Агрострахование в Латвии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:00, реферат

Краткое описание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Страхование – важная составляющая часть рыночной экономики Латвийской Республики, а страхование в сельскохозяйственном секторе не только эффективный и важный инструмент управления рисками, но один из самых сложных видов страхования с точки зрения его организации и проведения.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1 История развития страхования…..………………………4
Возникновение страхования………………………………………………….4
Страхование сельскохозяйственных рисков в рыночных условиях………8
ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В ЛАТВИИ….……………14
2.1 Источники регулирования страхования ………...…………………………14
2.2 Агрострахование в Латвии………………………………………………….18
ГЛАВА 3 Перспективы развития рынка агрострахования…23
3.1 Совершенствование агрострахования в Латвии…………………………...23
3.2 Предложения для страхования фермерам………………………………….28
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

агрострахование в латвии.docx

— 76.81 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

ГЛАВА 1 История развития страхования…..………………………4

    1. Возникновение страхования………………………………………………….4
    2. Страхование сельскохозяйственных рисков в рыночных условиях………8

ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В ЛАТВИИ….……………14

2.1 Источники регулирования страхования ………...…………………………14

2.2 Агрострахование в Латвии………………………………………………….18

ГЛАВА 3 Перспективы развития рынка агрострахования…23

3.1 Совершенствование агрострахования  в Латвии…………………………...23

3.2 Предложения для страхования  фермерам………………………………….28

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно  постепенно стало непременным спутником  общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия  связан со словом “страх”. Владельцы  имущества, вступая между собой  в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность  уничтожения или утраты в связи  со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами  и другими непредвиденными опасностями  экономической жизни.

Страхование – важная составляющая часть рыночной экономики Латвийской Республики, а страхование в сельскохозяйственном секторе не только эффективный и  важный инструмент управления рисками, но один из самых сложных видов  страхования с точки зрения его  организации и проведения.

За высокой степенью не до страхования сельскохозяйственных рисков скрываются огромные перспективы  развития этой отрасли. Но вывести данное направление из упадка сможет лишь совместная работа страховщиков, аграриев и государства.

Обычно под агрострахованием понимают только страхование урожая сельскохозяйственных культур с бюджетными субсидиями. Между тем агрострахование (сельскохозяйственное страхование) - это много большее.

Объектами сельскохозяйственного  страхования являются:

       · урожай  сельскохозяйственных культур и  многолетних насаждений;

       · многолетние  насаждения;

       · сельскохозяйственные  животные, принадлежащих гражданам и сельскохозяйственным     товаропроизводителям;

        ·  рыба, выращиваемая сельскохозяйственными  и промышленными товаропроизводителями;

        ·  имущество сельскохозяйственных  товаропроизводителей.

1 История  развития страхования

    1. Возникновение страхования

 

Элементы системы управления рисками, которые беспокоят производителей сельского хозяйства стали неотъемлемой частью практической структуры государственной  аграрной политики Латвии уже с 1998 года. Первоначально они были инструментами  для компенсации убытков, причиненные  рынкам кризисом в виде вмешательства  на рыночные механизмы и выплаты  компенсации. А позднее (в 2000 году), они  были объединены на субсидии на покупку  страховыми компаниями политики.

В статье 1 Закона о страховании  говориться понятии страхования. Страхованием являются действия, которые страховщики, защищая интересы застрахованного лица, осуществляют согласно заключенному договору страхования для выплаты страхового возмещения после наступления страхового случая.

В дополнение к договоренности уже упоминалось, с 2000 года Кабинет  Министров несколько раз выделял  бюджетные средства для компенсации  убытков, причиненных  неблагоприятными погодными условиями. Начиная с  того времени, когда Латвия вступила в ЕС по общей сельскохозяйственной космической политики, борьбы с возможными потерями, вызванные кризисом на рынке  и стал инструментом политики Содружества. Латвийское государство продолжает нести ответственность для других сфер возможного риска производства. Таким образом, в течение последних  нескольких лет – с 2004 года, государство  внедрило и институционально закрепила политику управления рисками по трем основным участиям государства в мерах для компенсации потерь, вызванных рисками для фермеров.

Они обеспечивают:

1. Частичное субсидирование  приобретенных страховых полисов  в качестве возможной помощи  государства, регулярно оказывает каждому желающему производителю продукции;

2. Гарантированные государством  компенсации в данном случае  эпизоотии животных от государственных  средств, предназначенных для  непредвиденных событий; 

3. Компенсация потерь, вызванных  неблагоприятными погодными условиями,  природными стихийных бедствий  и болезней животных и тому  подобное, в соответствии с определенной  политической резолюций. 

