить расходы уже на стадии продаж, оперативно реагируя на колебания расценок на ремонт автомобилей той или иной модели,а также статистику хищений. По данным РСА, убыточность (соотношение сборов и выплат) по ОСАГО уже превышает 70%. Причины ее роста — устаревшие базовые тарифы, не менявшиеся уже семь лет. В «Росгосстрахе» отмечают, что убытки связаны с тем, что растет стоимость услуг автосервиса и запчастей, а также число ДТП. «В 2008 году автосалонами было продано большое число новых транспортных средств, за руль которых село много водителей без стажа», — говорит руководитель центра урегулирования убытков филиала «Росгосстраха» в Петербурге и Ленобласти Константин Алтунин. По его мнению, убытки сократятся из-за внедрения единой официальной методики расчета ущерба (оценки повреждений), а также настройки тарифов на современный реальный уровень цен на станциях техобслуживания. В автокаско убыточность еще больше. Генеральный директор страховой компании «Авеста» Сергей Сафронов рассказал, что убыточность в 70% по каско — это хорошие, вполне рентабельные показатели. В 2010 году по Петербургу 100-процентная убыточность стала нормой. Причем к этим цифрам надо прибавить расходы на ведение дел — это комиссия посредникам (в среднем 20% от стоимости полиса), а также внутриоперационные издержки. Убыточность складывается из множества мелких и крупных факторов, и борьбу с ней страховщики начинают еще при разработке продуктов.

 
 

Кроме того, страховщики отмечают, что важен подбор лояльных страховщику станций техобслуживания с низкими расценками и хорошим качеством работы. Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Большаков говорит, что помимо тарифов необходима сбалансированная комиссионная политика и контроль принимаемых машин (в том числе от посредников) для предотвращения мошенничества. 
Впрочем, оценку рисков, борьбу с мошенниками и работу с поставщиками проводят все страховые компании. Продвинутые игроки рынка автострахования обращают внимание на мелочи, способные существенно снизить убыточность. Они раздают учебные материалы для клиентов по безаварийной езде, предлагают скидки от партнеров по дополнительным противоугонным и противоаварийным устройствам (типа парктроников), предоставляют консультации аварийных комиссаров по корректному заполнению документов в ГИБДД, помощь юриста по ДТП. Не забывают страховщики и про юридическую службу, с ее помощью взыскивается ущерб с виновников ДТП по ОСАГО (все, что свыше 120 тыс. руб.), а также с других страховщиков. Страховщики говорят, что самый убыточный сектор в каско — это мелкий, но многочисленный ущерб.

Информация о работе Обязательное страхование автогражданской ответственности