Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:46, курсовая работа
Одним из направлений экономической статистики является статистика предпринимательства. Интенсивное развитие малого предпринимательства является необходимым условием эффективного рыночного хозяйствования в регионах. Малое предпринимательство способно решать многие социально-экономические задачи, стоящие перед регионами, поддерживать хозяйственную и финансовую самостоятельность территориальных образований. Выработка адекватных и эффективных мер государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства предъявляет высокие требования к информационному обеспечению государственных структур своевременными, достоверными и полными сведениями о текущем состоянии, динамике и перспективах развития малого предпринимательства.
Введение
1 Социально-экономическое значение статистического изучения
предпринимательства и показатели статистики
1.1 Социально-экономическая сущность предпринимательства
и задачи статистики
1.2 Показатели статистики предпринимательства
1.3 Особенности статистического изучения малого
предпринимательства
2 Статистическое изучение предпринимательства на примере
Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Почти треть малых предприятий Российской Федерации сосредоточена в Центральном районе, причем в Москве - примерно 18 - 19 %. В Северо-Западном и Приволжском федеральных округах 17 % и 16,8 % соответственно. В Сибирском федеральном округе сосредоточено 11,5 % малых предприятий, в Южном федеральном округе – 10 %, в Уральском федеральном округе – 7,2 %. Самый малочисленный по числу малых предприятий Дальневосточный федеральный округ – 4,6 %.
Этот факт является самым убедительным свидетельством территориального различия в темпах и даже направленности экономических преобразований. Ведь мизерная доля малого бизнеса - это свидетельство отсутствия структурных изменений в территориальных хозяйственных комплексах, проистекающего из высоких барьеров для входа на рынок для начинающих частных предпринимателей, недружественной политики властей, отсутствия свободных денежных накоплений у населения (даже у инициативной и предприимчивой его части) и платежеспособного спроса со стороны более широких слоев населения на товары и услуги, которые может предложить малое предпринимательство.
Анализ
распределения малых
Таблица
4 – Распределение малых
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||
Число приб. предпр. | Число убыт. предпр. | Число приб. предпр. | Число убыт. предпр. | Число приб. предпр. | Число убыт. предпр. | Число приб. предпр. | Число убыт. предпр. | Число приб. предпр. | Число убыт. предпр. | |
Всего | 345678 | 189085 | 353314 | 162051 | 366866 | 155615 | 389532 | 153644 | 435662 | 121277 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 6808 | 6499 | 7527 | 5062 | 7569 | 5533 | 10914 | 5829 | 13032 | 4774 |
рыболовство, рыбоводство | 605 | 665 | 574 | 556 | 510 | 480 | 524 | 415 | 649 | 365 |
добыча полезных ископаемых | 988 | 1040 | 1081 | 1006 | 1028 | 922 | 1118 | 930 | 1427 | 893 |
обрабатывающие производства | 38040 | 24124 | 37569 | 19515 | 37106 | 18029 | 38107 | 16607 | 43381 | 12899 |
производство
и распределение |
753 | 522 | 955 | 550 | 1088 | 634 | 1262 | 645 | 1566 | 564 |
строительство | 37298 | 21019 | 38762 | 18790 | 42081 | 17907 | 44379 | 17825 | 52520 | 14161 |
оптовая
и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного |
177567 | 84956 | 182371 | 71673 | 191428 | 67806 | 202303 | 66889 | 221466 | 50891 |
гостиницы и рестораны | 5564 | 3879 | 5129 | 3027 | 4745 | 2706 | 7644 | 3258 | 8930 | 2958 |
транспорт и связь | 12483 | 8574 | 13884 | 8223 | 14966 | 8308 | 16195 | 8277 | 19291 | 6689 |
из них связь | 2042 | 1262 | 2132 | 1173 | 2180 | 1091 | 2201 | 1154 | 2469 | 894 |
финансовая деятельность | 4847 | 2932 | 5658 | 3010 | 6265 | 3275 | 6770 | 3479 | 7333 | 3421 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 49202 | 27841 | 48763 | 25087 | 49578 | 24877 | 50371 | 24568 | 56008 | 19722 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 118 | 58 | 119 | 37 | 18 | 4 | 31 | 6 | 6 | 2 |
образование | 804 | 512 | 663 | 341 | 580 | 240 | 515 | 217 | 502 | 159 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2459 | 1636 | 2285 | 1102 | 1998 | 989 | 1902 | 877 | 1823 | 684 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 8128 | 4821 | 7953 | 4063 | 7904 | 3903 | 7495 | 3822 | 7728 | 3095 |
На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на малых предприятиях. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек (таблица 5).
Таблица 5 – Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в 1 квартале 2009 г.
Число предприятий, тыс. ед. | Численность работников (без совместителей), тыс. чел. | |||
01.01.2009 | 01.04.2009 | 01.01.2009 | 01.04.2009 | |
Российская Федерация | 282,7 | 227,6 | 6217,1 | 5741,7 |
Центральный Федеральный округ | 82,1 | 73,1 | 1678,4 | 1674,5 |
Северо-Западный федеральный округ | 31,4 | 31,1 | 812,7 | 668,8 |
Южный федеральный округ | 39,9 | 27,4 | 872,5 | 707,7 |
Приволжский федеральный округ | 58,8 | 47,1 | 1406,5 | 1295,3 |
Уральский федеральный округ | 11,2 | 13,8 | 360,8 | 402,1 |
Сибирский федеральный округ | 45,4 | 25,6 | 842,4 | 736,3 |
Дальневосточный федеральный округ | 13,9 | 9,5 | 243,8 | 256,9 |
Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в 1 квартале 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в 1 квартале 2009 г. число занятых на малых предприятиях в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.
Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2 % занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В 1 квартале 2009 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с 4 квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малых предприятий, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.
Таблица 6- Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах (в млдр. руб.)
2008 | В том числе по кварталам | 2009 1 кв. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Всего: | 10093,5 | 2072,9 | 2550,1 | 2751,9 | 2718,6 | 1832,5 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 170,7 | 32,8 | 35,2 | 50,7 | 52 | 37,7 |
рыболовство, рыбоводство | 23,1 | 4,8 | 6,1 | 6,5 | 5,7 | 5,1 |
промышленность | 1418,7 | 280,6 | 365,8 | 403 | 369,3 | 242,2 |
добыча полезных ископаемых | 59,8 | 10,5 | 13,9 | 19,7 | 15,7 | 7,9 |
обрабатывающие производства | 1311,3 | 258,7 | 340,9 | 372,1 | 339,6 | 219,1 |
производство и распределением электроэнергии, газа и воды | 47,6 | 11,4 | 11 | 11,2 | 14 | 15,4 |
строительство | 1228,4 | 183 | 300,1 | 353,6 | 391,7 | 161,7 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 6095,5 | 1332,5 | 1551,3 | 1615,8 | 1595,9 | 1120,6 |
гостиницы и рестораны | 106,7 | 23,1 | 28,4 | 27,9 | 27,3 | 32,0 |
транспорт и связь | 306,7 | 61,7 | 75,1 | 94,4 | 75,5 | 61,9 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 627,4 | 131 | 157,9 | 168,3 | 170,2 | 142,8 |
Очевидно, что снижение в 1 квартале 2009 г. относительно 1 квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3 % , оборота розничной торговли на 1,1 % и оптовой торговли на 4,7 % оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам 1 квартала 2009 г. оборот малых предприятий составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4 % от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малых предприятий по виду деятельности «строительство» составила 31,8 %, в рыболовстве и рыбоводстве - 21,1 %, в сельском хозяйстве - 17,4 %, в торговле - 16,4 % и в промышленности - 6,1 %.
В
российской экономике структура
оборота малых предприятий
Рисунок
2 – Изменение объемов оборота
малых предприятий к
кварталу по федеральным
ценах, в млдр. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статистическое наблюдение за деятельностью предприятий должно обеспечить получение объективной информации об основных аспектах деятельности предприятий всех типов.
Во-первых, в результате статистического наблюдения должны быть сформированы статистические данные об инвестиционной (связана с приобретением и продажей земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных и других внеоборотных активов; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации; выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.), финансовой (связана с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.) и текущей деятельности предприятий (основная деятельность организации по получению прибыли, а также другие виды деятельности, которые не являются ни инвестиционной, ни финансовой деятельностью - работа предпринимателя по обеспечению наиболее эффективного соединения уже имеющихся в его распоряжении факторов производства с целью увеличения выпуска и продажи товаров и услуг при одновременном уменьшении затрат на их производство).
Во-вторых, показатели инвестиционной, финансовой и текущей деятельности должны быть получены по всем типам предприятий - коммерческим организациям (в том числе субъектам малого предпринимательства), индивидуальным предпринимателям, действующим без образования юридического лица, крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Таким образом, в ходе статистического наблюдения предпринимательства необходимо выяснить количество зарегистрированных и фактически действующих индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций (в том числе субъектов малого предпринимательства), осуществить их распределение по формам собственности, организационно-правовым формам и видам деятельности, для каждой из полученных групп определить важнейшие экономические показатели.
Статистическое изучение предпринимательства начинается с определения перечней прошедших государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, коммерческих организаций. Такая информация имеется в Едином государственном регистре предприятий и организаций, который ведется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, в регистрах государственной налоговой службы и некоторых других органов. Из этих перечней выбираются фактически действующие юридические лица, индивидуальные предприниматели и фермеры. Полученное в результате такого отбора множество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и фермеров образует генеральную совокупность объектов статистического наблюдения. Проведение сплошных или выборочных статистических наблюдений осуществляется только на основе указанной генеральной совокупности.
В-третьих, методы статистического наблюдения различаются в зависимости от типа предприятий и наблюдаемых показателей. Для малых предприятий в большей степени применяются выборочные методы наблюдения, для крупных и средних предприятий - сплошные методы, для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, - методы оценок, основанные на косвенных данных.
Количество
наблюдаемых показателей более
значительно для крупных и
средних предприятий и
Общие экономические показатели (стоимостные объемы производства и продаж, инвестиций и т.п.) и показатели деловой активности предприятий более податливы для выборочных методов наблюдения, тогда как показатели выпуска и продажи отдельных видов продукции предпочтительно наблюдать в сплошном режиме. Показатели бухгалтерской отчетности коммерческих организаций также наблюдаются в сплошном режиме.