Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением – обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), – объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение государственного регулирования страховой деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Страховой рынок 5
1.1 Понятие страхового рынка и условия его существования 5
1.2 Структура страхового рынка и его виды 6
1.3 Современное состояние страхового рынка Российской Федерации 9
2 Государственное регулирование страховой деятельности 11
2.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 11
2.2 Регулирование деятельности страховых организаций 12
2.3 Государственный надзор за страховой деятельностью 16
2.4 Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке 20
2.5 Лицензирование страховой деятельности 22
Заключение 25
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

     Предпосылками развития страхового дела в нашей  стране явились:

     укрепление  негосударственного сектора экономики;

     рост  объемов и разнообразия частной  собственности физических и юридических  лиц, как источника спроса на страховые  услуги. При этом, важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда.

     сокращение  некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий  должно восполняться  различными формами личного страхования [4].

     Наименее  развитым в России является рынок  страхования населения. Имеющиеся свободные средства люди предпочитают хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту, либо, в крайнем случае, хранить в банках. Хранение в банках имеет смысл, поскольку доход, полученный от такого размещения, по действующему законодательству, налогом у физического лица не облагается.

     Существенным  препятствием для повышения уровня и культуры страхования является нехватка страховых специалистов, особенно в области актуарных расчетов, риск менеджмента, страхового права, аудита в сфере страхования.

     В условиях переходного периода ситуация в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для страхового рынка остается сложной. Думается, одним из шагов в решении  настоящей проблемы была бы консолидация усилий страховщиков.

     Многие  модели и решения, разработанные  в развитых странах в области  страхования и его регулирования, нашли свое практическое применение и в российской действительности. Директивы ЕС по условиям лицензирования страховой деятельности, установившие классификацию видов страховой  деятельности по страховым рискам и  объектам страхования, дифференцированные требования к размеру уставного  капитала страховщиков, зависящие от вида предполагаемой страховой деятельности, а также:

       специальный план счетов бухгалтерского  учета для страховщиков, учитывающий  особенности страховой деятельности  в части, связанной с формированием  страховых резервов и определением  финансовых результатов; 

     требования  к соблюдению маржи платежеспособности страховщиков; правила размещения активов  страховщиков;

     положение о формировании технических резервов стали основой для разработки нормативных документов, применяемых  ныне в России.

 

     2 Государственное  регулирование страховой деятельности

     2.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления

     В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой  деятельности должна проявляться в  различных формах: принятие законодательных  актов, регулирующих страхование, установление  в интересах общества и отдельных  категорий его граждан обязательного  страхования,  проведение специальной  налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям  для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового  механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых  предприятий и организаций. Выполнение  регулирующей функции государства, как правило,  возлагается на специальный  орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах [4].

     Целями  государственного регулирования являются:

     обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;

     обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка  требований законодательства;

     повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в  обществе;

     обеспечение выполнения обязательств сторонами  договоров страхования;

     защита  внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;

     получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

     Методы  государственного регулирования состоят  в:

     принятии  законов и других нормативных  актов в области страхования;

     контроле  уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками  страхового рынка законов и других нормативных актов;

     регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими  обязательств перед потребителями  страховых услуг;

     контроле  за уплатой субъектами страхового рынка  налогов и сборов;

     наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.

     Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие  государства на участников страховых  обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

     прямое  участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных  интересов;

     законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка:

     государственный надзор за страховой деятельностью;

     защита  добросовестной конкуренции на страховом  рынке, предупреждение и пресечение монополизма [3].

     Повышение эффективности государственного регулирования  страховой деятельности, совершенствование  нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

     2.2 Регулирование деятельности страховых организаций

     Основное  значение придается регулированию  деятельности страховщиков на страховом  рынке. Его первоочередной задачей  является обеспечение выполнения страховщиками  своих обязательств по договорам  страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования, которая состоит в  следующем.

     Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю  весьма сложно составить правильное представление в связи с отсутствием  специальных знаний. В то же время  страховщик является профессионалом в данной области и может злоупотреблять своими познаниями. Одной из особенностей страховой услуги является весьма значительный разрыв во времени между сроками уплаты страховых взносов и выполнения обязательств страховщиками (так называемая инверсия производственного цикла). Поэтому страхователю бывает достаточно сложно оценить то, насколько страховщик окажется способен в будущем произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков.