Софинансирование приобретения страховых полисов ежегодно (кроме 2004 г.) включены в субсидии на сельское хозяйство. В свою очередь, финансовыми ресурсами для прямого возмещения потерь, не подлежащих предварительному планированию. Когда происходят потери, Министерство сельского хозяйства рассматривает применения фермерами и принимает решение о выделении средств из бюджетных средств и / или запрашивает дополнительное финансирование из государственного бюджета.

В 2005 году государство из своих средств заплатил компенсацию в размере 630 тыс. латов (EUR 1,1 млн.) за ущерб, причиненный посевам многолетних насаждений и на морозе. В 2006 году - LVL 93 тыс. кв. (EUR 165,8) за ущерб, причиненный в результате наводнения. В 2007 году компенсация выплачивается за убытки, вызванные сухой погоды (LVL 5,9 млн. руб. или 9,7 млн. евро.). В 2008 году компенсации было выплачено за ущерб, причиненный дождем  во время сбора урожая (5,0 млн. латов. или EUR 7,4 млн. руб.). В 2009 году из субсидий, компенсация выплачивается за ущерб, причиненный морозом (LVL 221 тыс. руб. или 314,4 тыс. евро.). В 2010 году компенсации были выплачены из – за падения домашних животных  в связи с укусами комаров и за убытки, причиненные в результате наводнения (в общей сложности около LVL 440 тыс. кв. или 625,9 тыс. евро.). В этом году фермеры столкнулись с сухой погодой проблема, которая существенно повлияла на урожайность культурных растений и подвергается

опасности и сектора животноводства за счет снижения производительности кормовых культур.

Распределение субсидий в  гораздо меньшем количестве произошло  для покрытия расходов на покупку страхового полиса. Субсидии выделяются в размере 50% соответствии с соглашениями, заключенными между страховыми компаниями и фермерами, но не более 25 латов (36 евро) за единицу (га, животноводство), для картофеля и овощей не превышает 50 латов (EUR 71), для плодовых деревьев и ягодных полей - не более 150 латов (EUR 213). Но эта поддержка не способствовало участию фермеров в покупке страховых продуктов. Таким образом, средства используемые для субсидий были следующими: в 2005 году - 13 тыс. латов (EUR 23,3 тыс. руб.), 2006 году - 20 тыс. латов (EUR 35,9 тыс. руб.), в 2007 году 40 тыс. латов (EUR 65,6 тыс. руб.) были предназначены для этого, но использовались только 24 тыс. латов (EUR 40,5 тыс. руб.). В 2008 году соответственно было 40 тыс. латов. (EUR 59,3 тыс. руб.) и 516 LVL (EUR 765), в 2009 году - 50 тыс. латов. (EUR 71,1 тыс. руб.) и 48 тыс. латов. (EUR 69,1 тыс. руб.) в 2010 LVL 223 тыс. кв. (EUR 317 тыс. руб.).

В целом, фермеров не устраивала политика, проводимая в области управления сельскохозяйственными рисками, потому что невозможно предсказать страховые случаи, когда будет применяться и в какой степени. В свою очередь, политические руководства отрасли желают внести изменения в области страхования в целях установления четкой и легко понятной системы, которая могла бы также уменьшить политическое давление на правительство в случае наступления сельскохозяйственного кризиса.

Общие рамки закона «О сельском хозяйстве»

• Определение бедствий (для применения статьи 92,2 договора Рим 1) До вступления в Европейский Союз не было точного определения бедствий, которые являются исключительным явлением в Латвии. Были рассмотрены события, в результате чего фермеры понесли бы потери и приняты политические решения, в какой степени эти потери будут, возмещаются.

После вступления в Европейский  Союз были применены определения, которые задаются в Правиле государственной помощи в сельском хозяйстве. Соблюдаются убытки, вызванные сельскохозяйственными рисками, дается их анализ на основе категории риска, указанных в Руководящих принципах и принимаются решения о применении соответствующих инструментов поддержки.

 Нижеследующее совместимо  с общим рынком: помощь в возмещении ущерба, причиненный стихийными бедствиями или другими чрезвычайными происшествиями:

• Общие рамки закона. Закон о сельском хозяйстве и Положение о субсидиях.

До 2008 года государственная поддержка в области минимизации рисков в сельском хозяйстве и возмещения убытков регулировалась законом о сельском хозяйстве. В свою очередь с каждым годом положение о государственной поддержке сельского хозяйства и порядок ее предоставления, которые включают в себя подробное описание поддерживающих направления, доступного финансирования и порядок ее получения меняются.

• Цели существующих стратегий / программ. Целью Закона о Сельском хозяйстве и поддержке его развития является создание правовых оснований для развития сельского хозяйства и долгосрочное субсидирование сельского хозяйства в области развития в соответствии с общей сельскохозяйственной политикой и общей промышленностью Европейского союза. В свою очередь, целью субсидий является свести к минимуму производственный риск в растениеводстве и животноводстве.

• Законные барьеры: создает ли закон специальные меры, чтобы возместить убытки, которые были бы застрахованы? В настоящее время это не указано в правовых актах, какие сельскохозяйственные риски подлежат страхованию, или какие подлежат на получение компенсаций. В связи с этим при определенных обстоятельствах потери, вызванные, любыми рисками могут быть не возмещены, за счет государственных средств и которые снижают мотивацию фермеров застраховать свои риски  и это задерживает развитие страхового рынка [7].

 

    1. Страхование сельскохозяйственных рисков в рыночных условиях

 

Принимая во внимание как  мало застрахованных сельскохозяйственных рисков, можно утверждать, что этот сегмент рынка практически является неразвитой в Латвии. Подводя  информацию об оказываемых услугах можно констатировать, что практически ни одним страховщиком не установлены стандартные соглашения и стандартные цены на страхование сельскохозяйственных рисков. Каждый покупатель страхования в настоящее время анализируется индивидуально, часто в контексте с другими страховыми соглашениями и получает индивидуальное предложение.

• Конкурс на цены или качества услуг. Есть ли независимый орган, который устанавливает тарифы? В современных условиях конкуренции страхование сельскохозяйственных рисков сравнительно низкая. Есть только 5-6 страховых компаний, которые предоставляют такие услуги, но и есть 2 - 3 компаний, которые занимаются страхованием на немалую сумму. Конкуренция и ставки не регулируется страховыми компаниями, которые действуют свободно.

• Конкурс на качество предоставляемых услуг. Учитывая, что сельское хозяйство в Латвии развит слабо, не имеет приоритета практически никто из страховых компаний. Поэтому качество услуг в этом секторе не использоваться в качестве инструмента для повышения конкурентоспособности и предложения компаний существенно различаются.

• Участники рынка: есть доминирующие компании, которые не дают любую имеющуюся информацию,  касающуюся суммы страхования сельскохозяйственных рисков. Тем не менее, некоторое косвенное видение о приблизительном распределении рынка может быть получена с помощью мнения экспертов Службы поддержки села. Служба поддержки села является институтом, который платит  субсидии на приобретение страховых полисов. Субсидии выплачиваются, непосредственно страховыми компаниями за покупки полисов фермерами. Зная, что полисы покупают при поддержке страховых компаний, утверждение может быть сделано, что лидером рынка в области сельскохозяйственного страхового рынка в 2008 году был ОАО «Балта», который выпустил почти 50% всех полисов. Другим замечательным предприятием на рынке является ОАО "БТА", холдинг которого около 25% рынка. Но рыночная доля оставшихся компаний является научно меньше.

Сельскохозяйственные риски  не подлежат перестрахованию. Потому что, удельный вес страхования сельского хозяйства в общем портфеле невелика, эта услуга часто разрабатывается как дополнительный сервис для крупных клиентов, поэтому эти риски не подлежат перестрахованию и страховые компании покрывают убытки (если таковые возникают) из собственных средств. Во время интервью страховщики признались, что в настоящее отсутствование уровня перестрахования сельскохозяйственных рисков не считается проблемой. Вопрос о перестрахование может стать актуальным только тогда, когда сумма агрострахования будет увеличиваться.

В настоящее время происходят значительные изменения в Латвии в сфере агрострахования. Государство  решило отказаться от прежнего подхода, который предполагает выплату компенсаций за понесенные потери, а также частичное субсидирование сельскохозяйственного страхования. Основными проблемами подхода является:

- непредсказуемые и неравномерные расходы государства во времени;

- система, которая не стимулирует фермеров четко выполнять мероприятия по управлению рисками в экономике и уменьшать риски и потенциально возможные потери;

- система, которая не решает проблему уменьшения и ликвидации потерь, а только регулирует минимизацию его последствий и финансовых появлений;

- система, которая искажает конкуренцию на рынке возмещения убытков, препятствуя развитию частных финансируемых услуг - страхование сельскохозяйственных рисков;

Информация о работе Агрострахование в Латвии