Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:46, курсовая работа
Одним из направлений экономической статистики является статистика предпринимательства. Интенсивное развитие малого предпринимательства является необходимым условием эффективного рыночного хозяйствования в регионах. Малое предпринимательство способно решать многие социально-экономические задачи, стоящие перед регионами, поддерживать хозяйственную и финансовую самостоятельность территориальных образований. Выработка адекватных и эффективных мер государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства предъявляет высокие требования к информационному обеспечению государственных структур своевременными, достоверными и полными сведениями о текущем состоянии, динамике и перспективах развития малого предпринимательства.
Введение
1 Социально-экономическое значение статистического изучения
предпринимательства и показатели статистики
1.1 Социально-экономическая сущность предпринимательства
и задачи статистики
1.2 Показатели статистики предпринимательства
1.3 Особенности статистического изучения малого
предпринимательства
2 Статистическое изучение предпринимательства на примере
Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Согласно этим рекомендациям малыми являются те предприятия, которые соответствуют трем следующим требованиям:
имеют менее чем 50 работников;
имеют годовой оборот не более 7 млн. экю или годовой итог баланса не более 5 млн. экю;
соответствуют критерию независимости, согласно которому независимыми являются те предприятия, в капитале которых доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми, не превышает 25 %.
Перечисленные пороговые значения являются максимально возможными, отдельные страны ЕС могут в определенных случаях устанавливать более низкие пороги. Малые предприятия, имеющие менее 10 работников, согласно рекомендациям ЕС при необходимости могут быть определены как микропредприятия.
Малое предпринимательство существует в России около 17 лет. За этот непродолжительный период менялись не только методы сбора и обработки и информации об этом секторе экономики, но и сами границы совокупности малых предприятий. В России были очерчены границы малого предпринимательства. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. к субъектам малого предпринимательства относятся следующие коммерческие организации:
в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 % (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 % (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли суммируются);
средняя численность работников (включая совместителей и работающих по договорам подряда) за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия.
К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Для
организации статистического
Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» для малых предприятий предусмотрены упрощенные процедуры и формы статистической отчетности. При сборе информации от этих предприятий используется ограниченное число упрощенных вопросников, причем предприятия, как правило, обследуются выборочно - обычно выборка не превышает 15 - 20 % всей совокупности малых предприятий. Такой режим статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий используется практически во всех развитых странах.
В течение года обычно осуществляется обследование малых предприятий по нескольких темам, требующим рассылки нескольких видов анкет. В этом случае выборки должны планироваться таким образом, чтобы минимизировать вероятность рассылки одному предприятию более одного вида анкет. По истечении очередного года должна проводиться ротация выборок с целью уменьшения нагрузки на предприятия, обследовавшиеся в минувшем году, и вовлечения в обследование новых предприятий.
Чаще всего выборочное обследование малых предприятий проводится с использованием метода расслоенного случайного отбора. При этом генеральная совокупность малых предприятий разделяется на подсовокупности (слои): в начале по территориальному признаку (по субъектам Российской Федерации), затем каждый полученный слой разделяется на группы по отраслевой принадлежности предприятий, далее каждый отраслевой слой делится на группы по размеру малых предприятий (обычно выделяется несколько групп в зависимости от величины оборота предприятий). Когда слои определены, из каждого слоя извлекается простая случайная выборка. От выбранных предприятий собирается необходимая информация. Если от предприятия не вернулся посланный ему вопросник и при этом есть основания предполагать, что предприятие осуществляло определенную экономическую деятельность, то с помощью специальных математических методов моделируются неполученные данные («восстанавливаются» неответы). Если в поступившем от предприятия вопроснике нет каких-то показателей, но есть основание считать, что эти показатели должны быть, то такие показатели также «восстанавливаются».
После проверки качества поступивших ответов выборочные данные распространяются на генеральную совокупность малых предприятий.
В 1998 г. в Российской Федерации действовало около 868 тыс. юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства. Использование выборочных методов позволяет существенно снизить стоимость статистического наблюдения в сфере малого предпринимательства и повысить его достоверность за счет более тщательной обработки данных выборочной совокупности малых предприятий.
2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вклад малых предприятий в экономику России с каждым годом растет В Российской Федерации в последние несколько лет обстановка в предпринимательстве характеризуется стабильностью (таблица 1).
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности малых предприятий
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Число малых предприятий (на конец года), тыс. | 882,3 | 893,0 | 953,1 | 979,3 | 1032,8 | 1137,4 |
Число малых предприятий в расчете на 10000 человек населения | 61 | 62 | 66 | 69 | 73 | 80 |
Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек | 7220,3 | 7458,9 | 7815,1 | 8045,2 | 8582,8 | 9239,2 |
Средняя
численность внешних |
502,9 | 546,9 | 608,6 | 630,4 | 656,5 | 640,2 |
Средняя
численность работников, выполнявших
работы по договорам гражданско- |
252,9 | 249,0 | 243,5 | 258,1 | 229,3 | 277,9 |
Оборот малых предприятий, млрд.руб. | ... | ... | ... | 9612,6 | 12099,2 | 15468,9 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 51,0 | 67,3 | 99,2 | 120,5 | 171,3 | 259,1 |
При расчете показателя числа малых предприятий в расчете на 10000 человек населения за 2002-2007 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.
