Монархия и республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….............3

Глава 1. Монархическая форма правления…………………….………………..8

1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия……………………………......11

1.2. Ограниченная (конституционная) монархия………………………..…...12

1.3. Дуалистическая монархия…………………………….………………......13

1.4. Парламентарная монархия……………………………………….…….....14

Глава 2. Республиканская форма правления…………………………………...16

2.1. Президентская республика……………………………………………......21

2.2. Парламентарная республика……………………………………...............23

2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика……………………….......25

Глава 3. Отличительные черты монархии и республики………27 Заключение……………………………………………………………………....30
Список использованных источников и литературы…………………………..32

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Введение………………………………………………………………….............3 

Глава 1. Монархическая форма правления…………………….………………..8 

1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия……………………………......11 

1.2. Ограниченная (конституционная) монархия………………………..…...12 

1.3. Дуалистическая  монархия…………………………….………………......13 

1.4. Парламентарная  монархия……………………………………….…….....14 

Глава 2. Республиканская форма правления…………………………………...16 

2.1. Президентская  республика……………………………………………......21 

2.2. Парламентарная  республика……………………………………...............23 

2.3. Смешанная  (полупрезидентская) республика……………………….......25 

Глава 3. Отличительные черты монархии и республики………27 Заключение……………………………………………………………………....30

Список  использованных источников и литературы…………………………..32 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Тема  данной работы звучит «Монархия и республика - основные формы государственного устройства». Цель работы в том, чтобы изучить основные понятия, термины, разновидности форм правления и т.д.; познакомиться с основной научной литературой по данной теме; сделать выводы. 

В теории государства и права, равно как  и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы  государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. 

Подход  к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. 

Кант  рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи  государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса. 

Работы  многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государств, особенно его «классовую»  сторону. 

История многих стран учит, что во времена  жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, относится, главным образом, к его форме. Проявление понятия «форма» применительно к государству многообразны: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. 

Сейчас  можно сказать, что форма правления - это организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением. 

Существует  две формы правления: монархия и  республика. 

Монархии  различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют: 

1. абсолютные  монархии; 

2. ограниченные  или конституционные монархии: 

· дуалистические; 

· парламентарные. 

А также  республики, в зависимости от распределения  полномочий между парламентом и  правительством, делятся на: 

· парламентские; 

· президентские. 

В зависимости  от степени полномочий Президента выделяют: 

1. классическую  президентскую республику (США). 

2. смешанную  (полу президентскую) республику форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. 

3. супер президентскую республику - складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура. 

Глава 2. Монархическая форма правления

Монархическая форма правления - «персональное  единовластие»- весьма древняя форма  правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную  власть в которых захватывали  военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных, классовых движений. 

«Впоследствии монархические формы правления  были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д» Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005., стр. 165. 

. 

Монархии  как форме правления присущи  четкие юридические признаки. 

Монарх  персонифицирует государство, выступает  во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, “отец” нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Неслучайно один из монархов-королей Франции заявлял: “Государство - это я”. Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел. 

Монарх  осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут  многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные  органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). 

Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он - высшая власть в государстве. 

Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она  распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией. 

Таким образом, власть монарха не знает  ограничений и может распространяться на различные сферы государственной  деятельности: законодательную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти. 

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): она - эта власть, как правило, передается по наследству. «В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз навсегда установленном порядке» Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005., стр.166. 

. 

Монарх  имеет бессрочную и пожизненную  власть. Это отнюдь не означает, что  только естественная смерть монарха  может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама жизнь монархов укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами. 

Монарх  считается свободным от ответственности. Но “безответственный” монарх - это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший все на самотек. Таких в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности. 

Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления - это как бы идеал, типичная форма монархии. 

В конкретной исторической действительности, конечно  же, были различные исключения и  отступления от перечисленных юридических  признаков. 

Различные сочетания этих признаков дают и  различные виды монархий: 

1. абсолютные  монархии 

2. ограниченные  или конституционные монархии: 

· дуалистические; 

· парламентарные. 

Иногда  в литературе предлагается другая классификация  монархий: 

1. абсолютные, 

2. теократические, 

3. дуалистические, 

4. конституционные. 

В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером. 

В дуалистической монархии власть монарха ограничена парламентом. 

В конституционной  монархии монарх выступает в роли главы государства, выполняет представительские функции, но непосредственно в управлении государством участия не принимает. 

2.1 Абсолютная (неограниченная) монархия 

Для абсолютистской монархии - характерно полное бесправие  народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. «Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха» Учебник для ВУЗов / Под редакцией Марченко М.Н., 2007 г., стр.208.. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это самостоятельно без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля народа за управлением государством. 

Абсолютистские формы монархии, как правило, сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх. 

Власть  в центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года. 

Так, в  рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления  приходится в основном на средневековье. «С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса - буржуазии» См. Там же.. 

2.2 Ограниченная (конституционная) монархия 

Конституционная монархия представляет собой такую  форму правления, при которой  власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это  ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить Конституцию. 

Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха как в области законодательной, так и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально  назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. «Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит»Алексеев С.С. "Государство и право" Москва,2006 г., стр. 245.. 

Информация о работе Монархия и республика