Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:48, контрольная работа
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии в повседневной практике. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и предпринимает определённые решения и действия.
1) Понятие статистики
2) История статистики (краткий обзор)
2.1 Статистика как практическая деятельность людей
2.2 Английская научная школа политических арифметиков
2.3 Немецкая описательная научная школа
2.4 Статистико-математическая научная школа
2.5 Становление русской статистической научной школы
3) Общая теория статистики как отрасль статистической науки.
4) Предмет статистики
5) Стадии и методы статистического исследования
Признаки структуры многообразны, и задача статистики – выбрать наиболее существенные и важные признаки, отражающие структуру социально-экономических явлений. Выбор системы признаков предопределяется задачами, стоящими на данный момент, и зависит от условий места и времени.
Каждому общественному явлению свойственны изменения в пространстве и времени. Изменения в пространстве, т.е. в статике, выявляются посредством анализа структуры общественного явления, а изменения уровня и структуры явления исследуются во времени, т.е. в динамике. Такова четвертная особенность статистики как науки. Анализ динамики включает: установление размера уровня общественных явлений на определённые моменты или промежутки времени и среднего уровня; выявление характера изменений за каждый промежуток времени и в целом; определение величины и темпов изменения; установление основной тенденции изменений, их закономерностей и составление статистического прогноза.
Явления общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены: изменение одних явлений предопределяют другие; например, снижение затрат на сырьё и материалы приводит к снижению себестоимости, и наоборот. Выявление связей является пятой особенностью статистики как науки, так как познание действительности невозможно без познания всех или, по крайней мере, основных взаимосвязей общественных явлений. Наибольшее значение имеет выявление причинно-следственных связей, чтобы воздействовать на общественные явления с целью их изменения в интересах общества. С помощью специальной методологии статистика определяет количественные связи между общественными явлениями.
Статистика - общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определённых массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причём в конкретных условиях места и времени.
5. Стадии и методы статистического исследования
Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приёмы, совокупность которых образует методологию статистики (методы массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей, динамических рядов, индексный метод и др.) Применение в статистике конкретных методов предопределяются поставленными задачами и зависит от исходной информации.
Общей основой разработки и применения статистической методологии является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание диалектических законов и категорий позволяет статистике правильно понять и истолковать явления, подлежащие статистическому исследованию, выбрать надлежащий инструмент и методологически правильный подход к их изучению.
При этом статистика опирается на такие диалектические категории, как количество и качество, необходимость и случайность, причинность и закономерность, единичное и массовое, индивидуальное и общее.
Под статистической методологией понимается система приёмов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.
Статистическое исследование состоит из трёх основных стадий:
1) сбор первичной статистической информации (статистическое наблюдение);
2) статистическая сводка и обработка первичной информации;
3) обобщение и интерпретация статистической информации.
Все эти этапы связаны между собой, отсутствие одного из них ведёт к разрыву целостности статистического исследования. Так, проведение статистического наблюдения бессмысленно без дальнейшего анализа, а анализ невозможен без информации, полученной на стадии первичной обработки данных.
Первая стадия статистического исследования – наблюдение, сбор данных о значениях изучаемого признака единиц статистической совокупности и их регистрация в специальных статистических формулярах.
На первом этапе статистического исследования фиксируются первичные статистические данные, или исходная статистическая информация, которая является фундаментом будущего статистического анализа. Если при сборе первичных статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии (получение итоговых материалов) должно быть тщательно продуманным и чётко организованным. Характерным для этой стадии является метод массовых наблюдений. Методы статистического наблюдения достаточно разнообразны: переписи, статистическая отчётность, анкетирование, выборочное наблюдение.
Вторая стадия статистического исследования представляет собой комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.
Статистическое наблюдение даёт исходный материал для обобщения, началом которого служит сводка, или упорядочение данных о единицах статистической совокупности. Если при статистическом наблюдении получают сведения, описывающие каждую единицу, то данные сводки характеризуют всю статистическую совокупность и отдельные её части.
В процессе сводки данные о единицах совокупности располагаются в определённом порядке (по возрастанию или убыванию значений признака, по алфавиту, статусу и т.д.). Основным методом статистической сводки выступает группировка. Совокупность делится по признакам различия и объединяется по признакам сходства, подсчитываются суммарные показатели по группам и в целом по совокупности. С помощью метода группировок изучаемые явления делятся на важнейшие типы, характерные группы и подгруппы по существенным признакам. С помощью группировок ограничивают совокупности, качественно однородные в существенном отношении, что является предпосылкой для определения и применения обобщающих показателей.
Результаты статистической группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной, компактной и наглядной формой представления массовых данных.
На третьей стадии проводится анализ статистической информации. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования.
Выделяют следующие основные этапы анализа:
1) констатация фактов и их оценка;
2) установление характерных черт и причин явления;
3) сопоставление явления с другими, принятыми за базу сравнения – нормативными, плановыми и прочими явлениями;
4) формулирование гипотез, выводов и предположений;
5) статистическая проверка выдвинутых гипотез с помощью специальных статистических показателей.
Характерным для статистических методов на этой стадии является применение обобщающих показателей: абсолютных, относительных, средних величин и индексных систем. Некоторые общие черты формирования обобщающих показателей устанавливаются посредством измерения их вариации. Изучение вариации наряду с применением средних и относительных величин имеет большое практическое и научное значение. Показатели вариации дополняют средние величины, за которыми скрываются индивидуальные различия. Они характеризуют степень однородности статистической совокупности по данному признаку. Показатели вариации определяют степень и границы вариации признака. Соотношение показателей вариации может выражать взаимосвязь признаков.
При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.
Большое значение для развития статистической методологии имеет компьютеризация статистических исследований, позволяющая создавать базы статистических данных и программы их обработки, в значительной мере сокращать сроки обработки информации, широко использовать многомерные методы, улучшать качество и наглядность проводимого анализа.
Заключение
Статистика – фундаментальная базовая отрасль научных экономических знаний. Не случайно на протяжении многих веков теоретические проблемы статистики разрабатывались экономистами и математиками, астрономами и физиками, философами и политическими деятелями.
В настоящее время статистические методы применяются для анализа различных социально-экономических явлений; при исследовании рынка; аудиторских проверках; в управлении и прогнозировании; при оценке финансового состояния хозяйствующих субъектов; ценообразовании; страховании.
Статистика – практическая деятельность по сбору, обработке и анализу статистических данных.
Возникнув из потребностей практических задач государства, статистика заняла важное место в системе государственного управления.
Статистика – это огромный информационно-справочный материал, характеризующий все стороны функционирования и развития того или иного хозяйствующего субъекта: индивидуального предпринимателя, фирмы, предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства в целом.
Литература
1) Едронова В.Н., Едронова М.В. Общая теория статистики: Учебник – М.: Юристъ, 2001. – 511 с.
2) Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник – М.: Юристъ, 2002. – 588 с.
3) Теория статистики: Учебник (Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.
4) Гусаров В.М. Статистика: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 – 463 с.
Информация о работе Статистика как наука. Предмет и метод исследования