Монархия и республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….............3

Глава 1. Монархическая форма правления…………………….………………..8

1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия……………………………......11

1.2. Ограниченная (конституционная) монархия………………………..…...12

1.3. Дуалистическая монархия…………………………….………………......13

1.4. Парламентарная монархия……………………………………….…….....14

Глава 2. Республиканская форма правления…………………………………...16

2.1. Президентская республика……………………………………………......21

2.2. Парламентарная республика……………………………………...............23

2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика……………………….......25

Глава 3. Отличительные черты монархии и республики………27 Заключение……………………………………………………………………....30
Список использованных источников и литературы…………………………..32

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в  таких действиях, как досрочный  отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. «Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребления со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности» Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005., стр. 162. . 

Республика, как форма правления, сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным  восприятием населением государственной  власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. 

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики - президентскую и  парламентскую. 

3.1 Президентская  республика 
 

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). 

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. 

Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. 

Иной  моделью президентской республики является такое устройство формы  правления, когда президент является главой государства, но не совмещает  этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции. 

«Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки» Учебник  для ВУЗов/ Под редакцией Марченко М.Н., 2007 г., стр. 257.. В соответствии с  конституцией США, в основе которой  лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии. 

Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году. 

«В странах  Латинской Америки часто встречаются  «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением» Учебник для ВУЗов/ Под редакцией Марченко М.Н., 2007 г.,стр. 258. 

. 

В современном  цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели. 

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной  законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. 

3.2 Парламентская  республика 

«Парламентская  республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту»Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005 ,стр. 162.. 

В такой  республике правительство формируется  парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. 

«Парламентская  республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность» Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Матузова Н.И.,. Малько А.В., Саратов, 2005г., стр. 121. 

. 

Формальной  отличительной особенностью этого  вида республики является наличие должности  премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство  формируется только парламентским  путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями, на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность. 

«Парламентская  республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена в ФРГ, Италии (по Конституции 1947 г.), Австрии, Швейцарии, Исландии, Индии и др.». Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910., стр. 92. 
 

Кроме того, история знает еще один вид  республики - Советскую республику. 

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах). 

3.3 Смешанная  (полупрезидентская) республика 

Сочетает  в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание  это бывает различным. 

Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. 

Как показал  опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом с одной стороны и Премьер-министром и парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств. 

В целом  ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской  республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно  вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия. 

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается парламентом  и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства  перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный  режим, следовательно, дуалистический. 

Существуют  и такие формы правления, которые  сочетают в себе элементы президентской  и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.), абсолютной и  конституционной монархии (Кувейт), монархии и республики (например, в  Малайзии). 

В современных  условиях есть такие монархи, где  глава государства не пожизненный  и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации. 

В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия. 

Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет  семи эмиров - субъектов федерации  обладает всей полнотой власти - он принимает  законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх. 

Глава 4. Отличительные черты монархии и республики 
 

Монархия  как форма правления отличается следующими признаками: 

существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно; 

наследственным  порядком преемственности верховной  власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем; 

тем, что  монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.); 

отсутствием юридической ответственности монарха  как главы государства. 

Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко. 

История государственности была по существу историей монархий, и в ходе ее эта форма правления существенно видоизменялась. Вот почему первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют. 

«В историческом разрезе монархии подразделяются на: 

- восточно - деспотические, основанные на  азиатском способе производства; 

Информация о работе Монархия и республика