Место и роль государственного страхового надзора в системе государственно-правовых институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:44, реферат

Краткое описание

Целью работы является выявление места государственного страхового надзора в системе государственно-правовых институтов и его роли. страховой надзор государственный правовой

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР
1.1 История государственного страхового надзора в России
1.2 Причины и принципы осуществления государственного страхового надзора
1.3 Роль и значение государственного страхового надзора
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

раб.вариант надзор..docx

— 55.13 Кб (Скачать)

Место и роль государственного страхового надзора  в системе государственно-правовых институтов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРАХОВОЙ НАДЗОР

1.1 История государственного  страхового надзора в России

1.2 Причины и  принципы осуществления государственного  страхового надзора

1.3 Роль и значение  государственного страхового надзора

1.4 Нормативно-правовое  регулирование государственного  страхового надзора

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Введение

Страхование как  система защиты имущественных интересов  граждан, организаций и государства  является необходимым элементом  социально-экономической системы  общества.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно  выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования  и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными  событиями.

Социальное страхование  в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных  формах собственности, как самостоятельная  форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное  социальное страхование и негосударственное  социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации  первый из названных видов социального  страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется[1].

Страхование предоставляет  гарантии восстановления нарушенных имущественных  интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно  не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении  страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 17 мая 2007 г.)[2] закреплено правовое понятие страхования – это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховой деятельностью  в Российской Федерации могут  заниматься как государственные, так  и негосударственные организации  и компании. Деятельность страховых  компаний носит предпринимательский  характер.

Государственное регулирование страхового рынка  осуществляется различными способами. Для этого применяются экономические, налоговые и иные методы. Однако осуществление страхового надзора  является одним из наиболее эффективных  методов.

Надзор в сфере  страхования может носить внутренний или внешний характер. Внутренний надзор осуществляется непосредственно  органами самой организации либо привлекаемыми за свой счет аудиторами. Внешний или государственный  страховой надзор включает регулирование  и контроль субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно  органами страхового надзора (на практике и регулирование, и контроль страхования  частично осуществляются и без его  участия - налоговыми органами, Центробанком и т.п.)[3].

Необходимость государственного страхового надзора  определяется важной ролью страхования  в экономической жизни общества, связанной с ликвидацией последствий  неблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также  потребностью защиты интересов страхователей[4].

В общей форме  этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика  и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика  для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к  конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой  идее воплощается в претензиях населения  к государственным институтам. Именно поэтому государство не может  находиться в стороне от страховой  деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора — величина резервов, гарантирующих  платежеспособность страховщика.

Страховой рынок  как часть финансово-кредитной  сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях  обеспечения его стабильного  функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного  воспроизводства. Повсеместно страховое  дело выделяется в специальную область  хозяйственного законодательства и  административного надзора; государственное  регулирование страхового рынка  осуществляется посредством специальной  налоговой политики, принятия по отдельным  видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения  возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования[5].

В работе будет  рассмотрена история и правовые основы осуществления страхового надзора  в Российской Федерации, принципы его  осуществления, пределы полномочий органа, этот надзор осуществляющего, Федеральной службы страхового надзора.

Целью работы является выявление места государственного страхового надзора в системе  государственно-правовых институтов и  его роли.

страховой надзор государственный правовой

 
1. Государственный  страховой надзор  
 

1.1 История государственного  страхового надзора  в России

Надо сказать, что орган страхового надзора  – это не какое-то изобретение  современных бюрократов. И в дореволюционной  России существовал страховой надзор. В 1894 г. было утверждено «Положение о  надзоре за деятельностью страховых  обществ и учреждений». Первоначально  надзор осуществлялся Страховым  комитетом, позднее, с 1904г. – Отделом  страхования и противопожарных  мер в Главном управлении по делам  местного хозяйства. В функции надзора  входило: наблюдение за исполнением  правил страхования, за сохранностью и  правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов страховых  компаний и изменений в них, полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизий  акционерных страховых обществ  и ликвидация того или иного общества и многое другое[6].

В Советский  период организация государственного страхования перестраивалась и  совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными  задачами, которые решала страна на каждом этапе развития.

В 1921 г. при Народном комиссариате финансов было создано  главное управление Госстраха, на которое  было возложено осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и в других республиках. На местах операции проводились страховыми подотделами  финансовых отделов. В 1922 г. система  государственного страхования перешла на принципы хозяйственного расчета, получила имущественную и оперативно-организационную самостоятельность. В связи с этим государство освобождалось от какой-либо дополнительной ответственности по операциям Госстраха.

В 1922 г. Главное  управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое получило большую  оперативную самостоятельность. Функции  Наркомфина в области государственного страхования ограничивались общим руководством. В губерниях были организованы конторы Госстраха, непосредственно подчиненные в административном и оперативном отношении главному правлению. Для работы с населением в городских и сельских местностях привлекались страховые агенты.

Отсутствие жесткой  государственной монополии сыграло  положительную роль в развитии страхования  в 20-х годах. Однако уже в 1923 г. в  стане развернулась дискуссия между  противниками и сторонниками установления государственной страховой монополии. Первым прямым законодательным признанием того, что в СССР действует государственная  страховая монополия, было принятие в законодательном порядке «Положения о Наркомфине СССР», где подчеркивалось, что Госстрах СССР и союзные республики осуществляют государственную страховую монополию на всей территории страны. В условиях проведения сталинской политики отхода от нэпа, укрепления общегосударственных структур, жесткой централизации финансовых ресурсов победу одержали сторонники установления твердой государственной монополии на страхование

В 1925 г. законодательно было закреплено, что «страхование во всех его видах является государственной  монополией Союза ССР». Проведение налоговой реформы 1930 – 1931 гг. повлекло за собой необходимость изменения  государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения  к нему со стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях – без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее – запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918 – 1920 гг., как уже упоминалось выше.

В отечественной  литературе данный период в истории  страхования характеризуется как  «период извращения» в страховой  работе на селе. Долгое время это  объяснялось штампами сталинской пропаганды, кознями кулацких элементов, деятельностью  классового врага, массовым вредительством, далекими от истины. Главными виновниками  запущенности страхового дела в начале 30-х годов были властные структуры, которые, игнорируя сопротивление  специалистов страхового дела, проводили  явно некомпетентную страховую политику. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей к страхованию. Были восстановлены система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах формировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты. Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов государственного страхования была вновь восстановлена.

Большое внимание уделялось укреплению организационных  основ государственного страхования  в послевоенный период. В 1948 г. было утверждено Положение о главном  управлении государственного страхования  СССР и его органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее положение 1925 г.

Положением были установлены основные страховые  операции, определены методы руководства  и контроля за деятельностью Госстраха СССР со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы государственного страхования. В положении закреплялась монополия Госстраха СССР на проведение страховых операций в стране. Наряду с этим был предусмотрен состав средств Госстраха СССР, объем и порядок образования запасного фонда, направление прибыли. Расширялась самостоятельность страховых органов, особенно низовых звеньев – районных и городских инспекций.

Значительно изменены были организационные основы органов  государственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение  министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность  Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно  проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям  Министерства финансов СССР.

Информация о работе Место и роль государственного страхового надзора в системе государственно-правовых институтов