Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа
Цель данной работы является исследование теоретических и практических аспектов статистики внешнеэкономической деятельности.
Задачи исследования статистики внешнеэкономической деятельности:
1. Изучить предмет и задачи статистики внешнеэкономической деятельности.
2. Рассмотреть системы статистического учета внешнеторгового оборота.
3. Изучить понятие платежного баланса, а также его элементы: расчет текущих операций, расчет операций с капиталом.
Введение ……………………………………………………………………….……4
Раздел 1: «Основные понятия о статистике внешнеэкономической деятельности»…………………………………………………………………….…6
1.1 «Предмет статистики внешнеэкономической деятельности»………….6
1.2 «Задачи статистики внешнеэкономической деятельности»…..……….10
1.3 «Две системы статистического учета внешнеторгового оборота»……13
Раздел 2 «Статистика платежного баланса»……………….…………….…..…16
2.1 «Понятие и составные элементы платежного баланса: расчет текущих операций, расчет операций с капиталом»… ……………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………....24
Список использованных источников информации………………………..
Специальный импорт должен включать в себя:
ввоз товаров иностранного происхождения для внутреннего использования на территории страны (эти товары могут поступать во внутреннее обращение как непосредственно из-за границы, так и с территорий национальных свободных зон или открытых портов);
ввоз товаров для переработки на территории данной страны под таможенным контролем;
ввоз в страну товаров, объявленных для внутреннего использования на таможенных складах страны.
Общий импорт охватывает весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе на таможенные склады, в свободные зоны и открытые порты страны, независимо от дальнейшего предназначения этих товаров (для использования внутри страны или последующего реэкспорта).
Таким образом, государства, учитывающие “общую торговлю”, должны включать в объем импорта все товары, объявленные при ввозе как поступающие в пределы государственной территории. А для стран, учитывающих “специальную торговлю”, главным условием для регистрации в импортной статистике становится факт ввоза для использования внутри страны, т.е. поступление в пределы таможенной территории, что сопровождается таможенной очисткой соответствующего товара.
Специальный экспорт включает в себя следующие виды поставок:
вывоз за границу товаров отечественного происхождения, т.е. произведенных, добытых, выращенных или переработанных в данной стране (в западной статистике эта категория поставок получила название “национального” экспорта);
вывоз товаров после переработки под таможенным контролем;
вывоз “национализированных” товаров – продуктов иностранного происхождения, находившихся в свободном обращении на территории данного государства (т.е. прошедших таможенную очистку и декларированных для внутреннего использования).
К общему экспорту относятся, помимо названных операций, также вывоз за границу товаров иностранного происхождения с приписных таможенных складов страны и с территорий свободных зон. Таким образом, в “общей системе” учета находят отражение все товары, поступающие в страну (импорт), и все товары, вывозимые из страны (экспорт), независимо от их происхождения и назначения.
Специальная система учета имеет ряд недостатков, а именно:
– страны, применяющие специальную систему, как правило, не включают в свою статистическую территорию таможенные склады и свободные таможенные зоны. В результате в статистические данные оказываются включенными отдельные внутренние потоки товаров (например, между зоной свободного обращения и свободной таможенной зоной) и исключенными некоторые внешние потоки (например, движение товаров между свободной таможенной зоной и другими странами). Вследствие этого при составлении платежных балансов и национальных счетов необходим расчет и внесение поправок в зарегистрированные величины импорта и экспорта;
– ведение статистики на основе специальной системы нежелательно с точки зрения проведения международных сопоставлений, поскольку это вносит дополнительные трудности в определение стран-партнеров, кроме того, определение свободных зон в законодательствах разных стран не совпадает.
Приняв во внимание вышеперечисленные обстоятельства, Статистическая комиссия ООН рекомендовала странам применять общую систему учета.
Названные системы учета различаются также определением статистической территории страны и вытекающим из этого несовпадением учитываемых товарных потоков.
Статистической территорией принято называть территорию, в отношении которой ведется учет движения товаров. При общей системе торговли статистическая территория страны совпадает с ее экономической территорией, а при специальной системе статистическая территория ограничена ее частью.
