Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:44, реферат
Целью работы является выявление места государственного страхового надзора в системе государственно-правовых институтов и его роли. страховой надзор государственный правовой
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР
1.1 История государственного страхового надзора в России
1.2 Причины и принципы осуществления государственного страхового надзора
1.3 Роль и значение государственного страхового надзора
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
9) осуществляет
иные функции в установленной
сфере деятельности, если такие
функции предусмотрены
Таким образом, в деятельности страхового надзора можно выделить три основных направления[41].
Во-первых, Росстрахнадзор принимает решения о выдаче субъектам страхового дела или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий. Это так называемый предварительный контроль – контроль допуска на рынок. Суть его заключается в том, чтобы проверить, насколько организация, которая решила заняться страховой деятельностью, соответствует требованиям, установленным Законом РФ «Об организации страхового дела».
Во-вторых, в обязанности Росстрахнадзора входит текущий надзор за деятельностью субъектов страхового дела – страховщиками, брокерами, агентами, а в перспективе и актуариями. Текущий надзор включает в себя контроль за тем, как субъекты страхового дела соблюдают страховое законодательство. Такой контроль, в частности, подразумевает проверки деятельности на местах. Эти проверки, по сути, аналогичны выездным налоговым проверкам, в ходе которых могут быть изъяты необходимые документы для установления их достоверности.
Третье направление деятельности Росстрахнадзора – оценке качества финансовых услуг, то есть финансовый контроль платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков на основании представляемой отчетности. Этот контроль заключается в том, чтобы на ранней стадии выявить возможные финансовые затруднения у страховой компании и потребовать от нее принятия мер, которые препятствовали бы ее банкротству.
Федеральная служба страхового надзора с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) организовывать
проведение необходимых
2) запрашивать
и получать сведения, необходимые
для принятия решений по
3) давать
юридическим и физическим
4) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
5) привлекать
в установленном порядке для
проработки вопросов, отнесенных
к установленной сфере
6) применять
предусмотренные
7) создавать
совещательные и экспертные
Во всех странах государственные органы, на которые возложен страховой надзор, в том числе и ФССН РФ, изначально создавались с одной главной целью – защитить интересы физических лиц, ставших клиентами страховых компаний. Данная категория страхователей далеко не всегда в состоянии уяснить финансовую ситуацию в выбранной ими компании и оценить качество предлагаемых услуг, поскольку для этого необходимо не только обладать надлежащими знаниями, но и получить доступ к исходной статистике и финансовым документам организации. Корпоративные же клиенты, в отличие от физических лиц, чтобы выбрать среди страховщиков наиболее надежные компании, обычно обращаются к профессионалам, в частности к рейтинговым агентствам.
Поэтому в ФССН
ведется активная работа по работе
с обращениями граждан. За 1 полугодие
2007 год в Службу и Инспекции
поступило 5167 жалоб. Из них жалоб
на действия (бездействия) страховых
организаций по вопросам нарушений
при осуществлении
Таким образом,
наиболее острыми и социально
значимыми остаются проблемы, связанные
с вопросами соблюдения страховыми
организациями
Главными причинами
поступления жалоб по обязательному
страхованию являются несоблюдение
страховщиками сроков рассмотрения
обращений и осуществления
Федеральная служба страхового надзора принимает активное участие в деятельности многих международных организаций, в частности Комитета по страхованию Организации экономического сотрудничества и развития, Международной ассоциации страховых надзоров, Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества и Исполкома Содружества Независимых Государств.
Основной целью
сотрудничества ФССН с международными
организациями в сфере
Для достижения поставленной цели Росстрахнадзор решает следующие задачи:
1) разрабатывает
предложения по изменению
2) участвует
в переговорах по
3) развивает
деловое партнерство с
4) участвует в деятельности Международной ассоциации страховых надзоров;
5) разрабатывает
предложения по развитию
Место нахождения Федеральной службы страхового надзора – г. Москва. Также, ФССН имеет свои территориальные подразделения – семь Инспекций страхового надзора по федеральным округам.
Таким образом, Федеральная служба страхового надзора занимает значительное место в системе финансовых органов Российской Федерации, осуществляя функции по надзору в сфере страхового дела и страхования.
Заключение
Страхование является
самостоятельным звеном финансовой
системы Российской Федерации, и
представляет собой совокупность экономических
отношений по формированию страховых
денежных фондов, направляемых на возмещение
материального ущерба, причиненного
физическим и юридическим лицам
стихийными бедствиями, несчастными
случаями и различного рода другими
неблагоприятными событиями. Средства
таких фондов образуются в основном
за счет взносов физических и юридических
лиц, вступивших в отношения по страхованию.
Однако законодательство предусматривает
случаи страхования за счет средств
государственного бюджета (военнослужащих,
государственных служащих, работников
государственной налоговой
В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства[43].
Государственный
страховой надзор в России появился
в дореволюционный период и с
тех пор подвергался
В настоящее
время положение органа страхового
надзора в Российской Федерации
является устойчивым, несмотря на то, что
с 1991 года функции страхового надзора
выполняли шесть различных
Основными факторами, обуславливающими необходимость осуществления страхового надзора, являются:
во-первых, важная роль страхования, как института финансовой системы государства;
во-вторых, защита интересов страхователей.
Для выполнения задач и функций, поставленных перед органом страхового надзора, его осуществление должно производиться в соответствии с определенными в законе принципами: законности, гласности и организационного единства. Их несоблюдение может привести к утрате доверия, как к органу, осуществляющему страховой надзор, так и к институту страхования в целом.
Нормативно-правовое регулирование страхового надзора осуществляется различными нормативными актами. Ученые экономисты и юристы по-разному проводят классификацию указанных актов. Однако для удобства и установления строгой иерархии, наилучшим представляется деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства и др.).
Органом, осуществляющим
государственный страховой
Федеральная служба страхового надзора выполняет три основные группы функций:
1) контроль допуска на страховой рынок;
2) надзор за текущей деятельностью субъектов страхового дела;
3) контроль финансовой устойчивости страховщиков.
Для их реализации ФССН наделена широким кругом полномочий.
Таким образом,
государственный страховой
Изучив исторический опыт и переняв наиболее ценные механизмы государственного страхового надзора зарубежных стран, Россия выбрала для себя оптимальный механизм, который будет в дальнейшем совершенствоваться.
Список использованной
литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2007 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2007. 27 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410. Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №52 (часть I). Ст. 5496.
3. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №2. Ст. 56; Российская газета. 2007. 4 декабря.
4. Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст.920; СЗ РФ. 2007. №1 (часть 1). Ст.21.
5. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст.1720; Российская газета. 2007. 5 декабря.
6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1447; СЗ РФ. 2006. № 6. Ст.636.