     Договоры  страхования представляют собой  достаточно сложные с юридической  точки зрения документы, а потому страхователю без специального образования  непросто разобраться в их формулировках, понять – какие услуги предоставляет ему страховщик, насколько текст договора соответствует требованиям законодательства. В этой связи, интересно отметить, что в западноевропейских странах надзор за условиями договоров страхования по, так называемым, массовым видам страхования, заключаемым в основном с физическими лицами, значительно жестче, чем за условиями договоров с юридическими лицами (поскольку последние могут привлечь к заключению договоров специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области страхования). Практически полностью отсутствует в указанных странах контроль за условиями договоров перестрахования, поскольку здесь вступают во взаимоотношения профессионалы страхового дела [6].

     Регулирование деятельности страховых организаций  осуществляется, как правило, с помощью  специально создаваемых государственных  организаций страхового надзора. В  нашей стране функции органа в  настоящее время выполняет Департамент  страхового надзора Министерства финансов РФ. Его главной задачей является обеспечение соблюдения всеми участниками  страховых отношений требований законодательства Российской Федерации  о страховании в целях эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Свои полномочия орган страхового надзора реализует как непосредственно через федеральный департамент, так и через территориальные органы страхового надзора. Территориальными органами страхового надзора являются инспекции, осуществляющие свою деятельность на соответствующей территории РФ в пределах предоставленной компетенции. Инспекции подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей, и инспекции субъектов Российской Федерации.

     Помимо  органа страхового надзора государственный  контроль на страховом рынке в  пределах предоставленной им компетенции  осуществляют налоговая служба (уплата налогов), Центробанк (страхование в  иностранной валюте), орган по антимонопольной  политике. На последний, в частности, возложено предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке.

     Известны  три системы регулирования деятельности страховщиков:

     система публичности;

     нормативная система;

     система материального надзора.

     При использовании системы публичности  на страховщиков лишь возлагается обязанность  в установленные сроки представлять государственным органам отчеты о своей деятельности, а также  публиковать их в открытых изданиях. При этом имеется в виду, что  потребители услуг, изучив такую  отчетность, должны составить представление  о деятельности страховой организации  и определиться с целесообразностью  заключения с ней договора страхования.

     Такая система является наиболее либеральной, она и не обеспечивает потребителей страховых услуг должными гарантиями, поскольку неспециалисту вряд ли реально составить на основе опубликованных данных верное представление о состоянии  дел в страховой организации. К тому же при таком порядке  никак не защищены интересы тех лиц, которые заключили договоры страхования  еще до того, как у страховщика  были обнаружены какие-либо проблемы. Наконец, совершенно не осуществляется контроль государства за условиями заключаемых договоров страхования. Поэтому в чистом виде такая система сейчас практически не используется.

     Суть  нормативной системы состоит  в том, что, помимо требований, предусматриваемых  системой публичности, государство  устанавливает определенные требования (нормативы), которым должны соответствовать  как те организации, которые только приступают к страховой деятельности, так и уже функционирующие  на страховом рынке. Эти требования могут быть связаны с финансовой стороной деятельности страховщиков (размерами  их капиталов, соответствием принятым обязательствам и т.п.), организационно-правовыми  формами организаций-страховщиков, регулярностью предоставления ими  отчетности и т.д. При невыполнении этих требований на страховщиков накладывают  установленные санкции. Данный метод  уже в течение длительного  времени используется в Великобритании, а с созданием единого внутреннего  рынка стран-членов ЕС в сфере  страхования – и в других странах-членах ЕС.

     Наконец, система материального надзора  предполагает, что, помимо возложения на страховщиков обязанности публиковать  отчетность о своих операциях  и осуществления контроля за выполнением  страховщиками установленных требований, надзирающие органы следят за условиями  договоров страхования, с которыми страховые организации выходят  на рынок, за размерами тарифных ставок по ним, за порядком формирования резервов и т.д. Например, контроль за условиями  договоров страхования имеет  своей целью недопущение ущемления  интересов страхователей и других лиц, участвующих в таких договорах. Регулирование размеров тарифных ставок осуществляется для пресечения фактов осуществления страховщиками ценового демпинга, т.е. установления в целях  привлечения страхователей размеров тарифных ставок на таком низком уровне, который не позволит собрать страховые  взносы, достаточные для выполнения страховщиками своих обязательств при наступлении страховых случаев.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности