Монархия и республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….............3

Глава 1. Монархическая форма правления…………………….………………..8

1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия……………………………......11

1.2. Ограниченная (конституционная) монархия………………………..…...12

1.3. Дуалистическая монархия…………………………….………………......13

1.4. Парламентарная монархия……………………………………….…….....14

Глава 2. Республиканская форма правления…………………………………...16

2.1. Президентская республика……………………………………………......21

2.2. Парламентарная республика……………………………………...............23

2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика……………………….......25

Глава 3. Отличительные черты монархии и республики………27 Заключение……………………………………………………………………....30
Список использованных источников и литературы…………………………..32

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Монархию  как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки. Можно указать на следующее. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх - как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога. 

«Как  форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.)». Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Матузова Н.И.,.Малько А.В., Саратов, 2005г., стр. 123. 
 

2.3 Дуалистическая  монархия. 

Ограниченная  монархия имеет разные формы. При  дуалистической монархии государственная  власть носит двойственный характер. «В поздний период средневековой Европы наличие монархии уже сопровождалось появлением парламентов - представительных учреждений “третьего сословия». 

Юридически  и фактически власть разделена между  правительством, формируемым монархом, и парламентом. 

Возникала своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. «Он назначал правительством, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте»Алексеев С.С. "Общая теория права" Москва, 2001г ., стр. 248.. 

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко. 

В некоторых  государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан - феномен, религиозный лидер является главой государства - «Государство в государстве»).

2.4 Парламентарная  монархия

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой  республике правительство формируется  парламентским путем из числа  депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. «В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом» Теория государства и права./Под ред. Венгерова А.Б.,2006 г., стр. 184.. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. «Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства» См. Там же.. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . «Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента» Алексеев С.С. "Государство и право" Москва, 2006 г., 153..

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. «Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности» См. Там же..

К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.

Глава 3. Республиканская форма правления

Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических  признаков.

Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти - разного рода собрания, советы и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными, полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. «Решения, принимаемые высшими органами власти - законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке» Учебник для ВУЗов./ Под редакцией Марченко М.Н., 2007 г., стр.229.. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

«Это  означает, что различным органам  государства поручается выполнять  разные функции по управлению государством. Парламенту (Народному собранию, Национальной ассамблее, Думе, Верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение» См. Там же.. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. 

Надо  обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной  власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения “власти подчинения”  в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны, в сущности, осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть, и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение закона. 

Разумеется, гармоничная работа всех ветвей власти не всегда удается. «При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти» Петражицкий Л.И. «Теория государства и права в связи с теорией нравственности». Т.1, С.Пб. ,1907., стр.83.. Этот процесс в отечественной истории метафорически называют “перетягиванием одеяла”, но он в целом может стать весьма грозным политико-правовым событием. При таком способе борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточенные формы, персонифицируется. Под угрозой оказываются сами республиканские формы правления. Определенные политические силы начинают противопоставлять республиканским формам правления монархические, в том числе откровенно диктаторские альтернативы. По мнению лидеров определенных политических сил, в этих условиях могут быть ликвидированы и разделение властей, и иные республиканские способы организации и функционирования власти. Эти лидеры предполагают объединить власть в руках монарха или иного единоличного правителя или в руках нескольких лиц, например, военной хунты. 

«Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства, как правило, президента» Алексеев С.С. "Общая  теория права" Москва,2001г., 268. 

. Ее  не всегда можно отнести к  исполнительной или законодательной  власти. Это подчас самостоятельная  власть, вытекающая из статуса  главы государства как гаранта  Конституции. Эта власть обеспечивается  не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. 

Кроме проблемы разделения властей современный  этап развития государственности характеризуется  еще и принципиально новыми чертами  и особенностями, свойственными  уже ХХ в. Так, огромный размах получила информатизации человечества в планетарном  масштабе. Средства массовой информации - телевидение, радио, печать, электронная почта и т.п. - приобрели исключительное значение не только в информировании своих зрителей, читателей, слушателей, но и в навязывании им тех или иных оценок, идеалов, представлений, короче, в манипулировании общественным мнением. 

Эту социально  огромную роль средств массовой информации выделил и теоретический политико-правовой анализ. Он же позволил понять и ту ожесточенность, с какой идет борьба между различными политическими силами за обладание властью над средствами массовой информации при становлении республиканских форм правления. Кто владеет информацией - тот владеет и властью, именно так можно сформулировать ситуацию, возникшую в этой сфере. 

«Опять  же, теоретический анализ и исторический опыт многих республик показывают, что это вполне возможная и уже реализованная на практике правовая форма функционирования средств массовой информации в их соотношении с другими ветвями единой государственной власти»Алексеев С.С. "Общая теория права" Москва, 2001г., стр.285. 

. 

Словом, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные  на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление  властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов. 

«Большие  отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов  власти. По существу республика - это  такая форма правления, при которой  все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением» Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». М., 2005., стр. 159.. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но непреложным остается тот факт, что народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти. 

В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для  судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи. 

Информация о работе Монархия и республика