Экономическая территория определяется как географическая территория страны, находящаяся под управлением ее правительства, внутри которой свободно перемещаются люди, товары и капиталы. Экономическая территория включает:
– воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, в котором страна пользуется исключительными правами;
– острова, на которые распространяются те же законы и правила, регулирующие экономические отношения, что и на континентальной части страны;
– территориальные анклавы в других странах;
– свободные экономические зоны и таможенные склады.
В экономическую территорию страны не включаются территориальные анклавы других стран, расположенные в пределах ее географических границ.
Под анклавами понимается часть территории иностранного государства, со всех сторон окруженная территорией данного государства и потому входящая в таможенные границы этого государства.
Регистрация экспортных и импортных операций России осуществляется по международным правилам “общей” системы учета внешней торговли, предусматривающей учет всех товаров, поступающих на территорию страны (импорт) и покидающих ее (экспорт). При этом в качестве границы статистической территории выступает ее государственная граница
2.1 Понятие и составные элементы платежного баланса: расчет текущих операций, расчет операций с капиталом»
Платежный баланс разрабатывается ЦБРФ, Госкомстатом России на основе банковской и государственной статистики, а также информации других министерств и ведомств.
Платежный баланс - это статистический отчет, в котором приводятся суммарные данные о внешних операциях данной страны, которые имеют место между этой страной и остальными странами мира за определенный период времени.
К операциям, совершаемым между резидентами и нерезидентами, относятся операции с товарами и услугами, доходами, операции с финансовыми требованиями и обязательствами в отношении остальных стран, курсовые операции, классифицирующиеся как трансферты.
При построении платежного баланса основным принципом является система двойных бухгалтерских проводок, при которой каждая подлежащая учету операция представляется двумя проводками одинаковой стоимостной величины. Одна из них регистрируется по кредиту с положительным знаком, другая по дебету с отрицательным
Каждая страна имеет определенные внешнеэкономические отношения с другими странами. Она осуществляет импорт и экспорт товаров, услуг, денежных средств и финансовых инструментов. Государство заинтересовано в поддержании определенного паритета между вывозом и ввозом разнообразных активов, поэтому оно следит за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов (физических и юридических лиц, принадлежность которых данной стране зарегистрирована) и нерезидентов (физических и юридических лиц иностранных государств), а движение всех операций отражает в платежном балансе. Так что же такое платежный баланс?
Более подробное определение платежного баланса звучит следующим образом:
Платежный баланс — это статистические данные за определенный период времени, отражающие:
а) операции с товарами, услугами и финансами между данной страной и остальным миром;
б) изменения в собственности и другие изменения в экономике страны, касающиеся национальных золоторезервных запасов, специальных прав заимствования (СПЗ), активов и пассивов по отношению к остальному миру;
в) невостребованные переводы и встречные счета, требуемые в бухгалтерском учете для сбалансирования иных счетов по предшествовавшим сделкам и изменениям которые не компенсируются взаимно.
По другому определению платежный баланс — это обобщение всех расходов и поступлений, осуществляемых данной страной с остальным миром за определенный период времени (год, квартал и т.д.).
Поскольку платежный баланс представляет собой статистическую сводку операций страны с внешним миром, каждая его операция должна относиться к тому или иному разделу в соответствии с определенными принципами классификации.
Стандартные компоненты платежного баланса определяются исходя из следующих основных предположений:
• выделенный компонент платежного баланса должен содержать характерные черты и существенно отличаться от других компонентов;
• компонент должен иметь существенное значение для ряда стран;
• по каждому компоненту должно быть достаточно статистических данных, чтобы оценить его количественно;
• каждый компонент должен быть использован в статистике денежного и бюджетного секторов;
• список стандартных компонентов не должен быть излишне длинным, чтобы не осложнять последующий анализ.
Если инвестиции превышают национальные сбережения, значит, средства берутся извне и поток капитала направлен в страну. И наоборот, если инвестиции внутри страны меньше сбережений, значит, часть капитала вывозится.
Основное тождество платежного баланса гласит, что две основные статьи баланса — счет текущих операций и счет движения капиталов — уравновешивают друг друга и в сумме сальдо этих счетов равны нулю.
Например, Россия имеет положительное сальдо по счету текущих операций, в основном за счет экспорта нефти и газа, но отрицательное сальдо счета движения капиталов в связи с необходимостью отдачи долгов и бегством капитала. США, наоборот, имеют отрицательное сальдо счета текущих операций (импортируют больше, чем экспортируют), но положительное сальдо счета движения капиталов, поскольку иностранные капиталы активно шли на американские фондовые рынки, особенно на рынки акций.
Все страны — члены МВФ и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) следуют стандартной форме платежного баланса на основе Руководства по платежному балансу МВФ. Оно позволяет отдельным странам самостоятельно определять некоторые специфические финансовые операции и задает общие принципы и формы составления платежного баланса.
При составлении платежного баланса каждая страна сталкивается с рядом проблем. Рассмотрим их подробнее:
1. Понятие резидента, играющее центральную роль при составлении платежного баланса, трактуется в разных странах неодинаково. Например, в США дочерние фирмы американских корпораций и их филиалов считаются нерезидентами. В ФРГ резидентами считаются не только граждане страны, но и лица, обосновавшиеся ФРГ без принятия гражданства. В России резидентами являются:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ;
б) организации, созданные согласно законодательству РФ, с местонахождением в России; в) филиалы и представительства резидентов за рубежом.
2. Понятие сделки также неоднозначно. Большинство международных сделок представляют собой обмен материальными или финансовыми активами между резидентом и нерезидентом. Однако имеются сделки, не подходящие под это определение. Например, переоценка валютных резервов страны не связана с обменом, но должна быть отражена в валютном балансе. Поэтому МВФ рекомендует трактовать понятие сделки «в широком смысле слова».
3. Учет цен также представляет собой методическую и практическую проблему. Во-первых, каждая фирма имеет собственную учетную политику, в соответствии с которой она и отражает цены в своей бухгалтерии. Во-вторых, от цен сделок зависят налоги и таможенные сборы, поэтому компании стремятся различными способами изменить их в отчетных документах для «оптимизации налогообложения». В-третьих, существуют трансфертные цены, назначаемые самими фирмами для обмена товарами внутри ТНК. В Руководстве МВФ имеются рекомендации по учету цен, тем не менее, эту проблему нельзя считать полностью решенной.
4. Момент совершения сделки также может определяться по-разному. Он может определяться по дате заключения договора, дате отгрузки товара, дате пересечения границы и т.п. Неоднозначность определения этих моментов может сказываться на результирующих показателях платежного баланса.
В Руководстве МВФ регламентируется структура таблицы платежного баланса, в которой отражается более 100 видов операций, разбитых на несколько крупных статей. Практически каждая страна, в целом следуя этому Руководству, допускает определенные отступления от унифицированных форм.
Статьи платежного баланса представляют собой строки таблицы. По каждой статье указывается дебет, всегда со знаком «-» и кредит — со знаком «+».
Общая схема платежного баланса включает следующие статьи.
Счет текущих операций.
1. движение товаров.
1.1. Экспорт товаров. Кредит «+».
1.2. Импорт товаров. Дебет «-».
Товарный баланс, или баланс видимых операций (1.1 + 1.2).
2. Услуги, невидимые операции.
2.1. Экспорт услуг. Кредит «+».
2.2. Импорт услуг Дебет «-».
Баланс услуг, или баланс невидимых операций (2.1 + 2.2).
Односторонние трансферты.
3. доходы от инвестиций: проценты, прибыли, дивиденды
(3.1 + 3.2).
3.1. Поступление процентов, прибыли, дивидендов. Кредит «+».
3.2. Платежи процентов, прибыли, дивидендов. Дебет «-»,
4. доходы по оплате труда (4.1 + 4.2).
4.1. Поступление доходов по оплате труда. Кредит «+».
4.2. Платежи по оплате труда. Дебет «-».
5. Текущие трансферты (5.1 + 5.2).
5.1. Полученные. Кредит «+»,
5.2. Выплаченные. Дебет «-».
Баланс текущих операций (1 + 2 + З + 4 + 5).
Счет движения капиталов.
6. Прямые, портфельные и прочие инвестиции (6.1 + 6.2).
6.1. В страну. Кредит «+».
6.2. За рубеж. Дебет «-».