Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:44, реферат
Целью работы является выявление места государственного страхового надзора в системе государственно-правовых институтов и его роли. страховой надзор государственный правовой
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР
1.1 История государственного страхового надзора в России
1.2 Причины и принципы осуществления государственного страхового надзора
1.3 Роль и значение государственного страхового надзора
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
· Создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки квалифицированных кадров в области страхования.
· Регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке.
· Проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг.
· Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности страховщиков.
В применении этих
способов значительную роль играет именно
государственный страховой
Без системы органов государственного страхового надзора применение конкретных мер, обобщение практики и разработка предложений по совершенствованию страхового рынка становится практически невозможным.
Положением о Федеральной службе страхового надзора на указанный орган были возложены обширные полномочия по регулированию страховой деятельности в Российской Федерации, и без этого органа, страховой рынок стал бы саморегулируемым, что привело бы к непредсказуемым последствиям.
Большое значение
органа страхового надзора проявляется
в процессе разработки предложений
по нормативно-правовому
Таким образом, страховой надзор является необходимым направлением деятельности государства, поскольку никакой другой сферой не охватывается регулирование страхового рынка, а защита интересов страхователей является обязанностью государства.
1.4
Нормативно-правовое
регулирование
Конституция Российской Федерации[25] в статье 39 устанавливает положение, согласно которому, в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Эта норма является основополагающей для всей системы страхового дела.
Сложность нормативно-правового
регулирования страхования
Ю.Б. Фогельсон в своем учебнике «Введение в страховое право»[26] подразделяет все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, на две части – нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникам страховых отношений (общие) и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность (специальные).
К общим, прежде всего, относятся – Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)[27] и Закон «Об организации страхового дела». В них содержатся универсальные правила регулирования страховых отношений, т.е. правила, общие для всех видов страхования. Именно в силу своей универсальности они тесно связаны с другими общими нормами, регулирующими возникновение, прекращение, изменение и исполнение обязательств, поскольку, страховые отношения с юридической точки зрения представляют собой комплекс обязательств.
К специальным относятся многие нормативные акты по конкретным видам страхования. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.
Следует сказать о том, что предмет регулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования общих. Кроме того, лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений, большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков, либо только страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных.
Т.А. Федорова также
правовую базу страховой деятельности
подразделяет на общее и специальное
страховое законодательство[28]
В юридической
литературе нормативно-правовые акты
принято подразделять на законы и
подзаконные нормативные акты[
Среди законов,
регулирующих деятельность органов
страхового надзора, необходимо выделить,
прежде всего, Закон РФ от 27 ноября 1992
г. «Об организации страхового дела
в Российской Федерации», который
устанавливает основы организации
страхового дела в РФ, закрепляет основные
правовые понятия. Глава 4 указанного закона
целиком посвящена
Отдельные нормы
содержатся также в Федеральном
законе от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном
страховании гражданской
Подзаконные нормативно-правовые акты в сфере страхования и страхового надзора подразделяются на:
1. Указы Президента
Российской Федерации.
2. Постановления
и распоряжения Правительства
Российской Федерации.
3. Нормативные
правовые акты Министерства
4. Иные нормативные
правовые акты. К ним относят
Постановления
В соответствии
с пунктом 7 Положения о Федеральной
службе страхового надзора, она не вправе
осуществлять в установленной сфере
деятельности нормативно-правовое регулирование,
кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента Российской Федерации
и постановлениями
Орган страхового надзора вправе издавать нормативные документы только по вопросам, относящимся к его компетенции, и нормы, содержащиеся в этих документах, могут регулировать только те вопросы, которые относятся к компетенции надзорного органа. Методические документы не содержат правовых норм и, соответственно, они не подлежат обязательному опубликованию и регистрации[40].
2. Правовой статус Федеральной
службы страхового надзора
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора». Непосредственным вышестоящим органом является Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральная служба страхового надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет следующие основные полномочия:
1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы; предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации; соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы и др.
2) принимает
решения о выдаче или отказе
в выдаче, аннулировании, ограничении,
приостановлении,
3) ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
4) получает,
обрабатывает и анализирует
5) выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
6) обращается
в случаях, предусмотренных
7) обобщает
практику страхового надзора,
разрабатывает и представляет
в установленном порядке
8)
организует прием граждан,