Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:27, реферат

Краткое описание

Становление новой системы хозяйствования в РФ вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.
Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие страхового рынка и условия его существования………………………..4
Государственное регулирование страховой деятельности: по¬нятие и направления…………………………………………………………………………..5
Прямое участие государства в становлении страховой систе¬мы защиты имущественных интересов………………………………………………………….6
Законодательное обеспечение становления и защиты на¬ционального страхового рынка………………………………………………………………………………….6
Государственный надзор за страховой деятельностью…………………………...7
Пресечение монополистической деятельности и недобросо¬вестной конкуренции на страховом рынке…………………………………………………11
Лицензирование страховой деятельности………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Копия реферат по страховому праву.docx

— 35.44 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие страхового рынка и условия его  существования………………………..4

Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления…………………………………………………………………………..5

Прямое  участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных интересов………………………………………………………….6

Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка………………………………………………………………………………….6

Государственный надзор за страховой деятельностью…………………………...7

Пресечение  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции на страховом рынке…………………………………………………11

Лицензирование  страховой деятельности………………………………………...13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список  используемой литературы………………………………………………...18 
 
 
 
 
 

Введение

     Становление новой системы хозяйствования в  РФ  вносит принципиальные изменения  в организацию страхового дела.

     Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением  материальных потерь в процессе общественного  производства. Рисковый характер общественного  производства, порождает отношения  между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

     Однако  предприятия и организации различных  форм собственности, выступающие в  качестве страхователей, испытывают потребность  не только в возмещении ущерба, выражающегося  в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев.

     В современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии, случайных событий технического и технологического характера, - объектом   страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений. Кроме того, изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связанно с интересами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

     Многовековой  опыт и история страхования убедительно  доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Нынешнее состояние страхования не соответствует в полной мере запросам хозяйствующих субъектов, и будущее его в таком виде бесперспективно.

     Для реализации возможностей страховой  отрасли нужна активная государственная  поддержка и, чем быстрее государство  осознает роль страхования как стратегического  сектора экономики, тем скорее в  России будет осуществлен переход  к социально-ориентировочному рыночному росту.

     Понятие страхового рынка  и условия его  существования

 

     Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос на нее.

     Объективной основой развития страхового рынка  является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности финансово-хозяйственной деятельности и оказание денежной помощи в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.

     Основаниями страхового рынка являются: свободная  рыночная экономика, многообразие форм собственности, свободное ценообразование  - расчет тарифных ставок, наличие конкуренции, свобода выбора, разработка и внедрение новых видов страховых услуг и т.д.

      Обязательные  условия существования страхового рынка:

     - наличие общественной потребности в страховых услугах - формирование спроса;

     - наличие страховщиков, способных удовлетворить эту потребность, - формирование предложения.

     В связи с этим выделяют рынок страховщика  и рынок страхователя. Функционирующий  страховой рынок представляет собой  сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные  звенья. Первичное звено страхового рынка - страховое общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, проявляются экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.

     Кроме того, на страховом рынке также  действуют и другие его субъекты: перестраховочные компании, посредники страховщика - страховые агенты и брокеры (маклеры), различные объединения страховщиков: страховые пулы, союзы и т.д.

     Специфическим товаром, предлагаемым на страховом  рынке, является страховая услуга, которая может быть представлена на основе договора или закона.

     Перечень  видов страхования, представленных на страховом рынке, определяет ассортимент страховых услуг, включая дополнительные, индивидуальные условия по договорам страхования. 

     Государственное регулирование страховой  деятельности: понятие и направления 

     Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие  государства на участников страховых  обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

     а) прямое участие государства в  становлении страховой системы  защиты имущественных интересов;

     б) законодательное обеспечение становления  и защиты национального страхового рынка:

     в) государственный надзор за страховой  деятельностью;

     г) защита добросовестной конкуренции  на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

     Повышение эффективности государственного регулирования  страховой деятельности, совершенствование  нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. 
 

     Прямое  участие государства  в становлении  страховой системы защиты имущественных интересов 

     Прямое  участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных  интересов обусловливается необходимостью: во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан. 

     Законодательное обеспечение становления  и защиты национального страхового рынка 

     Структура законодательства по страхованию в России многоступенчата  и определяется существующей правовой системой. Взаимоотношения субъектов  страхового рынка регламентируются главой 48 ГК РФ и ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Об обязательном страховании военнослужащих». Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств. 

     Государственный надзор за страховой  деятельностью 

     Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

     Система государственного надзора за страховой  деятельностью должна предполагать:

     1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

     2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

     3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

     4) установление единых квалификационных  требований к руководителям и  специалистам страховых организаций,  сюрвейерам, аварийными комиссарами  и т.п.

     Государственный надзор за страховой деятельностью  на территории РФ осуществляется федеральным  органом исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью, действующим  на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ.

     Для осуществления функций федерального органа исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью при  Министерстве финансов РФ образован  Департамент страхового надзора.

     Основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

     1)  выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

     2) ведение единого Государственного  реестра страховщиков и объединений  страховщиков, а также реестра  страховых брокеров;

     3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:

     4) установление правил формирования  и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых  операций и отчетности о страховой  деятельности:

     5) разработка нормативных и методических  документов по вопросам страховой  деятельности, отнесенным законодательством  к компетенции федерального органа  исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью;

     6) обобщение практики страховой  деятельности, разработка и представление  в установленном порядке предложений  по развитию и совершенствованию  законодательства РФ о страховании.

     Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

     1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

     2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

     3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

     4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

     Правительством  РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности