Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:44, реферат
Целью работы является выявление места государственного страхового надзора в системе государственно-правовых институтов и его роли. страховой надзор государственный правовой
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР
1.1 История государственного страхового надзора в России
1.2 Причины и принципы осуществления государственного страхового надзора
1.3 Роль и значение государственного страхового надзора
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В положениях 1958
г. не упоминалось о наличии в
стране государственной страховой
монополии. Таким образом, с 25 октября
1958 г. де факто государственная
К числу организационных
недостатков этого времени
Демонополизация
страхового дела началась в нашей
стране только в 1988 г., с принятием
Закона «О кооперации в СССР», в соответствии
с которым кооперативам разрешалось
проводить взаимное страхование. Однако
узкое взаимное кооперативное страхование
быстро стало перерастать в
Четвертый разгром страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.
Содержание взаимоотношений
государства и страховых
В 1991 г., когда страна переходила от чисто государственного страхования к рыночным отношениям в этой области, надзорный орган существовал в качестве подразделения Минфина РСФСР. Затем, в июле 1992 г. был создан самостоятельный орган – Государственный страховой надзор РФ (Госстрахнадзор)[8], который в сентябре 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[9].
В конце 1992 г. вступил в силу Закон «О страховании»[10], в соответствии с которым Федеральная инспекция была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью[11], а по существу была просто переименована. Правительство РФ в апреле 1993 г. утвердило «Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»[12].
В августе 1996 г. Федеральная служба была ликвидирована, а ее функции переданы Минфину РФ[13], в составе которого был создан Департамент страхового надзора. Целесообразно это или нет с точки зрения сокращения численности аппарата – сложно сказать, однако, многие квалифицированные работники Федеральной службы ушли. Очень жаль, так как созданный ими орган страхового надзора, по мнению многих из тех, кто так или иначе занимается страхованием, был одним из наиболее полезных органов государственной власти.
На Департамент
страхового надзора Минфина России
(как правопреемника) были возложены
функции по анализу документов, которые
страховщики представляют в Минфин
РФ для получения лицензий и дачи
по ним (документам) заключения, регистрации
страховых компаний, а также функции
по ведению единого реестра
В настоящее
время государственный
1.2
Причины и принципы
осуществления
В российском страховом законодательстве два направления, содержащие элементы публичности, лицензирование и надзор уже получили практическое осуществление. Переход к рыночным способам ведения страхования вовсе не означает отказ со стороны государства от контроля за коммерческим страхованием. Наиболее важными причинами, по мнению М.Б. Смирновой, требующими установления публичного контроля за страхованием, являются следующие[16]:
1) влияние страхования на процесс воспроизводства в рамках экономики всей страны;
2) возможность
и необходимость использования
временно свободных финансовых
средств, аккумулированных в
3) осуществление
протекционистской политики по
отношению к отечественным
4) защита имущественных
прав страхователей путем
Т.А. Федорова выделяет два обстоятельства участия государства в наблюдении за функционированием страхования[17]. Во-первых, страхование выполняет важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, зачастую не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.
В нашей стране страховой надзор, по мнению Ю.Б. Фогельсона, выполняет три основные группы функций[18]:
1) лицензионные,
включающие лицензирование
2) нормотворческие, включающие издание подзаконных нормативных актов по страхованию, регистрирующих деятельность страховщиков и страховых аудиторов;
3) контрольные, включающие непосредственный контроль за финансовой устойчивостью страховщиков и деятельностью страховых компаний по исполнению ими требований нормативных актов и своих обязательств по договорам.
Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору, по мнению В.В. Шахова[19], должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.
1. Регистрация
тех, кто осуществляет
Органом государственного
страхового надзора акт регистрации
оформляется выдачей
2. Обеспечение
гласности. Каждый, кто профессионально
занимается страховой
Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.
3. Поддержание
правопорядка в отрасли. Орган
государственного страхового
Пункт 2 статьи 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2007г.)[20] закрепляет, что страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
Принцип законности понимается, прежде всего, как требование государства неукоснительно исполнять устанавливаемые им законы и иные нормативные правовые акты. Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации[21], органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Термин «закон», однако, применен в широком смысле слова – как вся совокупность нормативно-правовых актов. Иначе это положение вступало бы в противоречие с нормами Конституции, наделяющими Президента РФ и Правительство РФ правом издавать правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории России[22].
Законность как
всеобщее требование неукоснительного
соблюдения и исполнения действующего
права последовательно
Принцип гласности заключается в том, что деятельность органа страхового осуществляется гласно, т.е. является общедоступной и подконтрольной для общественности. Принцип гласности проявляется в опубликовании реестров страховых компаний, решений органа страхового надзора, статистических данных по страхованию и пр.
Широкое распространение
сети Интернет в повседневной жизни
способствует доступности информации
о деятельности Федеральной службы
страхового надзора для граждан
и юридических лиц. На сайте ФССН
публикуются сообщения для
Принцип организационного
единства означает, что центральный
аппарат и территориальные
Таким образом,
появление органа государственного
страхового надзора обусловлено
определенными причинами и
Государственный
страховой надзор в России выполняет
лицензионные, нормотворческие и
контрольные функции, и поэтому,
должен осуществляться строго в соответствии
с установленными принципами его
деятельности.
1.3 Роль и значение государственного страхового надзора
В современных
условиях все большее значение приобретают
методы косвенного стимулирования государством
развития страхования. Их суть состоит
в различных способах государственного
регулирования страховой
· Создание стабильной законодательной базы, определяющей единые «правила игры» для всех субъектов рынка страховой деятельности.
· Формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг.
· Формирование системы государственного надзора за деятельностью страховщиков.
· Формирование системы гарантий выполнения страховщиками своих обязательств перед потребителями страховых услуг.
· Организация и защита конкуренции на страховом рынке.