Число малых предприятий на конец 2007 года превзошло показатель 2002 г. в 1,3 раза. Число малых предприятий в расчете на 10 000 человек населения на конец 2007г. увеличилось также в 1,3 раза. Оборот малых предприятий в конце 2007. составлял 15 468,9 млдр. рублей, что в 1,6 раз больше оборота в 2005 г. (9 612,6 млдр. рублей).
Число малых предприятий по видам экономической деятельности представлено в таблице (таблица 2)
Таблица 2 –Число малых предприятий по видам экономической деятельности
2005 | 2006 | 2007 | ||||
Тыс. | В процентах
к итогу |
Тыс. | В процентах
к итогу |
Тыс. | В процентах
к итогу | |
Всего: | 979,3 | 100 | 1032,8 | 100 | 1137,4 | 100 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 26,8 | 2,7 | 28,9 | 2,8 | 29,4 | 2,6 |
рыболовство, рыбоводство | 2,2 | 0,2 | 2,4 | 0,2 | 2,5 | 0,2 |
добыча полезных ископаемых | 3,6 | 0,4 | 4,1 | 0,4 | 4,5 | 0,4 |
обрабатывающие производства | 120,0 | 12,3 | 123,4 | 12,0 | 128,6 | 11,3 |
производство
и распределение |
2,9 | 0,3 | 4,1 | 0,4 | 4,9 | 0,4 |
строительство | 109,3 | 11,2 | 117,1 | 11,3 | 130,7 | 11,5 |
оптовая
и розничная торговля; ремонт авто-транспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного |
448,8 | 45,8 | 464,6 | 45,0 | 510,6 | 44,9 |
гостиницы и рестораны | 19,9 | 2,0 | 20,8 | 2,0 | 29,7 | 2,6 |
транспорт и связь | 44,3 | 4,5 | 50,3 | 4,9 | 57,3 | 5,0 |
в том числе связь | 6,3 | 0,6 | 7,1 | 0,7 | 7,8 | 0,7 |
финансовая деятельность | 12,5 | 1,3 | 14,7 | 1,4 | 16,1 | 1,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 151,9 | 15,5 | 163,3 | 15,8 | 181,3 | 15,9 |
образование | 2,7 | 0,3 | 2,7 | 0,3 | 2,7 | 0,2 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 10,5 | 1,1 | 10,8 | 1,0 | 11,6 | 1,0 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 23,6 | 2,4 | 25,3 | 2,4 | 27,2 | 2,4 |
Анализ
распределения числа
Число малых предприятий по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2007 г. представлено на рисунке 1
Рисунок 1 – Число малых предприятий по видам экономической
По территории Российской Федерации малые предприятия распределены крайне неравномерно (таблица 3).
Таблица 3 – Число малых предприятий по субъектам Российской Федерации
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||
Тыс. | В про- центах к итогу |
Тыс. | В про- центах к итогу |
Тыс. | В про- центах к итогу |
Тыс. | В про- центах к итогу |
Тыс. | В про- центах к итогу | |
Российская Федерация | 893,0 | 100 | 953,1 | 100 | 979,3 | 100 | 1032,8 | 100 | 1137,4 | 100 |
Центральный федеральный округ | 322,2 | 36,1 | 330,0 | 34,6 | 337,4 | 34,4 | 353,1 | 34,2 | 374,3 | 32,9 |
Северо-Западный федеральный округ | 136,1 | 15,2 | 153,9 | 16,1 | 163,3 | 16,7 | 162,5 | 15,7 | 193,2 | 17,0 |
Южный федеральный округ | 96,4 | 10,8 | 106,9 | 11,2 | 109,4 | 11,2 | 112,0 | 10,9 | 114,2 | 10,0 |
Приволжский федеральный округ | 148,3 | 16,6 | 157,7 | 16,6 | 160,6 | 16,4 | 173,3 | 16,8 | 191,4 | 16,8 |
Уральский федеральный округ | 57,8 | 6,5 | 60,6 | 6,4 | 66,3 | 6,8 | 75,9 | 7,3 | 81,2 | 7,2 |
Сибирский федеральный округ | 98,9 | 11,1 | 105,1 | 11,0 | 103,9 | 10,6 | 111,3 | 10,8 | 130,4 | 11,5 |
Дальневосточный федеральный округ | 33,2 | 3,7 | 39,0 | 4,1 | 38,4 | 3,9 | 44,8 | 4,3 | 52,7 | 4,6 |