Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:27, реферат

Краткое описание

Становление новой системы хозяйствования в РФ вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.
Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие страхового рынка и условия его существования………………………..4
Государственное регулирование страховой деятельности: по¬нятие и направления…………………………………………………………………………..5
Прямое участие государства в становлении страховой систе¬мы защиты имущественных интересов………………………………………………………….6
Законодательное обеспечение становления и защиты на¬ционального страхового рынка………………………………………………………………………………….6
Государственный надзор за страховой деятельностью…………………………...7
Пресечение монополистической деятельности и недобросо¬вестной конкуренции на страховом рынке…………………………………………………11
Лицензирование страховой деятельности………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Копия реферат по страховому праву.docx

— 35.44 Кб (Скачать)

     Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

     Во  исполнение Постановления Совета Министров  — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)», возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:

     а) обеспечивать контроль за соблюдением  требований законодательства РФ о страховании;

     б) осуществлять контроль за исполнением  страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

     в) осуществлять контроль за обоснованностью  страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

     г) осуществлять контроль за соблюдением  установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;

     д) обобщать практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;

     е) рассматривать заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании;

     ж) представлять в установленном порядке  бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.

     Территориальные органы страхового надзора имеют право:

     а) проводить у страховщиков проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;

     б) получать от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

     в) при выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства РФ о страховании  принимать меры по их устранению;

     г) вносить в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления  о приостановлении, ограничении  действия либо отзыве лицензии. 

     Пресечение  монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке 

     Пресечение  монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке являются одним из средств государственного регулирования страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, на которое Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом государственного коммитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

     Защита  добросовестной конкуренции на страховом  рынке и пресечение монополистической  деятельности должны протекать в  рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающего следующие формы:

     1) пресечение злоупотреблением страховыми организациями доминирующим положением;

     2) определение на конкурсной основе  тех страховых организаций, которые  будут привлекаться к проведению  страховых программ с использованием  государственных средств;

     3) запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;

     4) осуществление государственного  контроля за концентрацией капитала  на рынке страховых услуг;

     5) контроль за созданием объединений  страховых организаций, а также  соглашениями и согласованными  действиями страховых организаций:

     6) пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

     Союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков для государственной регистрации  в органах страхового надзора  должны получить согласие антимонопольного органа в случае, если все участники объединения страховщиков зарегистрированы в одном административно-территориальном образовании. Это согласие на регистрацию объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном управлении антимонопольного органа России согласно порядку, устанавливаемому Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП России и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденному приказом Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

     Согласие  на регистрацию объединения страховщиков выдается на основании представленных их учредителями требуемых документов. В согласии на регистрацию объединения  может быть отказано, если представленные документы свидетельствуют о  ведении объединением страховой деятельности, о наличии соглашения или соглашений участников объединения, которое имеет или может иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции на этом рынке, ущемление интересов других страховщиков или страхователей, в том числе раздел рынка страховых услуг по территориальному принципу или по видам страхования, установление (поддержание) единых страховых тарифов по отдельным видам страхования, ограничение доступа на рынок страховых услуг или устранение с него других страховщиков. 

     Лицензирование  страховой деятельности 

     Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

     Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых  организаций и обществ взаимного  страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

     Лицензии  выдаются на осуществление добровольного  и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

     Не  требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых  рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.

     Лицензирование  страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.

     Лицензия  на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

     Лицензии  на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам для осуществления  страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком.

     Поскольку в соответствии со ст. 30 Закона о страховании надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами, то к компетенции этих органов относятся:

     Дача  предписаний, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии и отзыв лицензии на осуществление  страховой деятельности.

     Предписаниеэто письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.

     Предписания выдаются федеральными органами по надзору  за страховой деятельностью и  их территориальными органами при выявлении нарушений страховщиками требовании законодательства страховании.

     В том случае, если предписание не выполняется в установленный  срок, органы по надзору за страховой  деятельностью имеют право ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений либо принять решение  об отзыве лицензии.

     Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

     Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.

     Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Оценивая  ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования  крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании  неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет  в необходимом объеме указанную  потребность.

     Не  составляют особого секрета как  внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых  услуг, в преломлении несовершенства российской экономики.

     К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие  как:

     - низкая финансовая устойчивость  страховщиков;

     - низкий уровень профессионализма  и страховой культуры;

     - внутрисистемная разобщенность; 

     Внешними  проблемами, носящими общегосударственный  характер, можно назвать следующие: 

     - экономические;

     - юридические;

     - политические (общеполитическая нестабильность).

     В итоге, не было бы зазорным рекомендовать  использование опыта иностранных  профессионалов страхового бизнеса, адаптируя  его к отечественному рынку. Это  касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для  России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и  др.

     Что касается финансовой устойчивости страховых  компаний, то в с 1999 г. продолжается положительная тенденция, характеризующаяся увеличением страховых премий и резервных фондов.  Если такое положение сохранится в будущем, то страховым компаниям не грозит банкротство, и они смогут возместить все суммы ущерба, которые возможно предъявят к оплате страхователи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

      
  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ»
  3. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 304 с.
  4. Петров А.А. Страховое право: Учебное пособие. – СПб.: Знание, СПбВЭСЭП, 2000. – 139 с.
  5. Фольгенсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.: Юристъ, 1999. – 284 с.
  6. Шахов В.В. Страхование. Учебник для вузов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. – 311 с.
  7. Комментарий к гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный). Под редакцией проф. О.Н. Садикова, - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 800 с.
  8. Юргенс И. Внутрисистемное регулирование страхования в РФ. «Страховое дело», №10, 2000.
  9. Юргенс И. О проблеме регулирования страхования в РФ. «Страховое дело», №9, 2000.
  10. Юргенс И. Системный подход к определению понятия «национальная система страхования». «Страховое дело», №8, 2000.
  11. Бирючев О.И. Страхование: Пути развития. «Финансы», №12, 2000.
  12. Сплетухов Ю.А. Место и роль государства в организации страхования в современных условиях. «Финансы», №9, 2000.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности