Исторический опыт развития страхования в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:20, отчет по практике

Краткое описание

Страхование, как и финансы, обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответствующих целевых фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений. В настоящее время тема страхования является весьма актуальной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты страхования……………………………………..4
1.1. Сущность и понятие страхования……………………………………….…4-5
1.2. Функции страхования………………………………………………………6-8
1.3. Формы и виды страхования и классификация…………………………..9-14
Глава 2. Историческое развитие страхования в СССР…………………………..15
2.1. Развитие страховой системы в СССР…………….……………………..16-23
2.2. Аналитика страхования в СССР…..…………………………………….23-28
Заключение……………………………………………………………………...29-31
Список использованной литературы……………………………………………...32
Словарь терминов………………………………

Файлы: 1 файл

страхование в ссср.doc

— 242.00 Кб (Скачать)
 
 

2.1. Развитие  страховой системы в СССР

   Октябрьская революция не затронула непосредственно  деятельности страховых учреждений, и они продолжали свое самостоятельное существование до весны 1918 г., когда был образован Совет по делам страхования, на который был возложен контроль за их деятельностью.

   Развал  народного хозяйства страны в  условиях гражданской войны и  интервенции (1918—1920 гг.), натурализация хозяйственных отношений сделали невозможным существование денежного страхования. Декретом от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было упразднено страхование жизни и отменено имущественное страхование, то есть уже в конце 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества и организации (акционерные и взаимные) были ликвидированы, а земские и взаимно-городские страховые организации были объявлены достоянием РСФСР. Страхование жизни по-прежнему должно было производиться через государственные сберегательные кассы (однако уже в 1919 г. все договоры по страхованию жизни, в том числе и через сберегательные кассы, были аннулированы). Исключение из страховой монополии было допущено только для кооперации. Все советские имущества и предприятия освобождались от страхования. Совет по делам страхования был реорганизован в страховой отдел при ВСНХ. Однако в эпоху военного коммунизма за отсутствием торгового оборота и за отмиранием денежного обращения страхование теряло свой смысл, становилось «ненужным». На смену старым страховым формам должна была возникнуть другая организация, соответствующая новым народнохозяйственным условиям.

   В декабре 1920 г. государственное монопольное страхование, установленное в 1918 г., было упразднено и заменено организованной государственной помощью пострадавшим от стихийных. В силу этого декрета государственная помощь в стихийных бедствиях (пожары, градобитие и проч.) должна была оказываться всем трудовым хозяйствам, если деятельность их отвечает интересам рабоче-крестьянского государства. Хозяйственная помощь могла оказываться: 1) натурой; 2) в форме безвозмездного производства государством для надобности пострадавших хозяйств строительных и других работ и т. П.; 3) в исключительных случаях в денежной форме. Эта помощь должна была оказываться из государственных, а также из местных средств. Но проведение на практике такой государственной помощи от стихийных бедствий оказалось неосуществимым для государства, разоренного империалистической и гражданской войнами. Фактически крестьянство ничего не получало за этот период, кроме разрозненных и довольно случайных пособий из центра и, в некоторых случаях, от местных советских учреждений.

   С введением новой экономической политики стали налаживаться в форме товарообмена экономические отношения между городом и деревней. Переход к новой экономической политике, вызвавшей оживление денежного и товарного обращения, привел к необходимости восстановления и страхования в его денежной форме.

   Возник  ряд комиссий, которые начали создавать  проекты возрождения страхования. В дальнейшем эти комиссии объединились, и в результате их работ появился декрет от 6 октября 1921 г. о государственном имущественном страховании.

   Декретом от 6 октября 1921 г. было введено государственное имущественное страхование частных хозяйств от нижеследующих стихийных бедствий: пожаров, падежа скота, градобития и аварий на путях водного и сухопутного транспортов. На первое время вводилось государственное добровольное страхование, а по мере укрепления технического аппарата страхования – и государственное обязательное страхование. Кооперативным организациям было представлено право организовать взаимное страхование собственных имуществ. Для заведывания государственным имущественным страхованием в составе НКФ было учреждено Главное управление Госстраха.

   Дальнейшее  законодательство только развило те основные начала, которые были заложены в декрете 6 октября 1921 г.

   Постановление СНК РСФСР от 15 мая 1922 г. ввело во всех действующих на территории РСФСР страховых учреждениях обязательное отчисление с прибылей на содержание местных пожарных организаций. В развитие этого постановления СНК была затем издана подробная инструкция НКВД и НКФ.

   6 июля 1922 г. было утверждено постановление СНК РСФСР о государственном страховании, представляющее собою дальнейшее развитие декрета 6 октября 1921 г. Согласно этому постановлению, государственное страхование строится на началах хозяйственного расчета. Главное Управление Государственного Страхования переименовывается в Главное Правление Государственного страхования (Госстрах). По мере развития своих операций Госстрах может включить в круг своей деятельности, с разрешения НКФ, кроме видов страхования, предусмотренных декретом 6 октября 1921 г., также добровольное страхование жизни и страхование от несчастных случаев, не обнимаемых обязательным социальным страхованием. Остальное содержание постановления СНК РСФСР от 6 июля 1922 г. предусматривает, по преимуществу, вопросы образования средств Госстраха и порядка распределения его прибылей.

   Постановлением  СНК РСФСР от 25 июля 1922 г. обязательное страхование в Госстрахе было распространено на имущества коммунальных хозяйств, находящихся в арендном пользовании или на иных, кроме аренды, основаниях у частных лиц и обществ; для содействия развитию страхового дела этим же постановлением был учрежден при НКФ Совет по делам страхования. Постановлением НКФ от 27 ноября 1922 г. было утверждено Положение о Совете по делам страхования, в котором были детально определены функции этого страхового органа.

   27 ноября 1922 г. было также утверждено  НКФ Положение о Главном Правлении Государственного Страхования (Госстрах), определившее подробно его цели, средства, управление, операции и прочие аспекты деятельности. Союзные Республики – Украинская, Белорусская и Закавказская – в свое время не только подтвердили в законодательном порядке основные декреты о страховании, изданные в РСФСР, но и издали ряд нормативных актов в развитие этих основных декретов.

   Развитие государственного имущественного страхования в восстановительный период позволило изъять часть денежных знаков, переполнявших каналы обращения, что содействовало стабилизации валюты и финансовому оздоровлению экономики в целом

   Таким образом, установление Советской власти в 1917 г. позволило большевикам претворить в жизнь идей национализации банков и страхового дела. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа: 1. установление государственного контроля над всеми видами страхования; 2. объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией. Законодательно это подкреплено появлением ряда актов общесоюзного значения, развивающих принципиальные начала, заключенные в декретах 1921 г. и 1922 г. Свое окончательное организационное и правовое оформление страхование в СССР получает только в 1925 г. – в Положении о Государственном Страховании Союза СССР.

   Сложившаяся система была законодательно закреплена в 1925 году «Положением о государственном страховании в СССР». В период построения основ социалистической экономики (1926-1932 гг.) основным видом стало обязательное государственное имущественное страхование. В дополнение к нему стало развиваться добровольное страхование домашнего имущества, жилищ, животных и т.д.

   Необходимо  отметить, что по всей огромной территории страны отныне были установлены одни и те же тарифы и правила. Такая позиция власти была обусловлена тем, что в Советском Союзе страхование выполняло, скорее социальные функции, нежели имело целью получение прибыли.

   Проводившаяся коллективизация сельского хозяйства (1929—1932 гг.) заметно повлияла на изменение его страховой защиты. Страхование имущества колхозов было возложено на Госстрах СССР. Условия страхования предусматривали более широкую ответственность и более высокое обеспечение по сравнению с условиями страхования индивидуальных хозяйств. Для колхозов устанавливались пониженные тарифы, тогда как единоличные хозяйства, страховались по удвоенным-утроенным тарифам.

