Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
Цель курсовой работы является статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере СПК «Сарсак Омга ».
Задачами настоящей курсовой работы являются организационно-правовая и экономическая характеристика хозяйствующего субъекта; изучение понятия и характеристика финансовых результатов; статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере, корреляционно-регрессионный анализ зависимости уровня прибыли от размера выручки и себестоимости реализованной продукции.
Введение
Глава 1 Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов………………………………………………………………………5
1.2. Анализ финансовых результатов предприятия
Глава 2…………………………………………………………………………22
2.1Организационно-правовая форма, размер и специализация СПК «Сарсак-Омга»
2.2 Структура управления организации
2.3 Экономическая эффективность работы предприятия и основных товарных отраслей
Глава 3 Статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере СПК«Сарсак Омга» Агрызского района Республики Татарстан………………………………………………………………………..36
3.1 Анализ динамики и структуры финансовых результатов деятельности СПК «Сарсак Омга»
3.2 Ряды динамики
3.3Индексный метод
3.4Корреляционно-регрессионный анализ финансовых результатов
Выводы и предложения……………………………………...…………………………48
Список литература………………………………………………...……..50
Подготовка и обработка информации о финансовых результатах предприятия и о внешних и внутренних условиях является важной частью управления предприятием. Этот процесс осуществляется с применением различных технических средств для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решения, учета и контроля за ходом производства.
Информационная база анализа и диагностики финансовых результатов предприятия основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.
Анализ и диагностика
финансовых результатов предприятия
требует соответствующей
1.Общие сведения о
2.Информация о системе
управления технико-
3.Специальные сведения
о технологии
4.Информация об экономической деятельности предприятия.
5.Данные о финансовых результатах.
6.Сведения об общей
эффективности деятельности
Исходные материалы для
анализа обычно оформляются в
виде сводных аналитических таблиц,
графиков, записок по соответствующим
разделам. Проанализировав информационную
базу, можно выделить резервы, спланировать
работу предприятия, организовать ее выполнение
и соответствующий контроль в
целях достижения наибольшей эффективности
технико-экономической
Основными задачами анализа
финансовых результатов деятельности
хозяйствующих субъектов
• оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности),
• факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг),
• анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности,
• анализ и оценка использования чистой прибыли,
• выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения.
Под методом анализа финансовых
результатов понимается способ подхода
к изучению хозяйственных процессов
в их становлении и развитии. К
характерным особенностям метода относятся:
использование системы
В процессе анализа применяется
ряд специальных способов и приемов.
Способы применения финансового
анализа можно условно
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.
Анализ относительных
показателей (коэффициентов) - расчет отношений
между отдельными позициями отчета
или позициями разных форм отчетности,
определение взаимосвязи
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т.п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния
и отдельных факторов (причин) на
результативный показатель с помощью
детерминированных и
При анализе состава и динамики балансовой прибыли используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Себестоимость продукции и
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
%РП=∑(VPПф)/ ∑(VPПпл)
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПф х Цпл)- ∑(VPПф х Спл)
Нужно подсчитать также, сколько
прибыли предприятие могло бы
получить при фактическом объеме
реализации, структуре и ценах, но
при плановой себестоимости продукции.
Для этого от фактической суммы
выручки следует вычесть
∑(VPПф х Цф)- ∑(VPПф х Спл)
По данным таблицы 1 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Таблица 1
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, млн руб. | |||
| объем реализации |
структура товарной продукции |
цена |
себестоимость |
| |
План |
План |
План |
План |
План |
ВРпл - ПСпл |
|
Усл1 |
Факт |
План |
План |
План |
Ппл * Крп |
|
Усл2 |
Факт |
Факт |
План |
План |
ВРусл -ПСусл |
|
УслЗ |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
ВРф - ПСусл |
|
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
ВРф - ПСф |
Изменение суммы прибыли за счет:
Объема реализации продукции
∆П (VPП) = Пусл1 – Ппл
структуры товарной продукции
∆П стр = Пусл2 – Пусл1
средних цен реализации
∆П цен = Пусл3 – Пусл2
себестоимости реализованной продукции
∆П с = Пф – Пусл3
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
∆Пуд=∑[( УДai- УДплi) хПпл/100 ] х VPП общ.ф
Если предприятие производит
неоднородные виды продукции, тогда
структура реализованной
∆Пуд=∑[( УДai- УДплi) х Rпл/100 х100 ] х VPП общ.ф
где Rпл - плановая рентабельность і-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VPПi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П= VPПi (Цi – Ci)
Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок:
Ппл = VPППЛ(ЦПЛ -Спл)
Пус1 = VPПф(Цпл -Спл)
ПУсл2 = VPПФ(ЦФ -Спл)
Пф = VPПф(Цф - Сф)
∆Побщ = Пф- Ппл
∆ПVPП = Пусл1 - Ппл
∆ПЦ = Пусл2 ~ ПуслХ
∆П с = - Пф - Пусл2
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Полученные данные показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное, и в какой степени.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Убытки от списания безнадежной
дебиторской задолженности
Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность