Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:48, контрольная работа
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии в повседневной практике. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и предпринимает определённые решения и действия.
1) Понятие статистики
2) История статистики (краткий обзор)
2.1 Статистика как практическая деятельность людей
2.2 Английская научная школа политических арифметиков
2.3 Немецкая описательная научная школа
2.4 Статистико-математическая научная школа
2.5 Становление русской статистической научной школы
3) Общая теория статистики как отрасль статистической науки.
4) Предмет статистики
5) Стадии и методы статистического исследования
Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, формированию статистики как науки положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями этого направления русской статистики были Д. Бернулли (1700-1782), И.Ф. Герман (1755-1815) и другие.
Уже в начале XIX в. статистика нуждалась в уточнении организационных и методологических основ, что было вызвано изменениями в системе государственного управления и распространением прогрессивно-демократических идей. В этот период выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книги «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К.Ф. Герман(1767-1838) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большое значение имеют работы К.И. Арсеньева (1789-1856), в которых он утверждал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.
Наиболее прогрессивные для этого времени теоретические основы статистики как самостоятельной науки были созданы Д.П. Журавским (1810-1856). Он дал системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, определение статистической науки, уделил большое внимание вопросу достоверности данных, методу группировок, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.
Большое влияние на развитие русской статистической мысли оказали русские демократы-революционеры: А.Н. Радищев (1749-1802), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1874). Эти выдающиеся деятели внесли определённый вклад в теорию и практику статистики. Ими разработаны программные вопросы экономической и судебной статистики, делались попытки определять средние величины, поставлен вопрос о социально-экономическом значении метода группировок.
Свою роль в истории статистики сыграли представители академической школы статистики, характерной особенностью которой было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы явились Э.Ю. Янсон (1835-1893), А.И. Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков (1849-1919) и А.А. Кауфман (1864-1919).
Академическая статистика и её представители оказали большое положительное влияние на развитие статистической наук в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия была одним из признанных центров научной статистической мысли.
Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П.П. Чебышева (1821-1894), А.А. Маркова (1856-1922), А.М. Ляпунова (1857-1919).
Исторический опыт советской статистики как науки был обобщён в трудах В.И. Хотимского (1892-1937), В.С.Немчинова (1894-1964), В.Н. Старовского (1905-1975), А.Я. Боярского (1906-1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некрама (1886-1949) и других учёных.
В послевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу о предмете статистики, её соотношении с математической статистикой. В 1954 г. этот вопрос обсуждался на научном совещании, которое ещё раз подтвердило значение статистики как самостоятельной общественной науки. После совещания вышли в свет новые монографии, учебники по общей теории статистики. В это время значительный вклад в теорию индексного метода был внесён учёными С.М. Югенбергом, Г.И. Баклановым, Л.С. Казинцовым, В.Е. Адамовым и др. Большим шагом вперёд к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.
В настоящее время ведётся работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
3. Общая теория статистики как отрасль статистической науки
История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учётно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.
Общество в процессе своего развития ставит перед статистикой всё новые и новые задачи, что способствует выделению отдельных отраслей единой статистической науки. Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и её отрасли, социально-демографическая статистика и её отрасли.
Каждая из этих отраслей имеет свой объект исследования, выясняет сущность определённой системы показателей, разрабатывает правила и методы их получения и использования в научной и практической деятельности. Однако во всех отраслевых статистиках применяются принципы и методы общей теории статистики. На рис.1 представлены три уровня статистики.
Первый уровень – общая теория статистики – наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений.
Общая теория статистики разрабатывает наиболее общие понятия, категории статистической науки, которые имеют общестатистический смысл (например, «закономерность», «показатель», «признак», «статистическая совокупность» и т.д.) и методы изучения социально-экономических явлений.
Важнейшими её разделами являются учения: о статистическом наблюдении, статистических группировках и обобщающих показателях в форме абсолютных, относительных и средних величин. Общая теория статистики выясняет сущность этих показателей и разрабатывает научную методологию их построения (вычисления), а также общие принципы и методы статистического исследования. Её категориями, показателями и методами пользуются все отраслевые статистики, т.е. общая теория статистики является методологической основой, ядром всей системы отраслевых статистик.
Общая теория статистики изучает также исторический аспект изменения воззрений на статистическую науку, разрабатывает организацию их статистических служб, изучает опыт организации статистики в других странах.
