Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением – обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), – объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение государственного регулирования страховой деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Страховой рынок 5
1.1 Понятие страхового рынка и условия его существования 5
1.2 Структура страхового рынка и его виды 6
1.3 Современное состояние страхового рынка Российской Федерации 9
2 Государственное регулирование страховой деятельности 11
2.1 Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления 11
2.2 Регулирование деятельности страховых организаций 12
2.3 Государственный надзор за страховой деятельностью 16
2.4 Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке 20
2.5 Лицензирование страховой деятельности 22
Заключение 25
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

     2.5 Лицензирование страховой деятельности

     Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

     Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых  организаций и обществ взаимного  страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат [6].

     Лицензии  выдаются на осуществление добровольного  и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

     Не  требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых  рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.

     Лицензирование  страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.

     Лицензия  на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

     Лицензии  на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам (отдельно выделяется категория страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование) для осуществления страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком.

     Поскольку в соответствии со ст. 30 Закона о страховании надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами, то к компетенции этих органов относятся:

     Дача  предписаний, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии и отзыв лицензии на осуществление  страховой деятельности.

     Предписание это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.

     Предписания выдаются федеральными органами по надзору  за страховой деятельностью и  их территориальными органами при выявлении нарушений страховщиками требовании законодательства страховании.

     В том случае, если предписание не выполняется в установленный  срок, органы по надзору за страховой  деятельностью имеют право ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений, либо принять решение об отзыве лицензии.

     Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных  в деятельности страховщика, заключать  новые договоры страхования и  продлевать действующие по всем видам  страховой деятельности (или видам  страхования) или на определенной территории.

     Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных  в деятельности страховщика, заключать  новые договоры страхования и  продлевать действующие по всем видам  страховой деятельности (или видам  страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным  договорам страховщик выполняет  принятые обязательства до истечения  срока их действия.

     Отзыв лицензии означает запрет на осуществление  страховой деятельности, за исключением  выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств. 

 

     Заключение

     Экономическая сущность страхования состоит в  предоставлении страховой защиты. Страховую  защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные  опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной  стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами  жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей  в обеспечении названных интересов.

     Страховую защиту можно определить как осознанную потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов, как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц.

     Особенность деятельности страховых организаций  состоит в том, что они, помимо страховых операций, активно занимаются инвестиционной деятельностью, в полной мере неся инвестиционный риск. В связи  с этим роль государства состоит  в том, чтобы, с одной стороны, осуществлять регулированию инвестиционной деятельности страховщиков, а с другой – способствовать эффективному вложению страховыми организациями своих ресурсов. При этом основной проблемой государства является принятие мер по созданию благоприятного инвестиционного климата.

 

     Список  использованных источников

     1 Гомелль, В. Б. Основы страхового дела [Текст] / В. Б. Гомелль. – М: Финансы и статистика, 2008. – 198с.

     2 Казанцев, С. К. Основы страхования [Текст]: учебное пособие / С. К. Казанцев – Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2008. – 246с.

     3 Сплетухов, Ю. А. Страхование [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Сплетухов.  – М: Инфра-М , 2009. – 280с.

     4 Федорова, Т. А. Основы страховой деятельности [Текст]: учебник / Т. А. Федорова. – М.: изд-во БЕК, 2007. – 358с.

     5 Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 27.07.2010).

     6 Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2010).

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности