Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:44, реферат
Целью работы является выявление места государственного страхового надзора в системе государственно-правовых институтов и его роли. страховой надзор государственный правовой
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР
1.1 История государственного страхового надзора в России
1.2 Причины и принципы осуществления государственного страхового надзора
1.3 Роль и значение государственного страхового надзора
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Место и роль
государственного страхового надзора
в системе государственно-
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР
1.1 История государственного страхового надзора в России
1.2 Причины и
принципы осуществления
1.3 Роль и значение
государственного страхового
1.4 Нормативно-правовое
регулирование
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Введение
Страхование как
система защиты имущественных интересов
граждан, организаций и государства
является необходимым элементом
социально-экономической
Страхование является
самостоятельным звеном финансовой
системы Российской Федерации. Оно
выступает в двух обособленных формах:
в форме социального
Социальное страхование
в современных условиях развития
рыночной экономики и функционирования
предприятий, основанных на различных
формах собственности, как самостоятельная
форма страхования
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 17 мая 2007 г.)[2] закреплено правовое понятие страхования – это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страховой деятельностью
в Российской Федерации могут
заниматься как государственные, так
и негосударственные
Государственное
регулирование страхового рынка
осуществляется различными способами.
Для этого применяются
Надзор в сфере страхования может носить внутренний или внешний характер. Внутренний надзор осуществляется непосредственно органами самой организации либо привлекаемыми за свой счет аудиторами. Внешний или государственный страховой надзор включает регулирование и контроль субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно органами страхового надзора (на практике и регулирование, и контроль страхования частично осуществляются и без его участия - налоговыми органами, Центробанком и т.п.)[3].
Необходимость
государственного страхового надзора
определяется важной ролью страхования
в экономической жизни
В общей форме
этот надзор выражается в изучении
финансового положения
Страховой рынок
как часть финансово-кредитной
сферы является объектом государственного
регулирования и контроля в целях
обеспечения его стабильного
функционирования с учетом значимости
страхования в процессе общественного
воспроизводства. Повсеместно страховое
дело выделяется в специальную область
хозяйственного законодательства и
административного надзора; государственное
регулирование страхового рынка
осуществляется посредством специальной
налоговой политики, принятия по отдельным
видам предпринимательской
В работе будет рассмотрена история и правовые основы осуществления страхового надзора в Российской Федерации, принципы его осуществления, пределы полномочий органа, этот надзор осуществляющего, Федеральной службы страхового надзора.
Целью работы является
выявление места
страховой надзор государственный правовой
1. Государственный
страховой надзор
1.1 История государственного страхового надзора в России
Надо сказать,
что орган страхового надзора
– это не какое-то изобретение
современных бюрократов. И в дореволюционной
России существовал страховой надзор.
В 1894 г. было утверждено «Положение о
надзоре за деятельностью страховых
обществ и учреждений». Первоначально
надзор осуществлялся Страховым
комитетом, позднее, с 1904г. – Отделом
страхования и противопожарных
мер в Главном управлении по делам
местного хозяйства. В функции надзора
входило: наблюдение за исполнением
правил страхования, за сохранностью и
правильностью помещения
В Советский период организация государственного страхования перестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития.
В 1921 г. при Народном
комиссариате финансов было создано
главное управление Госстраха, на которое
было возложено осуществление
В 1922 г. Главное
управление Госстраха было реорганизовано
в Главное правление
Отсутствие жесткой
государственной монополии
В 1925 г. законодательно
было закреплено, что «страхование
во всех его видах является государственной
монополией Союза ССР». Проведение
налоговой реформы 1930 – 1931 гг. повлекло
за собой необходимость изменения
государственной страховой
В отечественной
литературе данный период в истории
страхования характеризуется
Большое внимание уделялось укреплению организационных основ государственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было утверждено Положение о главном управлении государственного страхования СССР и его органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее положение 1925 г.
Положением были установлены основные страховые операции, определены методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха СССР со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы государственного страхования. В положении закреплялась монополия Госстраха СССР на проведение страховых операций в стране. Наряду с этим был предусмотрен состав средств Госстраха СССР, объем и порядок образования запасного фонда, направление прибыли. Расширялась самостоятельность страховых органов, особенно низовых звеньев – районных и городских инспекций.
Значительно изменены были организационные основы органов государственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР.