Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением – обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), – объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение государственного регулирования страховой деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Страховой рынок 5
1.1 Понятие страхового рынка и условия его существования 5
1.2 Структура страхового рынка и его виды 6
1.3 Современное состояние страхового рынка Российской Федерации 9
2 Государственное регулирование страховой деятельности 11
2.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 11
2.2 Регулирование деятельности страховых организаций 12
2.3 Государственный надзор за страховой деятельностью 16
2.4 Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке 20
2.5 Лицензирование страховой деятельности 22
Заключение 25
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

     Таким образом, система материального  надзора значительно шире нормативной  системы по охвату объектов регулирования. При этом она во многом опирается  на принцип, в соответствии с которым  ничто не может быть сделано страховщиком без получения разрешения в органе страхового надзора.

     2.3 Государственный надзор за страховой деятельностью

     Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

     Система государственного надзора за страховой  деятельностью должна предполагать:

     организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору  за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

     создание  нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

     определение специальных требований к страховым  организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

     установление  единых квалификационных требований к  руководителям и специалистам страховых  организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами  и т.п.

     Государственный надзор за страховой деятельностью  на территории Российской Федерации  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим  на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании, ст. 30).

     Постановлением  Совета Министров – Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.

     Федеральная служба России по надзору за страховой  деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

     Указом  Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

     Основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

     выдача  страховщикам лицензий на осуществление  страховой деятельности;

     ведение единого Государственного реестра  страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых  брокеров;

     контроль  за обоснованностью страховых тарифов  и обеспечением платежеспособности страховщиков:

     установление  правил формирования и размещения страховых  резервов, показателей и форм учета  страховых операций и отчетности о страховой деятельности:

     разработка  нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к  компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

     обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном  порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

     Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

     получать  от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

     производить проверки соблюдения страховщиками  законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

     при выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства давать им предписания по их устранению, а  в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

     обращаться  в арбитражный суд с иском  о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

     Правительством  РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.

     Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, – во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Во  исполнение Постановления Совета Министров  – Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:

     обеспечивать  контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании;

     осуществлять  контроль за исполнением страховщиками  нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

     осуществлять  контроль за обоснованностью страховых  тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

     осуществлять  контроль за соблюдением установленных  Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;

     обобщать  практику работы страховщиков, страховых  посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;

     рассматривать заявления и жалобы физических и  юридических лиц по вопросам, связанным  с нарушением законодательства РФ о  страховании;

     представлять  в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.

     Территориальные органы страхового надзора имеют право:

     проводить у страховщиков проверку достоверности  представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;

     получать  от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

     при выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства РФ о страховании  принимать меры по их устранению;

     вносить в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  представления о приостановлении, ограничении действия либо отзыве лицензии.

     2.4 Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке

     Пресечение  монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке являются одним из средств государственного регулирования страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в дальнейшем – МАП), на которое Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом государственного коммитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

     Защита  добросовестной конкуренции на страховом  рынке и пресечение монополистической  деятельности должны протекать в  рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающего следующие формы:

     пресечение  злоупотреблением страховыми организациями  доминирующим положением;

     определение на конкурсной основе тех страховых  организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных  средств;

     запрещение  действий государственных органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;

     осуществление государственного контроля за концентрацией  капитала на рынке страховых услуг;

     контроль  за созданием объединений страховых  организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых  организаций:

     пресечение  установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

     Союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков для государственной регистрации  в органах страхового надзора  должны получить согласие антимонопольного органа в случае, если все участники объединения страховщиков зарегистрированы в одном административно-территориальном образовании. Это согласие на регистрацию объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном управлении антимонопольного органа России согласно порядку, устанавливаемому Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП России и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденному приказом Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее ГКАП РФ) от 29 апреля 1994 г. № 50 с учетом изменений, внесенных Приказом ГКАП РФ от 29 марта 1995 г. №42.

     Согласие  на регистрацию объединения страховщиков выдается на основании представленных их учредителями требуемых документов. В согласии на регистрацию объединения  может быть отказано, если представленные документы свидетельствуют о  ведении объединением страховой деятельности, о наличии соглашения или соглашений участников объединения, которое имеет или может иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции на этом рынке, ущемление интересов других страховщиков или страхователей, в том числе раздел рынка страховых услуг по территориальному принципу или по видам страхования, установление (поддержание) единых страховых тарифов по отдельным видам страхования, ограничение доступа на рынок страховых услуг или устранение с него других страховщиков.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности