Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.
Введение
Глава 1. Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Глава 2. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
Глава 3. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера
3.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных
3.2. Методики исследования
3.2.1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
3.2.2 Опросник ДДО
3.2.3 Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
3.2.4. Корреляционнай анализ
3.3.Результаты и их обсуждение
Выводы
Список литературы
ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.
3. Социальный тип
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными (словесными] способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.
Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
4. Артистический тип
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
5. Предприимчивый тип
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.
Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.
6. Конвенциональный тип
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.
Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.
Корреляционный анализ - метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами.
Допустим, проводится независимое измерение различных параметров у одного типа объектов. Из этих данных можно получить качественно новую информацию - о взаимосвязи этих параметров.
Методами корреляционного анализа решаются следующие задачи:
1) Взаимосвязь.
Есть ли взаимосвязь между параметрами?
2) Прогнозирование.
Если известно поведение одного параметра, то можно предсказать поведение другого параметра, коррелирующего с первым.
3) Классификация и идентификация объектов. Корреляционный анализ помогает подобрать набор независимых признаков для классификации.
Прежде, чем представить результаты проведенного исследования, необходимо отметить следующее. Вопрос о выборе профессии подростком - сложный вопрос. Как показывают данные многих авторов, во многом этот выбор определяется эмоциональным состоянием подростка и особенностями социализации в этом возрасте (следование за друзьями, любимой девушкой и т.д.)
Поэтому мы попытались выявить лишь самые общие особенности. Поэтому схема представления результатов следующая :
Разделяющим фактором является преобладающий тип акцентуации личности по Эйдемиллеру.
2. На втором этапе мы провели корреляционный анализ между результатами в группах по тестам на профориентацию.
Как видно из таблицы 1, мы приняли в исследование подростков не со всеми вариантами акцентуаций по Эйдемиллеру, а только тех, из которых возможно было построить статистически релевантные группы. Т.е. 1 или 2 человека в группе не могут дать какие либо статистически значимые показатели. Для этого нужно как минимум 8-10 человек.
Таблица 1. Подростки с различной личностной акцентуацией в группе исследования
Акцентуация (тип) личности |
|
меланхолический |
9 |
гипертимный |
9 |
циклоидный |
8 |
эмоционально-лабильный |
12 |
сензитивный |
11 |
шизоидный |
10 |
эпилептоидный |
8 |
истерический |
9 |
Итого |
68 |
В основе представления данных по методикам ДДО и тесту Голланда лежит шкальная оценка. Т.е. диапазон шкалы принимается за 100%, у каждого исследованного результат пересчитывается на диапазон шкалы (в %), результат в группе усредняется. В некоторых случаях в процессе наблюдения мы добавляли баллы (в зависимости от характеристик испытуемого, честности и достоверности ответов на вопросы и т.п.), поэтому сумма по некоторым шкалам может быть больше 100.
Как видно из рис. 1 и 9., подростки с меланхолической акцентуацией нашей выборки в возрасте 14-17 лет выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами, при этом они реалистично подходят к пониманию окружающей действительностью, интересуются в определенной степени интеллектуальной работой, и работой в социальной сфере.
На рис. 2 и 10, результаты у подростков с гипертимной акцентуацией. Эти подростки выбирали в основном профессиональные направления, связанные с работой с человеком, профессии, связанные с творческой деятельностью. При этом у них существенно преобладала тяга к предпринимательской деятельности, определенным образом это сочеталось с направленностью на интеллектуальную работу, возможно, как составляющую предпринимательской деятельности.
Подростки с циклоидной акцентуацией ( рис. 3 и 11) выбирали профессии, связанные с природой, художественными образами, творческой деятельностью в целом, при этом у них отмечался реалистический подход. Т.е. циклоиды-подростки в возрасте 14-17 лет как правило выбирают творческие профессии, но, судя по данным тестов профессионального самоопределения, не отличаются услойчивым выбором.
Испытуемые с эмоционально-лабильной акцентуацией в возрасте 14-17 лет (см. рис 4 и 12, ). Выбирали они работу с людьми, художественными образами, и отличались желанием работать, помимо творческих специальностей, в социальной сфере.
В отличие от них подростки с сензитивной акцентуацией показывали желание работать творчески, хотя этот выбор с учетом теста Голланда был неустойчивым, при этом психологически большинство из них относилось к реалистичному типу восприятия окружающего мира (рис. 5 и 13).
Подростки с шизоидной акцентуацией. Их профессиональный выбор четко определялся желанием работать с техникой, предпочтением интеллектуального труда (рис. 6 и 14).
Эпилептоиды, как видно из рис. 7 и рис 15. Выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой, управлением, четкой регламентацией деятельности (преобладает конвенциональный тип по Голланду). Склонны к занятию предпринимательством.
Подростки с истерической акцентуацией (рис. 8 и 16, ) склонны к выбору творческих и управленческих профессий, к социальной работе.
Рис. 1. Диагностика профессионального выбора у подростков с меланхолической акцентуацией по ДДО.
Рис. 2. Диагностика профессионального выбора у подростков с гипертимной акцентуацией по ДДО.
Рис. 3. Диагностика профессионального выбора у подростков с циклоидной акцентуацией по ДДО.
Рис. 4. Диагностика профессионального выбора у подростков с эмоционально-лабильной акцентуацией по ДДО.
Рис. 5. Диагностика профессионального выбора у подростков с сензитивной акцентуацией по ДДО.
Рис. 6. Диагностика профессионального выбора у подростков с шизоидной акцентуацией по ДДО.
Рис. 7. Диагностика профессионального выбора у подростков с эпилептоидной акцентуацией по ДДО.
Рис. 8. Диагностика профессионального выбора у подростков с истерический акцентуацией по ДДО.
Рис. 9. Диагностика профессионального выбора у подростков с меланхолической акцентуацией по Голланду.
Рис. 10. Диагностика профессионального выбора у подростков с гипертимной акцентуацией по Голланду.
Рис. 11. Диагностика профессионального выбора у подростков с циклоидной акцентуацией по Голланду.
Рис. 12. Диагностика профессионального выбора у подростков с эмоционально-лабильной акцентуацией по Голланду.
Рис. 13. Диагностика профессионального выбора у подростков с сензитивной акцентуацией по Голланду.
Рис. 14. Диагностика профессионального выбора у подростков с шизоидной акцентуацией по Голланду.
Рис. 15. Диагностика профессионального выбора у подростков с эпилептоидной акцентуацией по Голланду.
Рис. 16. Диагностика профессионального выбора у подростков с истирической акцентуацией по Голланду.
На завершающем этапе мы провели корреляционный анализ между параметрами по шкалам профориентационных тестов в общей группе подростков. Результаты см. ниже в таблице.
Таблица
Корреляционная матрица по параметрам профориентационных тестов в общей группе.
Корреляцтонная матрица (ДДО-ГОЛЛАНД) |
Природа (ДДО) |
Техника(ДДО) |
Человек(ДДО) |
Знак(ДДО) |
Художественный образ(ДДО) |
Реалистичный(Голланд) |
0,22 |
0,86** |
0,68* |
0,92** |
0,31 |
Интеллектуальный(Голланд) |
0,47 |
0,69* |
0,48 |
0,84** |
0,61* |
Социальный(Голланд) |
0,38 |
0,42 |
0,65* |
0,53 |
0,57 |
Артистичный(Голланд) |
0,64* |
0,35 |
0,53 |
0,27 |
0,92** |
Предприимчивый(Голланд) |
0,61* |
0,52 |
0,79* |
0,62* |
0,92** |
Конвенциональный(Голланд) |
0,23 |
0,34 |
0,41 |
0,51 |
0,58 |
* умеренная корреляция
** высокая корреляция
Как видно из таблицы, подростки с реалистическими склонностями отметили высокую корреляцию с техникой по шкале ДДО, а также со шкалами «человек» и «знак». Шкала «интеллектуальности» высоко коррелировала со шкалой «знак» и умеренно - со шкалами «техника» и «человек». Социальный тип по Голланду достаточно коррелировал с типом «человек» по ДДО. Наибольшее количество корреляций отмечалось у предприимчивого типа по Голланду c «природой», «человеком», «знаком» и «художественным образом» по ДДО.
Информация о работе Связь акцентуация характера с выбором будущей профессии старшими школьниками