   Становление личного страхования в 30-е годы происходило противоречиво. В 1929 г. было введено коллективное страхование, получившее быстрое распространение. Вначале страховая сумма выплачивалась только в случае смерти и при утрате трудоспособности. Договоры заключали коллективами при обязательном участии не менее 75%, позже к 1938 г. этот процент был снижен до 40%. Предусматривались единая страховая сумма и единый взнос. Необязательность врачебного освидетельствования, снижение квоты до 40% постепенно привели к выборочности страхования и его убыточности.

   Интересно отметить, что кооперативные организации  по-прежнему могли осуществлять взаимное страхование, то есть негосударственное. Но даже внутреннее, взаимное перестрахование проводилось согласно тарифам Госстраха. В период коллективизации постановление 1930 года «Об обязательном страховании кооперативных имуществ» были ликвидированы кооперативные организации. По сути, была ликвидирована система органов государственного страхования, все операции по внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию — сберегательным кассам. Эта реорганизация была неудачной, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены. С 1934 г. постепенно восстановилось добровольное страхование, которое временно было отменено в 1931 г.

   С 1934 г. с целью повышения экономического значения государственного страхования  было повышено страховое обеспечение, увеличено число объектов обязательного  страхования, восстанавливалось добровольное страхование имущества горожан.

   В 1936 году было разрешено добровольное личное страхование жизни на случай смерти и дожития до определенного  срока без ограничения страховой  суммы. Крайне важным моментом в развитии страхования было решение о том, что страховые услуги наиболее эффективно смогут донести до населения страховые агенты. Это уже был по-настоящему рыночный элемент, так как агенты, за каждый заключенный договор от Госстраха получали комиссию. Создание агентской сети и было одним из успешных шагов в дальнейшем развитии советского страхования. Сеть страховых агентов сыграла важную роль в развитии добровольного личного и имущественного страхования. Теперь успех дела зависел от того, насколько умело страховые работники подойдут к каждому страхователю, помогут человеку убедиться в выгодности и полезности страхового договора. В предвоенные годы вышли два постановления Советского Правительства, определившие основные принципы обязательного страхования.

   Постановлением  от 3 февраля 1938 г. «О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций» был расширен круг объектов государственного страхования. Постановлением вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, государственного имущества, сданного в аренду, разрешалось добровольное страхование имущества учреждений, находящихся на местном бюджете, а также имущества кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций, домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам.

   К 1940 г. коллективизация сельского хозяйства, создание крупных колхозов и совхозов обеспечили значительное повышение товарности сельскохозяйственного производства. Эти изменения в экономике были учтены в принятом Верховным Советом СССР в Законе «Об обязательном окладном страховании», принятом 4 апреля 1940 г.

   В 1941-1944 гг. средства государственного страхования  поступали главным образом на нужды фронта и тыла. Операции страхового дела сокращались неизбежно в первые годы войны из-за фашистской оккупации значительной территории страны.

   Имущественное страхование восстанавливалось  по мере освобождения районов.

   После II мировой войны образование Калининградской  области РСФСР, Закарпатской части УССР, изменение правового статуса Южного Сахалина сопровождалось организацией здесь государственного страхования.

   В 1946 г. были приняты меры на повышение  роли государственного страхования в восстановлении животноводства. В 1956 г. обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, было дополнено добровольным страхованием.

   В 1968-1969 гг. в сферу страховой защиты вошло практически все имущество колхозов, урожай полеводства, сельскохозяйственные животные, здания, транспорт, оборудование и т.д.. Реформа страхования имущества совхозов была проведена в 1979-1984 гг. В этот период все колхозы и совхозы были охвачены государственным обязательным страхованием.

   В 1983 г. обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, стало проводиться по новым оценочным нормам на строения личной собственности. За период с 1983 г. по 1987 г. стала применяться только добровольная форма. С 1986 г. с автолюбителями стал заключаться страховой договор «Авто-комби» В настоящее время операции государственного имущественного страхования осуществляет Российская государственная страховая компания (Росгосстрах).

Информация о работе Исторический опыт развития страхования в СССР