На втором уровне выделены две большие обобщающие отрасли: экономическая и социальная статистика.
Экономическая статистика изучает явления и процессы в области экономики: формирует систему показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования; структуру, пропорции и элементы общественного воспроизводства.
Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений.
На третьем уровне выделены отдельные отрасли экономической и социальной статистики. В структуре экономической статистики выделяется макроэкономическая статистика, разрабатывающая методы комплексного изучения экономики страны, межотраслевые связи и др. Помимо этого в совокупность отраслей экономической статистики входят статистики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. В состав социальной статистики входят: правовая статистика, демографическая статистика, статистика политики, здравоохранения, науки, просвещения и т.д.
Каждая отраслевая статистика представляет собой науку о количественных изменениях, происходящих в соответствующих отраслях народного хозяйства. Задачей всех отраслевых статистик является разработка статистических показателей соответствующих отраслей.
Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует её совершенствованию в целом.
4. Предмет статистики
Главная особенность любой науки, дающая ей право на самостоятельное существование как особой отрасли знания, заключается в предмете познания, в принципах и методах его изучения, которые в совокупности образуют её методологию
Приступая к изучению новой науки, в том числе и статистики, необходимо, прежде всего, уяснить, что является её предметом и каков её метод.
Предмет статистики меняется на протяжении всей истории развития статистической науки, и вопрос о его сути остаётся спорным до настоящего времени. Существует множество определений статистики, однако среди современных ведущих учёных-экономистов нет единого мнения по вопросу о предмете статистики.
Говоря о специфике предмета статистики, её связывают обычно с анализом взаимоотношений количественного и качественного аспектов выражения социально-экономических процессов. Оба эти аспекта неразрывно связаны между собой. В каждый исторический момент социальные и экономические явления имеют определённые размеры, уровни, между ними существуют определённые количественные соотношения. Таковы, например, численность населения страны на определённую дату, изменения уровня заработной платы, цен на потребительские товары и другое.
Количественные изменения общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием и изучает статистика как наука.
Предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения качественно определённых социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени.
Свой предмет статистика изучает методом обобщающих показателей.
В определении предмета статистики подчёркивается несколько характерных особенностей статистики как науки.
Первой особенностью статистики как науки является то, что исследуются не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.
Задача статистического исследования состоит в получении обобщающих показателей и выявлении закономерностей общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной единичным элементам случайности.
Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) называют статистической совокупностью.
Статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определённой целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Статистическая совокупность состоит из реально существенных материальных объектов.
Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам.
Качественная определённость совокупности хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.
Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определённость совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признаков. Вариация этих признаков обусловлена различным сочетанием условий, составляющих развитие элементов множества.
Именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики.
Второй особенностью статистики как науки является то, что она изучает, прежде всего, количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.
Например, статистика изучает экономические характеристики производства, распределения и потребления, уровень материального благосостояния населения, численность населения земного шара и т.д.
Другим выражением количественной стороны общественной жизни являются числовые соотношения размеров общественных явлений.
Количественная определённость – это объективное свойство предмета познания статистикой. Количественные характеристики, устанавливаемые статистикой, не являются зафиксированными раз и навсегда, одинаковыми для всех единиц совокупности. В каждый момент общественной жизни явления обладают определёнными уровнями не зависимо от того, находят они своё выражение в данных статистики или нет. Они меняются (варьируют) от одной единицы совокупности к другой в пространстве и времени.
Количественную характеристику статистика выражает через определённого рода числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокупности в целом.
Статистический показатель имеет три обязательных атрибута: количественную определённость, место и время (момент или период времени).
Третья особенность статистики как науки заключается в том, что она характеризует структуру общественных явлений. Структура – это внутреннее строение массовых явлений, т.е. внутреннее строение статистического множества. Статистика должна эту структуру обнаружить, выразить и отразить с помощью статистических показателей.
При анализе структуры выявляются составные части социально-экономических явлений. Эти составные части сопоставляются с явлением в целом и между собой. Производятся сравнения данной структуры с другими однотипными структурами, а также с заданной (плановой, нормативной и т.п.) и выявление причин отклонений.
Информация о работе Статистика как наука. Предмет и метод исследования