Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа
Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением – обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), – объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение государственного регулирования страховой деятельности.
Введение 3
1 Страховой рынок 5
1.1 Понятие страхового рынка и условия его существования 5
1.2 Структура страхового рынка и его виды 6
1.3 Современное состояние страхового рынка Российской Федерации 9
2 Государственное регулирование страховой деятельности 11
2.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 11
2.2 Регулирование деятельности страховых организаций 12
2.3 Государственный надзор за страховой деятельностью 16
2.4 Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке 20
2.5 Лицензирование страховой деятельности 22
Заключение 25
Список использованных источников
Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:
укрепление негосударственного сектора экономики;
рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги. При этом, важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда.
сокращение
некогда всеобъемлющих
Наименее развитым в России является рынок страхования населения. Имеющиеся свободные средства люди предпочитают хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту, либо, в крайнем случае, хранить в банках. Хранение в банках имеет смысл, поскольку доход, полученный от такого размещения, по действующему законодательству, налогом у физического лица не облагается.
Существенным препятствием для повышения уровня и культуры страхования является нехватка страховых специалистов, особенно в области актуарных расчетов, риск менеджмента, страхового права, аудита в сфере страхования.
В условиях переходного периода ситуация в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для страхового рынка остается сложной. Думается, одним из шагов в решении настоящей проблемы была бы консолидация усилий страховщиков.
Многие
модели и решения, разработанные
в развитых странах в области
страхования и его
специальный план счетов
требования к соблюдению маржи платежеспособности страховщиков; правила размещения активов страховщиков;
положение о формировании технических резервов стали основой для разработки нормативных документов, применяемых ныне в России.
2 Государственное
регулирование страховой
2.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления
В
условиях переходного периода
Целями государственного регулирования являются:
обеспечение
надежного и стабильного
обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;
повышение
с помощью страхования
обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;
защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;
получение
государством налогов и сборов от
осуществления страховой
Методы государственного регулирования состоят в:
принятии законов и других нормативных актов в области страхования;
контроле
уполномоченными
регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
наложении
санкций на участников страхового рынка,
не выполняющих установленные
Государственное
регулирование страховой
прямое
участие государства в
законодательное
обеспечение становления и
государственный надзор за страховой деятельностью;
защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма [3].
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
2.2 Регулирование деятельности страховых организаций
Основное
значение придается регулированию
деятельности страховщиков на страховом
рынке. Его первоочередной задачей
является обеспечение выполнения страховщиками
своих обязательств по договорам
страхования. Возложение такой задачи
на государство объясняется
Страхование
является довольно сложной услугой,
о которой потенциальному потребителю
весьма сложно составить правильное
представление в связи с
Договоры страхования представляют собой достаточно сложные с юридической точки зрения документы, а потому страхователю без специального образования непросто разобраться в их формулировках, понять – какие услуги предоставляет ему страховщик, насколько текст договора соответствует требованиям законодательства. В этой связи, интересно отметить, что в западноевропейских странах надзор за условиями договоров страхования по, так называемым, массовым видам страхования, заключаемым в основном с физическими лицами, значительно жестче, чем за условиями договоров с юридическими лицами (поскольку последние могут привлечь к заключению договоров специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области страхования). Практически полностью отсутствует в указанных странах контроль за условиями договоров перестрахования, поскольку здесь вступают во взаимоотношения профессионалы страхового дела [6].
Регулирование
деятельности страховых организаций
осуществляется, как правило, с помощью
специально создаваемых государственных
организаций страхового надзора. В
нашей стране функции органа в
настоящее время выполняет
Помимо органа страхового надзора государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговая служба (уплата налогов), Центробанк (страхование в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике. На последний, в частности, возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.
Известны
три системы регулирования
система публичности;
нормативная система;
система материального надзора.
При
использовании системы
Такая система является наиболее либеральной, она и не обеспечивает потребителей страховых услуг должными гарантиями, поскольку неспециалисту вряд ли реально составить на основе опубликованных данных верное представление о состоянии дел в страховой организации. К тому же при таком порядке никак не защищены интересы тех лиц, которые заключили договоры страхования еще до того, как у страховщика были обнаружены какие-либо проблемы. Наконец, совершенно не осуществляется контроль государства за условиями заключаемых договоров страхования. Поэтому в чистом виде такая система сейчас практически не используется.
Суть
нормативной системы состоит
в том, что, помимо требований, предусматриваемых
системой публичности, государство
устанавливает определенные требования
(нормативы), которым должны соответствовать
как те организации, которые только
приступают к страховой деятельности,
так и уже функционирующие
на страховом рынке. Эти требования
могут быть связаны с финансовой
стороной деятельности страховщиков (размерами
их капиталов, соответствием принятым
обязательствам и т.п.), организационно-правовыми
формами организаций-
Наконец,
система материального надзора
предполагает, что, помимо возложения
на страховщиков обязанности публиковать
отчетность о своих операциях
и осуществления контроля за выполнением
страховщиками установленных
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности